Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-массовой направленности «Шахматы»
рабочая программа по физкультуре на тему

Галкина виктория Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет спортивно-массовую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей  учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_god.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

 «Дом творчества «Вектор»

654025,  г. Новокузнецк,  ул. Емельяновская, Дом 1, тел. 38-67-64

СОГЛАСОВАНО

методическим советом,

Протокол   № ____,

от «____»_____________20___г.

Руководитель МС

__________ О. Л. Коваленко

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДТ «Вектор»

_____________З.В. Нестерова

 «____»_____________20___г.

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Протокол № ____, от «____»_____________20___г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

спортивно-массовой направленности

«Шахматы»

Возраст детей: 7-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:

Галкина Виктория Александровна,

педагог дополнительного образования

Новокузнецк, 2018 г.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет спортивно-массовую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей  учащихся в интеллектуальном и личностном развитии, социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе и формирования общей культуры учащихся.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Поэтому актуальность общеразвивающей программы «Шахматы» помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.

Настоящая программа предназначена для групп начальной спортивной подготовки первого года обучения.

Отличительные особенности программы «Шахматы» в том, что данная программа  предусматривает углубленное изучение учащимися материала по правилам игры в шахматы, развитие комбинационного зрения и изучение основ игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет, которая помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 216 часов.

Срок  освоения программы. Для достижения планируемых результатов, заявленных в программе, необходимо 36 учебных недель (1 год).

Режим занятий.  Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Формы  обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная, выполнение домашних заданий самостоятельно.

Цель данной программы – развитие  личности ребенка, его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств посредством обучения шахматной игре. Изменение статуса шахмат (признание этого спорта как профессионального вида деятельности) позволило нам определить еще одну  цель программы – профессиональное самоопределение учащихся.

Задачи:

Путём специально организованного обучения решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

Обучающие:

  • обеспечивать усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры;
  • сформировать специальные и общеучебные умения:
  • уметь проводить шахматную партию от начала до конца;
  • уметь объяснить употребляемые шахматные термины;
  • уметь пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными     сборниками);

Развивающие:

  • развивать умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение);
  • способствовать развитию навыков самостоятельной  работы.
  • развивать  волевые  качества.

Воспитывающие;

  • формировать готовность к внутреннему самосовершенствованию, к самореализации себя в жизни;
  • способствовать выработке объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения;

Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении

используются различные методы и формы:

  • игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и  с педагогом);
  • конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
  • участие в  личных и командных соревнованиях различного уровня;
  • сеансы одновременной игры;
  • работа с шахматной литературой;

Срок реализации программы – 1 год.  

2. Общая характеристика учебного предмета

В процессе тренировочного занятия используются две большие группы методов:

а) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы

- к словесным методам, применяемым в тренировочном занятии, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др.

- к наглядным методам, используемым в тренировочном занятии, относятся: показ отдельных упражнений и их элементов, карточек с шахматными партиями, дидактические материалы и др.;

б) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы (решение задач, конкурсы  

решения шахматных комбинаций, сеансы одновременной игры, тренировочные

и тематические партии, участие в личных и командных соревнованиях разного

уровня).

Формами контроля и оценки усвоения программы являются проведение контрольных работ, тестирование, участие в соревнованиях.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа обучения рассчитана на группы начальной подготовки первого года обучения. Группы комплектуются из начинающих обучающих. Наполняемость групп до 12 человек. Количество учебных недель 36. Количество часов (турниров, соревнований) – 166. Количество часов для изучения – 216.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

4.  Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Шахматы способствуют логики,  организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости. Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе.

По окончании года воспитанники должны знать:

 а) основы шахматного кодекса (правила игры, дебютные принципы, шахматная нотация, ценность фигур);

б) основы пешечных окончаний;

в) шахматную терминологию;

г) простейшие дебютные принципы;

д) названия и идеи основных тактических приемов.

2.Должны уметь:

а) записывать партию; 

б) проводить элементарные комбинации;

в) владеть простейшими принципами реализации материального преимущества;

г) матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

д) разыгрывать окончания король и пешка против короля.

 

5. Содержание программы

В программе выделены следующие разделы:

1. Изучение правил шахмат.

2. Основные правила игры в дебюте.

3. Постановка мата сложными фигурами.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Правила шахмат

62

30

32

2.1

Шахматная доска и нотация

2

2

-

2.2

Пешка

2

2

-

2.3

Ладья

4

2

2

2.4

Слон

4

2

2

2.5

Ферзь

4

2

2

2.6

Конь

4

2

2

2.7

Король

4

2

2

2.8

Шах

4

2

2

2.9

Мат

4

2

2

2.10

Ценность фигур

6

2

4

2.11

Рокировка

6

2

4

2.12

Взятие на проходе

6

2

4

2.13

Виды ничьей

8

4

4

2.14

Запись партии и турнирная дисциплина

4

2

2

3

Эндшпиль.

20

4

16

3.1

Линейный мат

10

2

8

3.2

Мат королем и ферзем

10

2

8

4

Практическое занятие

132

132

Итого:

216

36

180

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. План работы и задачи объединения. Правила поведения на занятиях. Правила внутреннего распорядка

Раздел 2.Первоначальные понятия и правила шахматной игры

Учащиеся знакомятся с шахматной доской, с названиями и изображением фигур, с шахматной нотацией, учатся записывать ходы. Изучаются правила передвижения и взятия шахматных фигур, изучается сравнительная сила фигур и их взаимодействие. Вводится понятие о шахе и мате, учащиеся изучают методы защиты от шаха. Обучающиеся знакомятся со сложными правилами: взятие на проходе, рокировкой, изучают виды ничьей. Знания закрепляются на практике с помощью упражнений. Также знакомятся с системами проведения соревнований, получают сведения о разрядах, вводится понятие контроль времени, обучающиеся пробуют разыгрывать партии с шахматными часами.

Раздел 2. Основные принципы разыгрывания дебюта

Изучаются основные правила игры в дебютах, вводится классификация дебютов. Обучающиеся знакомятся с методами борьбы за центр, мобилизации фигур, защиты короля, также знакомятся с примерами дебютных катастроф («детский мат», «мат Легаля»).

Раздел 3. Основные тактические приёмы в миттельшпиле

Вводится понятие «тактика», как средство вынуждения в тактической борьбе. Изучаются тактические приёмы, которые встречаются в партиях: связка, двойной удар, «рентген», открытое нападение, открытый шах. Приёмы закрепляются на практике, обучающиеся решают задачи на сочетание тактических приёмов.

Раздел 4. Эндшпиль.

Крайняя линия, «сторож», взаимодействие фигур. Методы оттеснения короля на крайнюю линию при постановке  линейного мата и мата королем и ферзем одинокому королю.

Раздел 5. Практическое занятие.

Практическая игра, решение задач.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование и спортивный инвентарь: доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными, доска шахматная с фигурами шахматными, стол шахматный, часы шахматные.

Список используемой литературы:

1. Блох, М.В. Комбинационные мотивы // М.В. Блох.-М: ДАЙВ, 2006.

2. Блох, М.В. Комбинационное искусство // М.В. Блох.-М: ДАЙВ, 1993.

3. Костров, В.Н. Как играть шахматные окончания. Тест - партии. Кн.1, 2 //В.Н.Костров, Б.О. Белявский и др. – С._Петербург: Литера, 2003.

4. Костров, В.Н. Решебник. 2000 шахматных задач. Кн. 1, 2, 3 год //В.Н.Костров, Б. О.Белявский и др.- С-Петербург: Литера, 2003.

5. Костров, В. Н. Решебник П.Е. 1000 шахматных задач. Кн. 1, 2, 3 год //В.Н.Костров, П. Б.Рожков и др.- С-Петербург: Литера, 2001.

6. Нейштадт, Я. И. Шахматный практикум // Я.И.Нейштадт. – М.: Физическая культура и спорт, 1980.

7. Крогиус, Н. В. Психологическая подготовка шахматиста // Н.В.Крогиус. – М.: Физкультура и спорт, 1975.

8. Иващенко, С.Д. Сборник шахматных комбинаций // С.Д.Иващенко.- Киев: Радянська школа, 1986.

Список используемых обучающих программ:

«Шахматные дебюты: теория и практика» (по книге Эстрин, Калиниченко);

«Шахматные дебюты. Полный курс»;

«Шахматные комбинации»;

CT-ART 4.0 (от 4 разряда до гроссмейстера) Программа обучения шахматной тактики;

Информационно-поисковые-игровые системы:

 «Chess Assistant 15 Профессиональный пакет: 6 200 000 партий (на 01.01.2015) + Гудини 4»;

7. Планируемые результаты изучения курса

1. Учащиеся узнают правила передвижения и взятий шахматных фигур на доске, научатся шахматной нотацией, научатся решать задачи на нахождение мата в 1 ход.

2. Учащиеся научатся ставить мат ферзём, ферзем и ладьёй, двумя ладьями, одной ладьёй, слоном, конём, пешкой и проводить пешки в ферзи.

3. Учащиеся изучат тактические приёмы, которые встречаются в партиях» связка двойной удар, рентген, открытое нападение, открытый шах.

4. Учащиеся научатся разыгрывать партии, пользоваться шахматными часами.

5. Выполнение III юношеского разряда, переход на новый этап обучения.


Приложение 1

Календарно-учебный график

Группа начальной подготовки – 1  год обучения

Месяц

Неделя

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Прак-тика

Сентябрь

1

1

Вводное занятие

2

2

Шахматная доска и нотация

2

3

Практическое занятие

2

2

4

Правила шахмат. Пешка

2

5

Правила шахмат. Ладья

2

6

Практическое занятие. Пешка, ладья

2

3

7

Правила шахмат. Слон

2

8

Практическое занятие. Слон

2

9

Практическое занятие

2

октябрь

4

10

Правила шахмат. Ферзь

2

11

Практическое занятие. Ферзь

2

12

Практическая игра

2

5

13

Правила шахмат. Конь

2

14

Практическое занятие. Конь

2

15

Практическая игра

2

6

16

Правила шахмат. Король

2

17

Практическое занятие. Король

2

18

Практическая игра на полное уничтожение фигур

2

7

19

Понятие о шахе. Методы защиты от шаха

2

20

Практическое занятие. Методы защиты от шаха

2

21

Практическая игра на полное уничтожение фигур

2

ноябрь

8

22

Практическое занятие. Решение задач-лабиринтов

2

23

Практическое занятие.  Решение упражнений

2

24

Практическая игра.

2

9

25

Практическое занятие.  Решение упражнений

2

26

Практическое занятие.  Решение упражнений

2

27

Практическая игра.

2

10

28

Понятие о мате. Решение задач на мат в 1 ход

2

29

Практическое занятие.  Решение задач на мат в 1 ход

2

30

Практическое занятие.  Решение задач на мат в 1 ход

2

11

31

Сравнительная сила фигур и их взаимодействие

2

32

Практическое занятие. Решение упражнений

2

33

Практическое занятие. Решение упражнений

2

12

34

Правила шахмат. Рокировка

2

35

Решение задач на рокировку

2

36

Практическая игра с применением всех шахматных правил

2

 

13

37

Правила шахмат. Линейный мат

2

38

Решение задач  на линейный мат.

2

Декабрь

39

Практическая игра

2

14

40

Правила шахмат. Взятие на проходе

2

41

Практическое занятие. Взятие на проходе

2

42

Практическая игра

2

15

43

Шахматные часы. Контроль времени. Системы соревнований

2

44

Сеанс одновременной игры

2

45

Практическое занятие на решения мат в 1 ход ладьёй

2

16

46

Практическое занятие на решения мат в 1 ход слоном

2

47

Практическое занятие на решения мат в 1 ход ферзём

2

48

Практическая игра

2

январь

17

49

Правила шахмат.  Виды ничьей

2

50

Практическое занятие.

2

51

Практическое занятие. Виды ничьей

2

18

52

Правила шахмат.  Мат королём и ферзём против короля

2

53

Практическое занятие. Мат королём и ферзём против короля

2

54

Практическое занятие. Линейный мат. Решение задач на мат в 1 ход

2

19

55

Правила шахмат. Мат королём и ферзём и ладьёй против короля

2

56

Практическое занятие

2

57

Практическое занятие на решения мат в 1 ход пешкой

2

февраль

20

58

Борьба за центр, мобилизация фигур. Безопасность короля

2

59

Практическое занятие. Разыгрывание учебных партий между учащимися

2

60

Практическое занятие. Разыгрывание учебных партий между учащимися

2

21

61

Примеры дебютных «катастроф» («детский мат»,  мат Легаля). Общая классификация дебютов.

2

62

Практическое занятие. Разыгрывание учебных партий

2

63

Практическое занятие. Разыгрывание учебных партий.

2

22

64

Зачёт по матованию одинокого короля двумя ладьями

2

65

Зачёт по матованию одинокого короля ферзём и ладьёй

2

66

Практическое занятие. Мат в 1 ход. Практическая игра

2

23

67

Зачёт по матованию одинокого короля ферзём

2

68

Практическое занятие. Мат в 1 ход. Практическая игра

2

69

Практическое занятие. Мат в 1 ход. Практическая игра

2

Март

24

70

Правила шахмат. Связка

2

71

Практическое занятие. Решение комбинаций на связку

2

72

Практическое занятие. Мат в 1 ход. Практическая игра

2

25

73

Правила шахмат. Двойной удар

2

74

Практическое занятие. Решение комбинаций на двойной удар

2

75

Практическое занятие. Решение задач на мат в 1 ход.

2

26

76

Правила шахмат.  Рентген

2

77

Практическое занятие. Решение комбинаций на рентген

2

78

Тематический турнир

2

27

79

Сеанс одновременной игры

2

80

Практическая игра

2

81

Тематический турнир

2

Апрель

28

82

Правила шахмат.  Открытое нападение

2

83

Практическое занятие. Решение комбинаций на открытое нападение в 1 ход

2

84

Практическая игра. Тренировочный партии

2

29

85

Правила шахмат.  Открытый шах

2

86

Практическое занятие. Решение комбинаций  на открытый шах в 1 ход

2

87

Практическое занятие. Решение задач на связку мат в 1 ход

2

30

88

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

89

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

90

Тематический турнир

2

31

91

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

92

Практическая игра

2

93

Сеанс одновременной игры

2

32

94

Тренировочные партии

2

95

Практическое занятие.  Конкурс комбинаций

2

96

Практическое занятие.  Решение комбинаций

2

май

33

97

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

98

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

99

Тематический турнир

2

34

100

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

101

Практическое занятие. Мат в 1 ход

2

102

Практическая игра

2

35

103

Практическая игра

2

104

Практическое занятие.  Решение комбинаций

2

105

Сеанс одновременной игры

2

36

106

Практическое занятие.  Конкурс комбинаций

2

107

Практическая игра

2

108

Практическая игра

2

Итого часов:

50

166

Всего часов

216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...