Опыт создания мотивирующей образовательной среды на примере урока по йоге.
статья по физкультуре (1 класс)

Урок по йоге матевирует детей к образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт создания мотивирующей образовательной среды на уроке по йоге.

Йога является древним учением, предназначенным для оздоровления тела и для успокоения, укрепления и прояснения ума. Хорошее пищеварение, крепкий сон, энергичное состояние и энтузиазм, прекрасное функционирование внутренних органов, гибкость и хороший мышечный тонус, счастье и постоянная лёгкость - лишь некоторые из достижений, которые можно достичь с помощью регулярной практики Йоги.

Здоровье и спокойствие являются врождённым правом каждого ребёнка. Мы, как любящие родители и педагоги, обязаны обеспечить детей знанием о том, как поддерживать и развивать эти два самых ценных дара.

Современному преподавателю необходимо иметь представление о новых формах физической культуры, которые используются для оздоровления детей, улучшения их физиологических и физических данных.

Одной из таких форм являются занятия йогой, которые позволяют осуществлять профилактику различных заболеваний: опорно-двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной системы и др. Статичные упражнения вызывают не только воздействия на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением корковых процессов в связи с возникновением в области двигательного анализатора головного мозга   очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой- возбуждениями, приходящих от работающих мышц.

Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражают воображения. По неумолимой статистике, более 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, 30-40% детей отклонение со стороны   опорно-двигательного аппарата и т.д. Только 10% приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, конечно же, здоровья.

Созданная нами программа для оздоровления детей программа включает все виды здоровьезберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастики, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатка-йога.

Оздоровительная йога
для детей 7-9 лет

Это оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению, обучению и развитию ребенка. Занятия йогой хорошо сочетаются детским сказочным восприятием мира, в котором естественны игры и перевоплощения (поза змеи, поза кошки...), а сказки и мифы глубоко западают в душу.

На первых занятиях учитель рассказывает детям, что давно-давно в Индии жил человек, который наблюдал за окружающим миром и хотел быть здоровым и сильным. Он смотрел-смотрел на деревья и зверей и решил сам побывать деревом, кошкой, собакой, чтобы научиться у них силе, ловкости, гибкости. Ему понравилась такая игра, благодаря этой игре человек стал сильным, здоровым и мудрым. Потом у него появились ученики.

       Так 2 тысячи лет назад появилась йога.

Занятия йогой дают детям:

  1. Умение управлять своим телом развитие координации, укрепление мышечного корсета, улучшение осанки, профилактика сколиоза и плоскостопия, развитие гибкости, растяжка.
  2. Умение общаться и лично и в группе.
  3. Умение слушать себя и слушать окружающих.
  4. Для активных и гиперактивных детей - умение управлять своим телом и своей энергией и расслабляться, когда устает, перед сном.
  5. Для тихих и пассивных детей - умение проявлять инициативу, не бояться проявить свои эмоции, быть решительными.
  6. У детей формируется позитивное отношение к миру.

Как проходит занятие:

Занятие проходит в игровой форме.

В начале дети поют звуки. Благодаря пропеванию различных звуков, ребенок успокаивается, если был перевозбужден, и настраивается на занятие.

Разминка, которая улучшает кровообращение, разогревает мышцы и суставы, подготавливая тело ребенка   к основной части - выполнению асан.

В разминку входят пальчиковые игры и подвижные игры.

Основная часть - положения тела (асаны), которые изображают людей (поза героя) и животных (поза кошки, поза собаки). В этих позах дети свободно выражают свои эмоции. Можно лаять, мяукать, в позе тигра - рычать, в позе змеи - шипеть. В позе героя - почувствовать себя героем. Таким образом дети учатся освобождаться от негативных эмоций. И, конечно, эти упражнения дают детям физическое развитие.

После основной части - дыхательные упражнения. Они укрепляют иммунитет, приводят в порядок нервную систему.

Заканчивается занятие релаксацией, которая называется шавасана, когда ребенок после активного занятия учится расслаблять свое тело. Дети слушают сказки, легенды, поучительные истории и приятную музыку

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достигнуть лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциями и мышлением

При выполнении асан происходят самомассаж и естественный массаж органов.

Не все асаны (позы йоги) просты в исполнении, именно поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, пластичными, укрепляют внутренние органы и улучшают  самочувствие; укрепляют иммунитет; развивают наблюдательность, внимание, самостоятельность, фантазию.

Занятия обычной физкультурой с ее нередко однообразными движениями – это зачастую не то, что нужно школьникам.

А вот йога – это модно, ново и совсем другое дело. Ведь это не только полезный комплекс физических и дыхательных упражнений, но и увлекательный процесс познания своего тела и внутреннего я.

Это очень актуально в наши дни, когда школьники подолгу пребывают в сидячем положении, просматривая телепередачи, слушая музыку или играя за компьютером. Ведь последствиями такого времяпрепровождения могут стать гипертония, ожирение, язвы, дисфункции сердца и легких.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят, повышается двигательная активность, выносливость, снижается эмоционально-психическое напряжение.

Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.  

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...

Выступление на педагогическом совете "Мотивирующая образовательная среда", 10.11.2015 год

Выступление на педагогическом совете "Мотивирующая образовательная среда", 10.11.2015 год...

Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.

К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...

Статья на тему «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»

Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности ребенка с нарушением слуха....

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»

Музей обладает целым рядом достоинств, отличающих его от других учреждений культуры. Для детей с нарушением слуха эти особенности – возможность получить эстетическое удовольствие и новую информа...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...