НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИНВЕНТАРЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
статья по физкультуре (1 класс)

Шарко Ольга Анатольевна

 

Описание метода использования мягкой игрушки в учебном процессе в качестве нетрадиционного инвентаря на занятиях ЛФК и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharko_netraditsionnyy_inventar.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИНВЕНТАРЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

VII региональная научно-практическая конференция

«Служба здоровья      в образовательных учреждениях

Санкт-Петербурга: от здоровья учителя

– к здоровью и успешности ученика»

О.А. Шарко

С недавнего времени в школах Санкт-Петербурга начали работать Службы здоровья – мобильные штабы, которые генерируют идеи и координируют всю школьную деятельность в области здоровьесбережения. Эта сфера признана нашим государством приоритетной неслучайно. XXI век называют веком компьютерных технологий. Наши дети с рождения окунаются в мир техники. Телевизоры, телефоны, компьютеры стали обычными для каждой семьи. Современный ребёнок огромное количество времени проводит у экрана телевизора и монитора компьютера. К сожалению, вместе с благами цивилизации в наш дом приходят и проблемы. Негативную динамику отмечают окулисты, констатируя, что за последнее время существенно ухудшилось зрение детей;  бьют тревогу психологи: неокрепшая нервная система ребят страдает от неконтролируемого потока ненужной, а порой и опасной информации;  педиатры и ортопеды фиксируют заметный рост соматических заболеваний и патологий развития костно-мышечной системы. Стремительный ритм жизни вносит коррективы и в режим дня ребёнка: нынешние первоклассники мало бывают на свежем воздухе, они почти совсем не знают подвижных игр. К тому же, по данным исследователей,  ученики начальной школы недосыпают в сутки полтора-два часа. Все эти факторы чётко обрисовывают контур одной серьёзной проблемы – проблемы школьной адаптации ребёнка.

Адаптация – это приспособление организма к работе в изменившихся условиях. Школьная адаптация включает в себя две составляющих: психологическую и физиологическую. Она длится от двух до шести месяцев. Вчерашнему дошкольнику трудно перестроится на новый режим. Отмечено, что при сложно протекающей адаптации  ребята первого класса за месяц теряют массу тела, а заболеваемость первоклассников по некоторым данным вдвое превышает этот показатель у учеников старшей школы. Довольно часто у детей меняется настроение, появляются необоснованные капризы, перевозбуждение или наоборот быстрое утомление. Всё это признаки трудного «встраивания» в школьную жизнь. В этот период первоклассники особенно нуждаются в помощи и защите. Работа Службы здоровья нашей школы нацелена на поддержку ребёнка-первоклассника, и внутри образовательного учреждения всегда предусмотрен ряд мероприятий по преодолению трудностей адаптации.

Одним из таких мероприятий, комплексно решающим проблемы физиологической и психологической школьной адаптации, является корригирующая гимнастика.

Более 70% детей приходят в школу с диагностированными нарушениями осанки, и занятия в группе лечебной физкультуры начинаются с первой недели  школьной жизни. Комплекс специально подобранных упражнений направлен на  воспитание у младших школьников дисциплинированного и сознательного отношения к правильному положению тела, укрепление мышц и совершенствование координации движений. Но для того, чтобы ребёнок 6-7 лет освоил жизненно важные умения и навыки, необходим позитивный настрой на занятия, и здесь надёжным союзником педагога может стать … игрушка.

Младшие школьники открыты для фантазии: они легко входят в образ, творчески преобразовывая ситуацию, но в рамках жёсткого школьного режима игры первоклассникам не хватает. Поэтому настоящая симпатичная  и добрая игрушка на уроке воспринимается ими как праздник.

В результате практической работы был определён оптимальный момент для использования игрушки в учебном процессе в качестве нетрадиционного инвентаря.

Как известно, занятие корригирующей гимнастикой подчиняется строгой системе: вводная часть, включающая разминку и построение; основная часть с общеразвивающими  и корригирующими упражнениями; и заключительная часть, где используются подвижные игры, восстанавливающие и строевые упражнения.

Задача вводной части – организационная, особое значение здесь отводится  контролю за правильным положением тела для того, чтобы в дальнейшем новые рефлекторные связи стали бы привычными для ребёнка. Строевые упражнения нацеливают ребят на работу, позволяют рационально расположить места для занятий в пространстве зала.  Использование игрушки во вводной части нецелесообразно. Но постановка задачи, сообщение темы урока обязательно должны быть в игровой форме. Например: « Сегодня вы – артисты цирка: красивые, спортивные, подтянутые. Будем дрессировать диких котов для выступления на арене!» Игрушка имеет совершенно не дикий вид, поэтому юмор ситуации сразу настраивает детей позитивно.

Центральная задача основной части – укрепление мышечного корсета с помощью специально подобранного комплекса упражнений. В соответствии с игровым замыслом, смешные толстые коты сразу становятся действующим лицом занятия по коррекции осанки.  Игрушка  здесь выполняет роль своеобразного спортивного предмета.  Работа с ней готовит ребёнка к  работе с гимнастической палкой, обручем, мячом и т.д.  Игрушка используется в каждом упражнении основной части, совершенствуя координацию рук, а особенно кисти и пальцев. При работе с таким нетрадиционным инвентарём движения приобретают новизну и воспринимаются детьми  с интересом. Это усиливает эффект влияния на физическое развитие детей. При выполнении упражнений с удержанием или перемещением игрушки формируются дополнительные межмышечные связи, которые, в свою очередь, улучшают двигательную подготовку младших школьников.  

 В основную часть включаются и упражнения в балансировке, которые тренируют навык удержания правильного положения туловища и развивают координацию. Мягконабивная симметричная по центральной оси игрушка успешно справляется с ролью балансира.

Броски и ловля игрушки из разных исходных положений и разными способами требуют от первоклассника точного расчёта мышечных усилий и  чёткости движений. Игровая задача требует к своему напарнику-игрушке особенного внимания. Ребята стараются не уронить кота, не причинить ему вреда. Это способствует развитию точности двигательных действий.

Дети выполняют довольно сложные упражнения и увлечённо играют: вместе со своим подопечным они преодолевают трудности, «выручают» друг друга, радуются успехам.

Заключительная часть решает задачу постепенного снижения нагрузки на кардио-респираторную систему и нервно-мышечный аппарат.  Дыхательные упражнения широко используются здесь  в сочетании со спокойной ходьбой и обязательным выравниванием осанки с  тактильным индивидуальным контролем у гимнастической стенки. А элементом психологической разгрузки является подвижная игра – яркая эмоциональная точка, где непременно  используется игрушка. Игры в течение четверти могут меняться, но мастерство педагога всегда подскажет, как встроить в  сюжет подвижной игры присутствующую на уроке игрушку: это может быть  финальное выступление на арене,  номер «на бис», праздник, прогулка и т.п.  Подвижную игру можно украсить музыкальным сопровождением.

Итог урока подводит итог и игровому сюжету: «Вы настоящие бесстрашные дрессировщики. Вам удалось научить дикого кота разным цирковым трюкам. Молодцы! А ещё каждый из вас поработал над осанкой. Проверьте свою осанку около стенки. Обязательно расскажите дома о том, чему научились».

Комплекс с игрушками рассчитан на работу в первой четверти учебного года, т.к за этот небольшой временной отрезок такой необычный «спортивный» предмет не успевает надоесть ребёнку, но формирует положительное впечатление от занятий корригирующей гимнастикой.  Опрос ребят, проведённый специалистами Службы здоровья нашей школы, подтвердил это, а также выявил интересный аспект: более 78% первоклассников, занимаясь с игрушкой, видят в ней своего друга, и поэтому чувствуют себя более защищёнными и уверенными.

Таким образом, использование нетрадиционного инвентаря в системе работы по коррекции осанки  у первоклассников реализует на практике технологии здоровьесбережения и здоровьесозидания, а также способствует вхождению ребёнка в образовательное поле школы без потерь для здоровья.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

профилактика и коррекция осанки

презнтация содержит теоретический материал для обучающихся начальной школы...

Внеурочное занятие по теме «Упражнения для коррекции осанки с малыми гимнастическими обручами»

Внеурочное занятие спортивно-оздоровительного направления с целью укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию и закаливанию организма, обучение жизненно важным двигательным умения...

Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей первоклассников»

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей, не может быть одинаковым у всех детей. С этой целью были созданы нетрадиционные техники рисования (НТР), где разнообразие способов...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ....