Экскурсия в зимний лес
план-конспект урока по физкультуре (1 класс)

Косарева Анастасия Сергеевна

Урок окружающего мира с интеграцией физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mirfizkultura_.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры

ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ЛЕС (ПАРК)

«Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок»

Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения признаков зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии; способствовать развитию наблюдательности; объяснить надевать и снимать лыжи (крепления, их виды);способы передвижения на лыжах.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять признаки зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии. Поочередно выполнять передвижение по лыжне, уступать лыжню обгоняющему.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; прогнозирование – предвосхищать результат действия (экскурсии).

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии. Осваивать технику передвижения на лыжах скользящим шагом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время. Контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений.

Оборудование: самодельные кормушки для птиц; карточки с изображением деревьев; письма на деревьях; блокноты, лыжи.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Построение в две шеренги на месте. Учебная езда на лыжах по малому кругу.

– Ребята, мы в зимнем лесу. Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа. Что вы слышите? Какое у вас ощущение от зимнего леса? Какие стихи приходят вам на память? Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?

II. Изучение нового материала.

– Понаблюдайте  за  небом.  Как  оно  изменилось  по  сравнению с осенним?

– Каким стало солнце? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

– Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?

– Попробуйте зарисовать снежинку в блокноте.

– В середине зимы, когда снег ложится на землю, приходят настоящие морозы. А сейчас, в декабре, снеговой покров ещё неустойчивый, снег то тает, то выпадает вновь. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

– Как автор называет зиму?

– Вспомните, каким был лес поздней осенью. Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии? Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?

– Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

– Давайте назовем признаки зимы:

1. Стало холодно.

2. Образовался постоянный снеговой покров.

3. Замёрзли почва и водоёмы.

4. Дни стали короткими, ночи длинными.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Деревья стоят без листьев.

7. Некоторые  животные  меняют  окраску,  некоторые  впадают  в спячку.

– Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

– Погода стала только морозной?

– Бывают ли зимой потепления? Как они называются?

Оттепель – это кратковременное потепление зимой, снег подтаивает, но в целом зимний пейзаж не меняется.

Изморозь – снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду, род инея.

– Каким стало небо зимой? (На небе теперь только низкие зимние облака. Красивых кучевых облаков не увидишь.)

– Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, снежная крупа, изморозь.)

– Что произошло с почвой зимой?

– Какие изменения произошли с водой в водоёмах?

– Какова продолжительность дня и ночи?

– А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, совсем нет насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.)

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней...

                        С. А. Есенин

– Давайте поможем птичкам – повесим кормушки и насыплем в них зерна.

– Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, они находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку берёзы или тополя и поставить в воду, она не проснется, её почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит.)

– Снег покрыл всю землю. Давайте с помощью линейки замерим глубину снега. (Замеряют.)

– Ребята, давайте посмотрим, что под снегом? Оказывается, трава-то зелёная, да и мох зелёный. Снег спасает траву и мох от мороза, надо их опять укрыть снегом. Все растения укрыты снегом, под снегом им тепло, как под одеялом.

Езда на лыжах по большому кругу с изменением скорости.

III. Исследовательская работа.

– Определить дерево зимой труднее, чем летом, но можно. Нужно иметь перед глазами его ветку. Она может быть тонкой, как у берёзы, или толстой, как у ясеня, голой, как у липы, или опушенной, как у рябины. Кроме того, у каждого растения свой цвет коры. Иногда именно благодаря коре деревья и получают свои названия.

Соберите опавшие ветки, которые сбило ветром, и определите названия лиственных деревьев, используя рисунки:

Ольха

Дуб

Берёза

Липа

– Посмотрите на деревья и кустарники. Берёзы, липы, спиреи стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны. Смотрите, на деревьях какие-то конверты висят. Наверное, это для нас. Посмотрим, что там? (Письма.) Давайте прочитаем сначала письмо с берёзы.

Письмо от берёзы. «Не заботясь о погоде, в белом сарафане я хожу, а в один из зимних дней о себе я расскажу. Я – берёза, лесообразующая и декоративная порода. Мои леса называют берёзовой рощей, или березняком. Мою древесину используют для производства крепкой и красивой мебели; мои почки и листья используют в медицине для изготовления лекарственных сборов. Береста (кора дерева) раньше шла на коробы и туески (для сбора грибов и ягод)».

А вот письмо липы. «Зябнет липа, дрожит на ветру, стынет от зимушки, скорей бы весну. «Я – липа, лесообразующая порода. Мои леса называются липняками. Из моей мягкой белой древесины на Руси издавна выстругивали ложки, прялки, деревянных матрёшек. Сейчас из моей древесины делают фанеру (для производства мебели), спички, карандаши, музыкальные инструменты. Из цветков липы заваривают чаи, которые помогают лечить простуду, кашель и другие болезни. В старину говорили: «Липа обувает». И действительно обувала: миллионы крестьян носили тогда лапти, а плели лапти из липовой коры – лыка».

– Посмотрите, на ели тоже конверт!

Письмо ели.        «Я прихожу с подарками,

                                Блещу огнями яркими,

                                Нарядная, забавная,

                                На Новый год я главная!

Я прекрасно приспособилась к снежным зимам. Под тяжестью снега мои зелёные лапы пригибаются, прижимаются к стволу, стряхивают снег и вновь гордо распрямляются. Я – одна из главных лесообразующих пород. Мои леса называют ельниками. Древесина у меня мягкая, используется в строительстве, в производстве бумаги и картона и музыкальных инструментов, а смола древесины идёт на изготовление целлофана, киноплёнки, искусственной кожи, скипидара и канифоли».

– Видите, какие нужные людям деревья растут в нашем лесу. Выберите дерево, подойдите к нему, погладьте кору, погрейте своим дыханием, прижмитесь щекой, скажите ласковые слова. Обратите внимание на веточки, на них есть почки, но они пока спят.

Дети подходят к деревьям.

– Смотрите, сколько птичьих следов на снегу. Птицы любят прилетать в наш лес. Как вы думаете, какие птицы оставили свои следы? (Синички, снегири, воробьи, вороны, голуби.)

– Почему  происходят  изменения  в  природе  с  наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с понижением температуры, так как уменьшается количество солнечного тепла.)

– Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

– А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответ на вопрос: какими словами поэты воспевают приход зимы в природе, как называют саму зиму?

Чтение стихотворений детьми.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

                        Ф. И. Тютчев

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка...

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна...

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна...

                         С. А. Есенин

– Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле.  

– Какие пословицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете?

 Декабрь год кончает, зиму начинает.

 В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

 Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.

 Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

 Мороз железо рвёт и на лету птицу бьёт.

 Скатерть бела весь свет одела.

– Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет и сам вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.

– Какие бывают снегопады? Что такое сугроб?

– Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда же дует ветер, снег не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней и т. п. – и наметает сугробы.

IV. Итоги наблюдений за природой.

– Что мы сегодня наблюдали? Что нового узнали? Какие изменения в природе вы заметили?

– Как вы определяли лиственные деревья? А как хвойные? Как вы отличали сосну от ели?

– Попрощаемся с зимним лесом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес".

Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, ...

Урок - экскурсия в зимний парк

В помощь учителю по системе Занкова...

Занятие по развитию речи "Экскурсия в зимний лес"

Развитие речи учащихся школ для глухих осуществляется на всех годах обучения - влоть до выпускных классов. Наиболее сложный, специфичный этап развития речи проходит в период обучения глухих детей в мл...

Экскурсия в зимний сквер. 1 класс, коррекционная школа

Цель:-  Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.- Развитие связной речи- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самос...

Экскурсия в зимний лес

Презентация дана в сокращенном варианте. С полной версией можно ознакомиться по ссылке: http://yadi.sk/d/l-5t5Aia3SaVl...

Виртуальная экскурсия в зимний лес (КВН)

Виртуальная экскурсия в зимний лес (КВН)...