Рабочая программа курса « Шахматы» 1-4 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по физкультуре (2, 3, 4 класс)

Инкирева Ирина Викторовна

Рабочая программа курса « Шахматы» 2-4 класс УМК «Школа России» с КТП

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Горбачевская основная  общеобразовательная школа

ФГОС

Рабочая программа

курса « Шахматы»

1-4 класс

УМК «Школа России»

Рабочая программа по «Шахматы – в школе»  линии УМК   « Школа России» (1-4 классы) составлена на основе:

  •  Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями)
  • Федерального перечня учебников
  •  Основной общеобразовательной программы     начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горбачевская основная  общеобразовательная школа  ФГОС
  • Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Горбачевская основная  общеобразовательная школа  на 2019-2020 учебный  год.

Авторской программы: «Шахматы - в школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным). 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов изучения курса «Шахматы- в школе».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Шахматы – в школе»:

Самоопределение (мотивация учения) 

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение») 

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). 

Познавательные УУД 

Общеучебные 

- формулирование познавательной цели; 

- поиск и выделение информации; 

- знаково-символические 

- моделирование 

Логические 

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; 

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 

- подведение под понятие, выведение следствий; 

-установление причинно-следственных связей; 

- построение логической цепи рассуждений; 

- доказательство; 

- выдвижение гипотез и их обоснование. 

Коммуникативные УУД 

 

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). 

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). 

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). 

Регулятивные УУД 

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). 

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). 

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). 

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) 

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). 

Оценка. 

 

 

Результаты образовательной деятельности: 

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. 
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. 
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). 

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 

Формы контроля 

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.  

 

Содержание учебного предмета, курса

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю) 

 

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. 

Дидактические игры и задания 

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). 

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. 

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 

Дидактические игры и задания 

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. 

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. 

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". 

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. 

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) 

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Нотация. 

Дидактические игры и задания 

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно 

расставляют начальную позицию. 

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 

4. Ходы и взятие фигур.  Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. 

5.Морской бой: 8х8, краткая нотация. 

Дидактические игры и задания 

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на 

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). 

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.  

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. 

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под 

ударом черных фигур. 

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. 

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. 

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. 

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. 

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. 

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. 

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. 

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. 

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 

Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее 

(например:“Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. 

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь 

(например:“Вторая горизонталь”). 

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”). 

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. 

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. 

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся. 

5. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. 

Дидактические игры и задания 

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” 

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят 

расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. 

6. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. 

Дидактические игры и задания 

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: 

стоит ли король под шахом или нет. 

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. 

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. 

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. 

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. 

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает 

тот, кто объявит первый шах. 

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как 

начинать шахматную партию. 

Дидактические игры и задания 

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 

К концу первого года обучения дети должны знать: 

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматная нотация, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; 
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; 
  • правила хода и взятия каждой фигуры. 

 

К концу первого года обучения дети должны уметь: 

  • ориентироваться на шахматной доске; 
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; 
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами; 
  • правильно расставлять фигуры перед игрой; 
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ; 
  • рокировать; 
  • объявлять шах; 
  • ставить мат; 
  • решать элементарные задачи на мат в один ход. 
  • записывать  шахматную нотацию 
  •  

Второй год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю) 

 

1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 

2.  Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. 

Дидактические игры и задания 

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее 

(например:“Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. (Более сложный вариант, чем в первом классе.) 

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь 

(например:“Вторая горизонталь”). ( Более сложный вариант, чем в первом классе.) 

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).  ( Более сложный вариант, чем в первом классе) 

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.      ( Более сложный вариант, чем в первом классе.) 

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.     ( Более сложный вариант, чем в первом классе.) 

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. ( Более сложный вариант, чем в первом классе.) Учитель уточняет ответы учащихся. 

3. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. 

Дидактические игры и задания 

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” 

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят 

расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. 

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. 

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. 

4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. 

Дидактические, игры и задания 

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю? 

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. 

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю. 

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на 

одну из крайних вертикалей или горизонталей. 

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. 

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется 

наименьшее количество полей для отхода. 

5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. 

Дидактические игры и задания 

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. 

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. 

6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). 

Дидактические игры и задания 

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. 

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. 

К концу второго года обучения дети должны знать: 

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; 
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. 

К концу второго года обучения дети должны уметь: 

  • записывать шахматную партию; 
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; 
  • проводить элементарные комбинации. 

 

Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю) 

 

1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. 

Дидактические задания 

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. 

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в 

игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. 

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). 

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. 

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. 

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. 

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. 

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. 

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. 

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. 

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в 

которую белые не нарушают правил игры. 

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. 

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у 

противника образовались сдвоенные пешки. 

К концу третьего года обучения дети должны знать: 

  • принципы игры в дебюте; 
  • основные тактические приемы; 
  • что означают термин «дебют». 

К концу третьего года обучения дети должны уметь: 

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; 
  • точно разыгрывать простейшие окончания. 
  • принципы игры в дебюте; 
  • основные тактические приемы; 
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. 
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; 
  • точно разыгрывать простейшие окончания. 

 

1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. 

Дидактические задания 

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и 

остаться с лишним материалом. 

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. 

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 

2. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. 

Дидактические задания 

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. 

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. 

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. 

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. 

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. 

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей. 

Учебно-тематическое планирование 

курса «Шахматы – в школе» 

для учащихся 2-4-х классов общеобразовательных учреждений 

1 год обучения (34 часа) 

Шахматная доска (3ч.) 

1 Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля 1 

2 Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали 1 

3 Диагональ. Большие и короткие диагонали 1 

Шахматная нотация (2ч.) 

4 Обозначение горизонталей, вертикалей, полей 1 

5 Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения 1 

Шахматные фигуры (11ч.) 

6 Белые и черные фигуры 1 

7 Виды шахматных фигур 1 

8 Начальное положение 1 

9 Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи 1 

10 Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона 1 

11 Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя 1 

12 Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня 1 

13  Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки 1 

14 Король. Место короля в начальном положении 1 

15 Ход короля 1 

16 Король против других фигур 1 

Шах (7ч.) 

17 Шах. Защита от шаха 1 

18 Шах ферзем 1 

19 Шах ладьей 1 

20 Шах слоном 1 

21 Шах конем 1 

22 Шах пешкой 1 

23 Открытый шах. Двойной шах 1 

Мат (5ч.) 

24 Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой 1 

25 Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) 1 

26 Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур 1 

27 Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей 1 

28 Рокировка. Длинная и короткая рокировка 1 

Ценность шахматных фигур (2ч.) 

29 Ценность фигур. Сравнительная сила фигур 1 

30 Достижение материального перевеса 1 

Шахматная партия (4ч.) 

31 Игра всеми фигурами из начального положения 1 

32 Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. 1 

33 Демонстрация коротких партий. 1 

34 Повторение программного материала. 1 

 

2 год обучения (34 часа) 

Повторение (2ч.) 

1 Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Краткая история шахмат. 1 

2 Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. 

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. 1 

Шахматная нотация (1ч.) 

3 Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. 1 

Ценность шахматных фигур (2ч.) 

4 Достижение материального перевеса. Способы защиты 1 

5 Защита 1 

Техника матования одинокого короля (4ч.) 

6 Две ладьи против короля 1 

7 Ферзь и ладья против короля 1 

8 Ферзь и король против короля 1 

9 Ладья и король против короля 1 

Достижение мата без жертвы материала (4ч.) 

10 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле 1 

11 Цугцванг 1 

12Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле 1 

13 Учебные положения на мат в два хода в дебюте 1 

Шахматная комбинация (14ч.) 

14 Матовые комбинации. Тема отвлечения 1 

15 Матовые комбинации. Тема завлечения. 1 

16 Матовые комбинации. Тема блокировки 1 

17 Тема разрушения королевского прикрытия 1 

18 Тема освобождения пространства и уничтожения защиты 1 

19 Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов 1 

20 Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения 1 

21 Тема уничтожения защиты. Тема связки 1 

22 Тема освобождения пространства. Тема перекрытия 1 

23 Тема превращения пешки 1 

24 Сочетание тактических приемов 1 

25 Патовые комбинации 1 

26 Комбинации на вечный шах 1 

27 Типичные комбинации в дебюте 1 

Основы дебюта (5ч.) 

28 Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон 

29 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя 1 

30 Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика 1 

31 Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 1 

32 Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание   “повторюшек” 1 

Повторение (2ч.)                                                                   

33 Повторение программного материала 1 

34 Игровая практика 1 

 

3 год обучения (35 часов) 

Повторение и закрепление (6ч.) 

1 Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Обозначение шахматных фигур и терминов  

2 Рокировка  шах, мат, пат  

3 Превращение пешки. Взятие на проходе 1 

4 Начальное положение. Запись начального положения. Шахматная нотация. Ходы фигур, взятие 1 

5 Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля 1 

6 Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии 1 

 

Основы дебюта (7ч.) 

7 Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. 1 

8 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты 1 

9 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития 

фигур. “Пешкоедство” 1 

10 Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит 1 

11 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки 1 

12 Связка в дебюте. Полная и неполная связка 1 

13 Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты 1 

Основы миттельшпиля (20ч.) 

14 Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле 1 

15 Связка в миттельшпиле. Двойной удар 1 

16 Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах 1 

17 Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика 1 

18 Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки 1 

19 Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты 1 

20 Темы связки, “рентгена”, перекрытия 1 

21 Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов 1 

22 Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика 1 

23 Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия 1 

24 Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи) 1 

25 Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) 1 

26 Матование двумя слонами (простые случаи) 1 

27 Матование слоном и конем (простые случаи) 1 

28 Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” 1 

29 Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция 1 

Решение заданий. Игровая практика. 

30 Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой 1 

31 Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля 1 

32 Решение заданий. Игровая практика 1 

33 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля 1 

Основы эндшпиля (2ч.) 

34 Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле 1 

35 Игровая практика 1 

Тематическое планирование с  указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Календарно- тематическое планирование  

1 год обучения (34 часа) 

тема урока 

Шахматная доска (3 часа)

1

1

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. 

2

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали  

3

3

Диагональ. Большие и короткие диагонали  

Шахматная нотация (2 часа)

4

1

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. 

5

2

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. 

Шахматные фигуры (11 часов)

6

1

Белые и черные фигуры  

7

2

Виды шахматных фигур  

8

3

Начальное положение. 

9

4

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. 

10

5

Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. 

11

6

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. 

12

7

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. 

13

8

Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки  

14

9

Король. Место короля в начальном положении. 

15

10

Ход короля. 

16

11

Король против других фигур. 

Шах (7 часов)

17

1

Шах. Защита от шаха. 

18

2

Шах ферзем. 

19

3

Шах ладьей. 

20

4

Шах слоном. 

21

5

Шах конём. 

22

6

Шах пешкой. 

23

7

Открытый шах. Двойной шах. 

Мат (5 часов)

24

1

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. 

25

2

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) 

26

3

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. 

27

4

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. 

28

5

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. 

Ценность шахматных фигур (2ч)

29

1

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. 

30

2

Достижение материального перевеса. 

Шахматная партия (4 часа)

31

1

Игра всеми фигурами из начального положения. 

32

2

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. 

33

3

Демонстрация коротких партий. 

34

4

Повторение программного материала. 

 

2 год обучения (34 часа) 

 

тема урока 

Повторение (2часа)

1

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Краткая история шахмат. 

2

2

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. 

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах 

Шахматная нотация (1 час)

3

1

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. 

Ценность шахматных фигур (2 часа)

4

1

Достижение материального перевеса. Способы защиты 

5

2

Защита. 

Техника матования одинокого короля (4часа)

6

1

Две ладьи против короля. 

7

2

Ферзь и ладья против короля. 

8

3

Ферзь и король против короля. 

9

4

Ладья и король против короля. 

Достижение мата без жертвы материала (4часа)

10

1

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. 

11

2

Цунгцванг. 

12

3

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. 

13

4

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. 

Шахматная комбинация (14часов)

14

1

Матовые комбинации. Тема отвлечения. 

15

2

Матовые комбинации. Тема завлечения. 

16

3

Матовые комбинации. Тема блокировки. 

17

4

Тема разрушения королевского прикрытия. 

18

5

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. 

19

6

Другие темы комбинаций и сочетание темат. Приемов. 

20

7

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. 

21

8

Тема уничтожения защиты. Тема связки. 

22

9

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  

23

10

Тема превращения пешки. 

24

11

Сочетание тактических приемов. 

25

12

Патовые комбинации. 

26

13

Комбинации на вечный шах. 

27

14

Типичные комбинации в дебюте. 

Основы дебюта (5часов)

28

1

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. 

29

2

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 

30

3

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. 

31

4

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 

32

5

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание   “повторюшек”. 

Повторение (2часа)

33

1

Повторение программного материала. 

34

2

Игровая практика. 

 

3 год обучения (35часов) 

тема урока 

Повторение и закрепление (6 часов)

1

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Обозначение шахматных фигур и терминов. 

2

2

Рокировка  шах, мат, пат. 

3

3

Превращение пешки. Взятие на проходе. 

4

4

Начальное положение. Запись начального положения. Шахматная нотация. Ходы фигур, взятие. 

5

5

Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. 

6

6

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. 

Основы дебюта (7часов)

7

1

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. 

8

2

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. 

9

3

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития 

фигур. “Пешкоедство”. 

10

4

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. 

11

5

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. 

12

6

Связка в дебюте. Полная и неполная связка. 

13

7

Открытые, полуоткрытые и закрытые 

Основы миттельшпиля (20часов)

14

1

Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. 

15

2

Связка в миттельшпиле. Двойной удар. 

16

3

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. 

17

4

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика. 

18

5

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. 

19

6

Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. 

20

7

Темы связки, “рентгена”, перекрытия. 

21

8

Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. 

22

9

Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика. 

23

10

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. 

24

11

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). 

25

12

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). 

26

13

Матование двумя слонами (простые случаи). 

27

14

Матование слоном и конем (простые случаи). 

28

15

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. 

29

16

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Решение заданий. Игровая практика. 

30

17

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. 

31

18

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. 

32

19

Решение заданий. Игровая практика. 

33

20

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. 

Основы эндшпиля (2часа)

34

1

Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. 

35

2

Игровая практика. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы для 1 класса (УМК "Школа России")

В данном материале содержатся учебные программы по русскому языку (обучение грамоте), математике, окружающему миру, технологии (Роговцева), ИЗО (Неменский), литературному чтению....

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....