Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_zdorovya_3_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

 /_Филиппова С.Г./

Протокол № _________

от ____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_________/Якимова И.И./

«__»____________20___г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № ___

от «__»____20__г.

Рабочая программа

Предмет: внеурочная деятельность «Уроки здоровья»

Класс:  3

Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Филиппова Светлана Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Стаж:  23г.

Квалификационная категория: первая

2015

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

5.  Результаты освоения учебного предмета

6. Содержание учебного предмета

7. Календарно-тематическое планирование

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

9. Лист дополнений и изменений к рабочей программе


 Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г №373; Федеральным базисным учебным планом,  утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312; Приказом Министерства образования и науки  Республики Бурятия от 26.08.2013г. № 1646/1 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Республики Бурятия на 2013-2014 учебный год»; Примерной программы начального общего образования под редакцией Лях В. И. и др.; Приказом № 71 от 27.08.2010г. МБОУ «Булыкская СОШ» «Об утверждении Положения о рабочих программах.

Данная программа предназначена для работы с детьми 10–11 лет (1-4 классы) общеобразовательных школ.

Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, сбережение и укрепление здоровья воспитанников, сознательного участия в охране своего здоровья, адекватного поведения в случае болезни.

Новизна программы заключается в том, что она основывается на реализации компетентностного подхода, здоровьесберегающих технологий.

Цели программы:

  1. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
  3. использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы: 

  1. формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  3. воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Общая характеристика курса

Данная программа разработана на основе программы «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  2013г.- М.: ВАКО.

Данная  программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.

Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая  способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.

Ценностные ориентиры:

Ребёнок не только усвоит определённые  знания и представления о здоровом образе жизни, но  и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

После каждого занятия у ребёнка должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Национально-региональный компонент

Включение национально-регионального компонента в содержание обучения младших школьников через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

 -художественных текстов;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии;

- народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Результаты освоения учебного предмета

Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

 Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы  учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

  • Выделять нравственный аспект поведения;
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы;
  • Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учить высказывать свое предположение на уроке;
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;
  • Внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;

2. Познавательные УУД:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
  • Установление причинно – следственных связей;
  • Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • Слушать и понимать речь других, вести диалог;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Формы учета знаний и умений

  • Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
  • Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
  • Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов.
  • Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, конференции, выпуск газет, листовок.

Содержание программы 34ч.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)

Учимся думать. (1час)

Спеши делать добро.(1час)

Поможет ли нам обман.(1час)

«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)

Все ли желания выполнимы.(1час)

Как воспитать в себе сдержанность.(1час)

Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Я принимаю подарок.(1час)

Я дарю подарки.(1час)

Наказание. (1час)

Одежда. (1час)

Ответственное поведение. (1час)

Боль. (1час)

Сервировка стола. (1час)

Правила поведения за столом. (1час)

Ты идешь в гости . (1час)

Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)

Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)

Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Помоги себе сам. (1час)

Умей организовать свой досуг. (1час)

Что такое дружба. (1час)

Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Как доставить родителям радость. (1час)

Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)

Спешите делать добро. (1час)

Огонек здоровья. (1час)

Путешествие в страну здоровья. (1час)

Культура здорового образа жизни. (1час)


Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Из них прак работы

Основные виды деятельности

Дата

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

Объяснять и соблюдать социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образо вательном учреждении. Рассказы вать об общих и индивидуальных основах гигиены, соблюдать эти правила. Формулировать и выполнять правила хорошего тона, направленные на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижа ющие вероятность приобщения к вредным привычкам. Коллективно обсуждать правила школьной дружбы. Формировать потреб ность в выборе  здорового образа жизни за счет умений "быть здоровым".  Приобретать навыки следить за чистотой и опрятнос тью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды). Формировать потребность в здоровом образе жизни. Применять изученные правила безопасности в жизни. Осуществлять самопроверку, оценивать результаты своей работы. Анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, делать выбор наиболее эффективного способа решения, корректировать свои действия. Уметь договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Соблюдать правила поведения, когда рядом опасные люди. Называть возможные выходы из опасных ситуаций. Формировать  

позитивное отношение к самому себе, потребность в саморазвитии, стимулировать к самовоспитанию. Осуществлять самопроверку, оценивать результаты своей работы

2.09

2

Учимся думать.

1

9.09

3

Спеши делать добро.

1

16.09

4

Поможет ли нам обман.

1

23.09

5

«Неправда – ложь»в пословицах и поговорках.

1

30.09

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

7.10

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1

14.10

8

Все ли желания выполнимы.

1

21.10

9

Как воспитать в себе сдержанность.

1

28.10

1011

Как отучить себя от вредных привычек.

2

11.11

18.11

12

Я принимаю подарок.

1

25.11

13

Я дарю подарки.

1

2.12

14

Наказание.

1

9.12

15

Одежда.

1

16.12

16

Ответственное поведение.

1

23.12

17

Боль.

1

13.01

18

Сервировка стола.

1

20.01

19

Правила поведения за столом.

1

27.01

20

Ты идешь в гости.

1

3.02

21

Как вести себя в транспорте и на улице.

1

10.02

22

Как вести себя в театре , кино, школе.

1

17.02

23

Умеем ли мы вежливо обращаться.

1

24.02

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

3.03

25

Помоги себе сам.

1

10.03

26

Умей организовать свой досуг.

1

17.03

27

Что такое дружба.

1

31.03

28

Кто может считаться настоящим другом.

1

7.04

29

Как доставить родителям радость.

1

14.04

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

21.04

31

Спешите делать добро.

1

28.04

32

Огонек здоровья.

1

5.05

33

Путешествие в страну здоровья.

1

12.05

34

Культура здорового образа жизни.

1

19.05

Всего:

34


Литература:

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2014.

             

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие  принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"

       В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание "

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих ме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровье"

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; стремление  быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс

Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...