Дипломная работа
методическая разработка по физкультуре (4 класс)

Маралян Анна Володяевна
Добрый день. Дипломная работа. Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас. Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже (40).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota_2017_god.docx118.34 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дополнительного профессионального образования и развития карьеры

Программа профессиональной переподготовки:

«Адаптивная физическая культура»

Форма обучения - очная

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Использование игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника »

Слушателя                                                              Маралян Анна Володяевна____________

                                             подпись                                             (фамилия, имя, отчество)

Дата: _____

Научный руководитель           Доктор педагогических наук, профессор Н.А, Рачковская

                                                                подпись                (ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)

Работа допущен к защите    «_  _»___________ 2016    г.

Руководитель программы

Дата представления _______________________

Дата защиты _____________________________

Оценка _________________________________

МОСКВА – 2016 г.___

  Содержание

Введение……………………………………………………….…………………3

Глава1. Теоретические аспекты использования игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника

1.1.Значение подвижных игр на уроках физического воспитания в начальных классах………………………………………………………………..7

1.2. Классификация игровых технологий на уроках физической культуры ................................................................................................................12

Выводы по Главе 1……………………………………………………………..23

Глава 2.  Эмпирическое исследование игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника

2.1.Исследование отношения младших школьников к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………..25

2.2. Анализ эффективности  использования игровых технологий в начальных класса...................................................................................................28

Выводы по Главе 2 …………………………………………………………….32

Заключение……………………………...………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………….36

Приложение……………………………………………………………. ………39                                                     

   

Введение

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас. Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже (40).

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.  

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают сидеть перед телевизором и компьютером. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.  Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как  двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Сейчас же перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким, полноценным членом общества. 

Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, не следует забывать о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ сегодня является задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования - процесс физического воспитания.

Предмет исследования - использование игровых технологий в начальных классах на уроках физической культуры.

Цель исследования: изучить и проанализировать использование игровых технологий в начальных классах.

Гипотеза: организация и проведение подвижных игр способствует развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Использование подвижных игр различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать использование игры в качестве метода физического воспитания  в начальных классах;

2) рассмотреть классификацию игровых технологий;

3) проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах;

4) обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах.

Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1.

Глава 1. Теоретические аспекты в использовании игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника

1.1.Значение подвижных игр на уроках физического воспитания в начальных классах

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [28]. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. В физическом воспитании игры занимают особо важное место. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют  развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества. Во время игр учащиеся всегда активны и инициативны. В тоже время условия и правила игр вынуждают их сдержанности. В начальных школах подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания учащихся. Они проводятся на уроках физической культуры, переменах, а также на занятиях групп и секций физкультурных коллективов.

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий учащихся. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых учащиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной, цели. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц, тем самым способствует улучшению здоровья. Движение, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх  занимающихся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Ценность  подвижных  игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся в  условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие учащихся трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение учащихся к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет учителю сплотить класс включить в активную деятельность учащихся застенчивых и замкнутых. В играх воспитывается сознательная дисциплина,  учащиеся приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их привычки, характер, организаторские способности, творческие возможности, что позволить ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из учащихся и, что тоже очень важно, игры сближают учителя с учениками, помогают установить с ними более тесный контакт.  Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по-своему полезны учащимся, все должны быть использованы учителем в работе.  Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследование, 85% времени бодрствования ученики  проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание, и ловлю, упражнение с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания учащихся.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинство игр отличает следующие черты1:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для правления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ученик испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. У учителя есть большие возможности научить учеников многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Знание игр необходимо каждому учителю. Учителю надо постоянно уделять внимание изучению игр, помогать друг другу. Как известно, ученики – самые лучшие распространители и пропагандисты игр. Как выбрать игры? При выборе игры нужно учесть:

  • возраст играющих;
  • помещение для игр;
  • игры на воздухе (зависят от времени года и погоды, также учесть надо число участников и выбрать соответствующий инвентарь).

Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными, простыми по содержанию легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем была игры с различным содержанием и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью. При этом наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением – в конце его. Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, то их в одном занятие должно быть не более двух: одна игра с большой подвижностью и другая относительно спокойная. Игры по своему характеру и содержанию должны быть простыми и легко разучиваемые даже с большой группой детей.

Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала  и окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями. Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими. Требование к соблюдению правил игры и выполнению всех необходимых действий воспитывает дисциплинированность.

Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она писала: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Желая подчеркнуть образовательное и воспитательное значение игр, она говорила: «Мы знаем, что дети растут не только в учебе, но что и в процессе игры они учатся, учатся организовываться, учатся узнавать жизнь». Н К. Крупская советовала так поставить дело, чтобы игры помогли воспитанию ребят.

Высоко оценивал значение игр и великий писатель А.М. Горький, подчеркивая их образовательное значение.  «Игра, – говорил Горький, – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Большое значение придавал А.М. Горький условиям проведения игр. Он считал, что надо заботиться о распространении игр на воздухе, которые способствовали бы развитию и укреплению физического здоровья ребят Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много веселых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребенка – «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». (Макаренко С.)

Таким образом, воспитание ребенка происходит, прежде всего, в мире. Поэтому умение адекватно использовать игры, правильно их организовывать имеет исключительное значение. Подвижные игры используются не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития  двигательных качеств, но и в качестве формы развития детских, наклонностей и природных задатков ребенка. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, умение выдумать, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение сопернику, подчинение личного успеха интересу коллектива). 

1.2. Классификация игровых технологий на уроках физической культуры

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. [19].

Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Её последствием является повышение уровня заболеваний. Современные дети предпочитают вместо прогулки на свежем воздухе и занятия спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменить положение необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивном зале и подвижным играм. Общеизвестно, что основным видом деятельности школьника является игра. Соответственно для успешного развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые технологии (подвижные игры). Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в младшей  школе.  

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на

( 28):

  • - Игровые
  • - Догматические, репродуктивные
  • - Объяснительно-иллюстративные
  • - Развивающие
  • - Проблемные, поисковые
  • - Программированные
  • - Диалогические
  • - Творческие
  • - Саморазвивающие
  • - Информационные (компьютерные)

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • - развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • - коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • - по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  • - терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • - коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
  • - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Таблица №1

Классификация подвижных игр



Классификационные признаки


Интенсивность нагрузки по ЧСС

Название игр

1.

По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку

1-я зона интенсивности ЧСС до 100 уд/мин

«Божья коровка», «Узнай друга», «Рычи, лев, рычи».

2-я зона интенсивности ЧСС в пределах 100-120 уд/мин

«Дотронься до …», «Бусы», «Попрыгунчики», «Быстро шагай», «Жмурки», «Дунем раз», «Зоопарк», «Собери слово», «Падающий мяч».

3-я зона интенсивности ЧСС от 120 до 140 уд/мин

«Дракон», «Болото», «Бросай-ка», «Цветной бой», «Лохматый пес», «Стоп, хоп, раз», «Разноцветные буквы», «Паучки», «Гуси-гуси».

4-я зона интенсивности ЧСС до 140-160 уд/мин

«Казаки- разбойники», «Невод», «Зайцы», «Кто быстрее», «Кот и воробушки».

2.

По преобладающему виду действий и движений


Подвижные игры с ходьбой и бегом

«Зоопарк», «Рычи, лев, рычи», «Лохматый пес», «Узнай друга», «Кот и воробушки», «Дотронься до …», «Стоп, хоп, раз», «Собери слово», «Зайцы», «Дракон», «Казаки- разбойники», «Невод», «Гуси-гуси», «Быстро шагай».


Подвижные игры с прыжками

«Стоп, хоп, раз», «Зайцы», «Кто быстрее», «Зоопарк», «Одноножки».


Подвижные игры с метанием


«Зайцы», «Бросай-ка».


Подвижные игры с ползанием, лазанием, подлезанием


«Одноножки», «Дунем раз», «Паучки».


Подвижные игры с ловлей, передачей и перекатыванием мяча


«Кто быстрее».


Подвижные игры с различными предмерами

«Дунем раз...», «Быстро шагай», «Разноцветные буквы», «Цветной бой».

3.



По преимущественному развитию физических качеств


Координационные способности

«Зоопарк», «Божья коровка», «Лохматый пес», «Кот и воробушки», «Болото», «Невод», «Гуси-гуси», «Бусы», «Казаки- разбойники», «Зайцы», «Дотронься до …», «Одноножки», «Дракон», «Сиамские близнецы», «Разноцветные буквы», «Болото», «Рычи, лев, рычи».

Скоростные качества

«Казаки- разбойники», «Стоп, хоп, раз», «Зайцы», «Кто быстрее».


Скоростно-силовые  и силовые качества

«Бусы», «Сиамские близнецы», «Одноножки», «Казаки-разбойники», «Зайцы», «Болото», «Кто быстрее».

4.


По форме организации и проведения подвижных игр


Подвижные игры с водящим


«Гуси-гуси», «Лохматый пес», «Невод».


Подвижные игры в парах, тройках


«Сиамские близнецы», «Одноножки».

Командные подвижные игры

«Паучки», «Кто быстрее».

5.


Взаимосвязь подвижных игр с речевой деятельностью

Закрепление представлений об изображении букв алфавита


«Разноцветные буквы и цифры».

Составление слов из букв

«Собери слово», «Зоопарк», «Рычи, лев, рычи».

Составление слов на определенную первую букв

«Говорящий мяч».

Составление словосочетаний, простых предложений

«Болото».

6.


Взаимосвязь подвижных игр с элементарными математическими представлениями

Закрепление представлений о числе и его обозначении цифрой

«Разноцветные буквы и цифры», «Зайцы».

Закрепление порядкового и количественного счета, элементарных счетных операций

«Божья коровка», «Бросай-ка», «Гуси-гуси», «Сиамские близнецы», «Паучки».

Развитие представлений о цвете, форме и величине предметов

«Бросай-ка», «Кто быстрее», «Дотронься до...».

7.

Взаимосвязь подвижных игр с информацией об окружающем мире

Знакомство с представителями животного мира

«Зоопарк», «Воробушки и кот», «Зайцы».

Закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке

«Машины», «Ранец», «Одеваемся», «Идем умываться».

8.


По преимущественной активизации психических процессов

Подвижные игры, направленные на развитие внимания

«Гуси-гуси», «Разноцветные буквы», «Лохматый пес», «Невод», «Стоп, хоп, раз», «Дотронься до...», «Казаки-разбойники», «Зоопарк».

Подвижные игры, направленные на развитие памяти

«Зоопарк», «Узнай друга», «Сиамские близнецы», «Лохматый пес», «Кто быстрее».

Подвижные игры, активизирующие мыслительные процессы

«Дотронься до...», «Воробушки и кот», «Гуси-гуси».

Подвижные игры, направленные на развитие восприятия

«Разноцветные буквы», «Дракон», «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Казаки-разбойники».

Подвижные игры, направленные на развитие воображения


«Воробушки и кот».

Подвижные игры, направленные на активизацию речевой деятельности

«Зоопарк», «Дунем раз...», «Рычи, лев, рычи», «Зоопарк», «Воробушки и кот», «Божья коровка», «Лохматый пес», «Кто быстрее», «Паучки», «Сиамские близнецы».

В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  •  игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  •  игры по ознакомлению с природой,
  •  по формированию математических представлений и др.

Существует огромное количество игр, но их трудно разделить на группы и  дать им точную классификацию, так как каждая игра может содержать элементы другой игры. Из всего многообразия можно выделить лишь некоторые подгруппы игр:

  • Подвижные игры. Такими играми называют игры исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и  свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.
  •  Игры – состязания - это игры носящие явные признаки соперничества и лидерства. Целью таких игр является достижение превосходства над остальными. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.
  •  Драматические игры – это целые пьесы и диалоги. Чаще всего это продолжительные по времени игры в которых важен сюжет и ролевая принадлежность. Такие игры приносят огромное удовлетворение детям, особенно тем, у кого от природы нет тяги к соперничеству и лидерству.
  • Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен, стихотворений и потешки. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива, учат дружбе и равенству.
  •  Групповые игры - это такие игры, которые деление всего числа играющих на небольшие группы. Играя в такие игры группы, могут соревноваться, а могут и совсем не соперничать. Правила, бесспорно, устанавливает учитель. Такие игры помогают учителю не только разрядить обстановку но дать детям возможность выбрать соперников  или помощников. Вообще выбор в свою команду того, кого захочется, не приносил никаких разногласий и противоречий.
  •  Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр, несомненно, соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий. Чаще всего по окончании командной игры должно произвестись награждение победителей.
  •  Игры – эстафеты – это игры, в которых принимает участие две или несколько команд, поэтому такие игры носят характер командных игр. Подобные игры предполагают наличие инвентаря и справедливого жюри. Игры – эстафеты – это скоростные игры, игры на время или на максимальную скорость команд. Иногда в таких играх возникают разногласии, недовольство соперников, поэтому необходимо выбрать справедливое и бесстрастное жюри.
  •  Подражательные игры - это игры весёлого и игривого характера. Такие игры не требуют выбора команд и жюри. Участие принимают все без исключения. Обычно это смешилки, дразнилки, пантомимы, которые помогают детям открыть свои актёрские способности. К этим играм так же относятся имитации и отгадки. Для проведения таких игр выбирают ведущего, которого меняют после непродолжительного времени или после выполнения определённых действий.
  •  Игры на развитие внимания - эти игры созданы для поднятия настроения, развития внимания и реакции. Зачастую такие игры требуют озвучивание некоторым инструментами (колокольчик, бубен, свисток…).  Такие игры  помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.
  •  Музыкальные игры. Данные игры требуют музыкального сопровождения и необходимой аппаратуры или музыкального инструмента. Эти игры развивают чувство ритма и такта. Музыкальные игры очень популярны у младших школьников и не вызывают разногласий и ссор. Единственной помехой может служить врождённое отсутствие музыкального слуха у некоторых детей. Учителю необходимо подготовиться к таким особенностям и не создать отрицательного отношения к игре у таких детей. В данном случае целесообразнее позволить детям выполнять правила  так, как они умеют.

Для организации интересного урока или весёлого мероприятия учителю необходимо познакомиться с основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Каждый урок физической культуры в школе дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Практически на каждом уроке детям приходится работать с мячами, скакалками, обручами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке физкультуры.

Таким образом: учёт индивидуальных особенностей учащихся при обучении двигательным навыкам способствует лучшему овладению ими. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они являются проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций учащихся.

Выводы по 1 Главе:

Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.  Преподаватель развивает двигательную активность учащихся прежде всего своим примером. Поэтому он не должен забывать о нормах педагогической этики, умении поддерживать правильные отношения с окружающими, о вдумчивой работе по воспитанию учащихся. занятия, каждый момент общения с учащимися. Главное – чёткая организация. Успех в развитии активности зависит от личности преподавателя, его умения использовать все составные части всей деятельности, уважение к воспитанникам, справедливость, высокая требовательность к себе и к учащимся. Некоторые считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования, выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений» Материал, которым мы располагаем, дает нам возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической.  Успех в развитии активности зависит от личности преподавателя, его умения использовать все составные части всей деятельности, уважение к воспитанникам, справедливость, высокая требовательность к себе и к учащимся.

Глава 2 . Эмпирическое исследование игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника

2.1. Исследование отношения младших школьников к здоровому образу жизни

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Лишение детей необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучение теоретической части вскользь, не акцентируя на этом большого внимания, заставляет учителя искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показывает, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:

  • развитие личностных компетентностей учащихся;
  • интегрированность процесса обучения;
  • экономия времени на самом уроке.

Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Виды проектов разнообразны. Выделяют четыре основные категории:

  • информационный и исследовательский проект;
  • обзорный проект;
  • продукционный проект;
  • проекты инсценировки.

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения сделает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор учащимися материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. У учащихся при разработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добытая учащимися для собственных проектов, позволит осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урок образовательного направления. В каждой школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя.

Не смотря на то, что урок физкультуры - это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Информационно коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий.

С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии спортсменов. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации по темам «Здоровый образ жизни и я», «Способы закаливания», «Вредные привычки» «Гимнастика» и т.д. Ребята могут выполнять такие задания как самостоятельно, так и в группах, что позволяет переходить им к выполнению проектов (проектная работа «Осетинские игры на уроках физкультуры»), проявляя свое творчество.

На уроках также возможно проведение тестирования с целью проверки и закреплении знаний учащихся. Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Для реализации данного проекта мною было проведено исследование на базе МБОУ СОШ №1 г. Красногорска. В процессе анкетирования  приняли  участие 29 человек из 2 « Г»  класса.

Таким образом: из результатов анкетирования  мы сделали вывод, что у учащихся  2 « Г»  класса  высокий уровень   знаний о здоровом образе жизни

( Приложение 1) .

2.2. Анализ использования игровых технологий в начальных классах

Разработка системы рекомендаций  для учителей физической культуры  по эффективной организации игровых технологий, в целях сохранения здоровья учащихся, повышения уровня физической подготовленности и мотивации к учебе.  

Этапы работы

Направление деятельности

Содержание работы

1 этап

Определить начальный уровень развития физической подготовленности школьников

Знакомство с результатами медицинских осмотров школьников. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д

2 этап  

Применение подвижных игр во всех частях урока – сюжетные, разной интенсивности и направленности, с элементами новизны.

1. активизация психических процессов за счет стимуляции двигательной деятельности;

2. повышение уровня развития и коррекция физических способностей школьников на основе диагностики;

3.  создание благоприятной атмосферы на уроке;

4.  повышение мотивации  школьников к учебе.

3 этап

Анализ эффективности использования  игровых технологий.

1. Проанализировать результаты диагностики обучающихся в ЭГ и КГ.

2. Проанализировать анкеты учащихся.

3. Разработка рекомендации по эффективному использованию игровых технологий.

4.  Оценить  эффективность использования игровой  технологии в экспериментальной группе.

В экспериментальной группе мы использовали во всех частях урока сюжетные подвижные игры разной интенсивности и направленности, с элементами новизны: в подготовительной части урока – в качестве разминки, в основной части – для решения образовательных задач и развития физических качеств, в заключительной – для восстановления организма.

Апробировано 20 разнообразных подвижных игр (Приложение 2), рекомендованных в литературе для работы с детьми данного возраста  из которых 15 все дети назвали самыми любимыми («Воробушки и кот», «Сиамские близнецы», «Лохматый пес» и другие).

Главными критериями при отборе игр были: новизна, эмоциональность, доступность, простота движений, полезность с точки зрения компенсации и коррекции движений, возможность реализации  межпредметных  связей, а также собственное отношение детей к каждой игре.

В результате проведённого исследования и статистической обработки полученных результатов тестирования нами выявлены определённые закономерности, как в контрольной группе в процессе естественного развития, так и в экспериментальной группе в процессе целенаправленного воздействия на развитие физической подготовленности школьников с использованием игровых технологий. Уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, в начале исследования,  в среднем был низкий, как в контрольной, так и в экспериментальной группе по всем контрольным упражнениям. После использования игровых технологий на уроках, в экспериментальной группе прирост уровня физического развития увеличился значительно по сравнению с контрольной группой по всем показателям.

Результаты тестирования уровня развития физической подготовленности детей, до и после эксперимента были обработаны и средние значения представлены в таблице 3 и на графиках 1,2 (Приложение 3).

В результате проведения  констатирующего эксперимента на первом этапе в контрольном и экспериментальном классе,  мы выявили недостаточное физическое развитие учащихся и низкие показатели физических качеств. По завершению третьего этапа констатирующего эксперимента мы обнаружили положительные изменения в обеих группах, но прирост результатов значительно выше оказался в экспериментальной группе. Такую разницу в  приросте результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной мы объясняется тем, что использование подвижных игр, способствуют улучшению дифференциации мышечных усилий и развития всех физических качеств у детей младшего школьного возраста. В то время как, в контрольной группы без специально выбранных физических средств, этот процесс развития протекает более длительное время.

Проведение системы подвижных игр способствовало тому, что у детей повысилась сила и скорость двигательных действий, изменился уровень общей выносливости, гибкости и координационных способностей в лучшую сторону.

Наше исследование показало, что уровень физической подготовки детей младшего школьного возраста стал более высоким, а это дает предпосылки к эффективному использованию средств и методов физической культуры для целенаправленного воздействия на организм детей в целом.

Рекомендации учителям физкультуры

  • Содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
  • Подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • Содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных способностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
  • В процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка;
  • Во время игр и занятий педагог следит за тем, чтобы дети долго не занимались однообразными движениями и не находились долго в одной и той же позе. Для этого педагог заинтересовывает детей другим видом игры или занятия;
  • Активно внедрять здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности;
  •  Пропаганда здорового образа жизни ученикам, через совместные мероприятия педагогов, учеников и родителей (Дни здоровья, посещение бассейнов и лыжных баз, походы выходного дня и др.);
  • Все применяемые методы, приемы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста - быстрая утомляемость, неуравновешенность и так далее - педагог должен наблюдать за состоянием играющих и не допускать чрезмерной физической нагрузки. Необходимо стараться правильно чередовать активные действия и отдых, своевременно переключаться на более спокойную деятельность.

Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. При этом важно учесть состав группы, количество участников, их возраст, условия, место и форму проведения. При проведении спортивного праздника в школе или во время летнего отдыха заранее нужно подготовить сценарий с описанием содержания и последовательности подвижных игр, эстафет, полос препятствий, игровых композиций, с текстами стихов, речитативов, считалок и т.п., включенных в программу. Организация играющих детей - важная предпосылка для успешного хода игры.

Вывод по 2 Главе:

 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что игры, физкультминутки, задания по физической культуре  могут доставлять детям удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических  способностей, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Необходимо только умело подбирать средства физического воспитания и задания, чтобы они вызывали интерес у школьников, а стимулировать интерес к  занятиям физической культурой и спортом.        

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они является проверенным средством активизации двигательной деятельности  на уроке физической культуры,  за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является  возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

В результате опытно-экспериментальной работы мы установили, что игровая деятельность на уроке и проведение различных внеклассных спортивных мероприятий  является эффективным средством развития познавательных интересов  школьников и их физического развития. После проведения серий уроков с использованием игровых технологий, повысился общий уровень развития учащихся. Это подтверждается активным участием в спортивных соревнованиях по пионерболу и спортивным эстафетам и занятие призовых мест учащимися.

Заключение

Теоретический подход к теме «Исследование игровых технологий в воспитании физической культуры младшего школьника» показал, что важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка.

Целью исследования моей работы было изучить и проанализировать использование игровых технологий в начальных классах.

Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие – результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка. Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта – это поможет ему развить силу и выносливость. Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету.  Они являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игровых технологий является возможность введения их во все виды учебной деятельности. Применение игровых технологий в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

В результате опытно-экспериментальной работы мы установили, что игровая деятельность на уроке и при проведении различных внеклассных спортивных мероприятий является эффективным средством развития познавательных интересов школьников и их физического развития. После проведения серий уроков с использованием игровых технологий повысился общий уровень развития учащихся. Это подтверждается активным участием в спортивных соревнованиях по пионерболу, в спортивных эстафетах и занятием призовых мест учащимися.

Список  литературы:

1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005.-144с.- (Психологическая наука – школе).

2.Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 2002.

3.Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. –  43–45. с.

4.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.,2004 .

5.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2005.

6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003.

7.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 114 с.

8.Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.

9.Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. –  105 с.

10. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. 168 с.

11.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

12. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.

143Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.

14.Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2006. – 243 с.

15.Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение

2004. – 186 с.

16.Конради С. В.-Игровые технологии

17.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 69 с.

18.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с.

19.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.

20.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 2003. - 152 с.

21. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.

24.Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. –  97 с.

25.Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство, 1996. – 5 с.

26.Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 2002.

27.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2007. – 206 с.

28. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.

29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии . 2004.

 Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 1991. – 54 с.

30.Современные образовательные технологии. – М..: Народное образование, 1998. –  23 – 58 с.

31.Темирёва, О.Н. Разработка и проведение сюжетно–ролевых уроков физической культуры. – Липецк, 2007. – 46 с.

32.Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

33.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 2004.

34. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.

35.Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 2003.

36.Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 2005.

37.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2002.

38.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2005.

39.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004

Электронные ресурсы

40. ( http://fb.ru/article/46929/chto-takoe fizicheskoe - vospitanie )

Приложение  1                                                                                                                 Таблица 1

Анкета для выявления у учащихся уровня знаний о ЗОЖ

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов

Число %

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Нужно заниматься спортом

12

55%

2

Нужно закаляться

3

11%

3

Есть фрукты, овощи

3

11%

4

Нужно не болеть

3

11%

5

Быть здоровым

3

11%

2

Что ты знаешь о здоровье?

1

Мое здоровье: отличное

12

55%

2

Не очень хорошее: часто болит голова

4

11%

3

Удовлетворительное

8

33%

3

Перечисли болезни

1

Ничего не беспокоит

12

55%

2

Постоянно болею

4

11%

3

Простуда

8

33%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1

Пропусков нет

12

55%

2

Пропуски каждый месяц

8

33%

3

Пропуски каждую неделю

4

11%

5

Делаешь ли ты зарядку?

1

Нет

5

17%

2

Да

14

66%

3

Иногда

5

17%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

12

55%

2

Лишь бы не ругали

5

17%

3

Без желания

7

28%

7

Чувствуешь ли усталость после уроков?

1

Очень устаю

8

33%

2

Всегда

4

17%

3

Иногда

6

28%

4

Не очень устаю

6

28%

Таким образом:  из результатов анкеты мы сделали вывод, что у учащихся  2 «Г» класса  высокий  уровень   знаний о здоровом образе жизни.

                                                                     

Приложение 2

Таблица 2

Содержание подвижных игр, игровых заданий, эстафет используемых в эксперименте

№ п/п

Название игры

Содержание

Коррекционно-развивающая направленность

1.

«Божья коровка»

Инвентарь: мягкая игрушка

Дети становятся в круг лицом к центру. Водящий отворачивается, а они прячут кому-нибудь за спину под майку «божью коровку» (мягкую игрушку) и поднимают вверх руки. Водящий ищет игрушку, передвигаясь от одного к другому. А дети хлопают над головой в ладоши и жужжат, ориентируя громкостью поиск водящего.
Вариант усложнения: приближение водящего к спрятанной игрушке дети регулируют громкостью проговариваемого хором речитатива: «1, 2, 3, 4, 5 коровка спряталась опять 6, 7, 8, 9,10 мы найдем ее все вместе»

Развитие статического равновесия, ориентировка в пространстве, активизация речи, закрепление навыка порядкового счета, способность различать звуки по громкости, формирование осанки.

2.

«Узнай друга»

Инвентарь: повязка на глаза.

Все играющие становятся в круг. Водящий с повязкой на глазах в центре. Дети по очереди называют имя водящего, а он, узнав голос, называет имя друга. Каждый игрок выступает в роли водящего.
Варианты усложнения:
- не узнав голос друга, водящий идет на звук и путем ощупывания пытается его узнать;
- чтобы усложнить задачу водящему, дети могут сесть на пол, встать на возвышение.

Развитие внимания, слуховой и мышечной памяти, тактильного восприятия и мышления, развитие мелкой моторики.

3.

«Быстро шагай»

Инвентарь: мешочек с песком (резиновое кольцо, плоская мягкая игрушка).

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной из сторон площадки. На противоположной стороне - водящий стоит спиной к играющим. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай, стоп!» Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно ближе подойти к нему. По команде «Стоп!» они должны мгновенно остановиться и «замереть» на месте, а водящий быстро оглядывается и, если замечает движение, то отправляет нарушителя за исходную черту. После этого водящий опять становится спиной к играющим и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. Победитель становится водящим.
Варианты усложнения:

- все играющие кладут на голову предмет (мягкую игрушку, мешочек с песком) и следят, чтобы во время передвижения он не упал;

- все играющие, кроме водящего, закрывают глаза.

Развитие быстроты реакции и движений, устойчивость вестибулярного аппарата, равновесие, формирование и самоконтроль осанки, воспитание дисциплины и подчинения единым правилам. Ориентировка в пространстве без зрительного контроля, воспроизведение заданной позы (осанки) и прямолинейного перемещения в заданную точку, быстрота переключения.

4.

«Дунем раз...»

Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников.

Дети делятся на две команды, у каждого мяч для настольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, находящейся в 6-8 м от линии старта). В это время остальные игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». Докатив шарик до стены, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Вариант усложнения:

- теннисный шарик нужно прокатить между ориентирами (кеглями, набивными мячами)

Развитие дыхательной мускулатуры, активизация выдоха, расширение словаря и ритмичности звукопроизношения, развитие способности управлять силой дыхательных движений для перемещения шарика в заданном направлении, координация движений и дыхания.

5.

«Дотронься до...»

Инвентарь: объектом игры являются любые реальные предметы, объективно существующие в поле зрения детей.

Дети свободно располагаются на игровой площадке. Ведущий громко произносит: «Дотронься до... синего!» Все дети мгновенно должны сориентироваться в поиске синего цвета (одежда игроков, оборудование, стены и т.п.). Дети отыскивают синий цвет и дотрагиваются до предмета, оставаясь на месте. Следующие задания самые разнообразные: основные цвета, размеры, формы.
Вариант усложнения: 

- включаются двойные определения: «Дотронься до... круглого красного!» (мяч, воздушный шарик), желтого деревянного (гимнастическая стенка, скамейка, паркет), холодного белого (стены, батареи) и т.п.

Развитие центрального и периферического зрения, наблюдательности, быстроты зрительно моторной реакции, сообразительности, распределения и концентрации внимания, активного мышления, закрепления представлений об основных цветах, форме, величине предметов.

6.

«Лохматый пес»

В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках (руки под щеку) спящий «пес». Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая), крадучись, двигаются по направлению к «псу», хором тихо приговаривая:
«Вот сидит лохматый пес;
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, мирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: что же будет?»

С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пес» их ловит. Пойманный становится «псом».
Варианты усложнения:
- при большой группе играющих может быть увеличено количество «псов»;
- вместо ходьбы на носочках могут быть использованы другие упражнения.

Развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость, активизация речевой деятельности, ритмичность движений, заданная речитативом, развитие скоростных качеств, акцентированное внимание на сохранении правильной осанки, профилактика плоскостопия.

7.

«Одноножки»

Инвентарь: ленты двух цветов.

Дети делятся на пары. У каждой пары на левом плече завязаны ленточки одного цвета. Дети в парах становятся один за другим, сзади стоящий кладет левую руку на плечо партнера, а правой рукой захватывает голеностопный сустав правой ноги, согнутой в колене, впереди стоящего партнера. По команде: «Одноножки, вперед!» - пары прыгают на левой ноге. По команде: «Многоножки, вперед!» - все играющие встают на четвереньки и быстро «расползаются» по игровой площадке, избегая столкновения. После команды: «Одноножки, вперед!» - все встают и бегом отыскивают пару с одинаковой ленточкой на плече и, взяв ее за стопу, скачут и т.д.
 Варианты усложнения:
- задание выполняется втроем;
- сигналом для смены заданий являются не команды, а действия ведущего: пока ведущий стоит
на одной ноге, все выполняют роль «одноножек», если садится роль «многоножек»;
- после одного из заданий ведущий меняет на двух игроках ленточки.

Координация движений различных звеньев тела, ориентация в пространстве, согласованность действий с партнером, дифференцировка усилий и амплитуды в совместных действиях, быстрота и точность переключения на другие двигательные действия, внимание, активизация периферического зрения при следящих движениях, устойчивость к вестибулярным раздражениям.

8.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за руки. Первый - «голова дракона», последний - «хвост дракона». Цель «головы дракона» - поймать свой «хвост», все остальные игроки - шипящее тело «дракона», защищающее «хвост». «Голова» выполняет различные передвижения, стараясь коснуться «хвоста», «хвост» увертывается, прикрываясь «телом». Как только «голова» поймала «хвост», все «тело» рассыпается на части и падает на пол для отдыха. Когда «голова» хлопнет в ладоши, «дракон» восстанавливает все части своего тела и игра продолжается с новыми «головой» и «хвостом».

Вариант усложнения:

- на пути «дракона» ставятся преграды, которые он должен преодолевать.

Развитие фантазии воображения, согласованности и координации своих движений сдвижением партнеров в соответствии с целевой установкой, ловкости и выбора целесообразных коллективных движений, телесной ловкости, активизация дыхания и учащение сердцебиений, эмоциональное напряжение во время игры, психоэмоциональное и физическое расслабление во время отдыха.

9.

«Сиамские близнецы»

Инвентарь: цветные ленты, поролоновые кубы.

Дети делятся на пары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, «внутренние» ноги ставят вплотную одну к другой и обвязывают их выше коленей цветной лентой. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде от двух и более пар «сиамских близнецов». По команде первые пары каждой команды в позе «сиамских близнецов» добегают до ориентира (стойка, стена, дерево), касаются его и бегут назад; после этого стартует вторая пара и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Варианты усложнения:
- добежав до ориентира, «сиамские близнецы» строят дом из поролоновых кубов того же цвета, что и их ленточка;

- добежав до ориентира, «сиамские близнецы» устанавливают там кегли, вторая пара их забирает, третья снова устанавливает и т.д.

Развитие ловкости, согласованности действий с партнером при ограниченных двигательных возможностях, дифференцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру.

10.

«Стоп, хоп, раз».

Дети бегут колонной (по поляне, пляжу, залу, по тропинке парка). По сигналу «Стоп» - останавливаются, «Хоп» - подпрыгивают вверх, «Раз» - поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Побеждает самый внимательный.

Развитие координации движений, быстроты реакции и переключения, укрепление мышц ног, сердечнососудистой и дыхательной систем, развитие слухового внимания, памяти, общей выносливости.

11.

«Бросай-ка».

Инвентарь: 2 одинаковых набора поролоновых фигур разного цвета, размера и формы.

Дети делятся на 2 равные команды и располагаются вдоль противоположных сторон игровой площадки. Каждая команда имеет одинаковые наборы поролоновых фигур. По сигналу: «Бросай-ка» каждая команда как можно быстрее начинает перекидывать фигуры на противоположную сторону. По сигналу: «Замри» - дети останавливаются и замирают в разных позах. Затем хором подсчитывают количество фигур в каждой команде. Выигрывает та, на чьей стороне фигур меньше.
Варианты усложнения:

- по сигналу: «Бросай-ка, зеленые» перебрасываются только зеленые фигуры любого размера и формы;

- по сигналу: «Бросай-ка, квадратные» перебрасываются фигуры любого цвета и размера, но обязательно квадратные;

- по сигналу: «Бросай-ка, любые фигуры, кроме желтых» перебрасываются любые фигуры, кроме желтых.

Развитие координации движений в метании на точность произвольным способом, закрепление представлений о величине, форме, цвете предметов и количественном счете, дифференцировка усилий при метании предметов разного веса и размера, активизация внимания, памяти, реализация знаний в конкретной деятельности.

12.

«Разноцветные буквы»

Инвентарь: наборы карточек с буквами алфавита разных цветов: красного, синего, зеленого и др.

Перевернутые карточки вразбивку раскладываются по игровой площадке. Играют 2 команды. По сигналу в течение 1 мин одна команда отыскивает карточки с красными буквами, другая - с синими. По окончании минуты обе команды вслух подсчитывают количество собранных букв одного цвета и выполняют соответствующее количество прыжков на скакалке (приседаний, ударов мячом об пол, прыжков на одной или двух ногах).
Варианты усложнения:
- из собранных букв составить как можно больше слов;

- вместо букв могут быть цифры, геометрические фигуры, вырезанные из картона (квадраты, круги,
треугольники, овалы, ромбы ратного циста и размера)

Закрепление элементарных грамматических и математических знаний (букв, цифр, названий геометрических фигур, понятий количества, цвета, размера); развитие внимания, мышления, навыков совместных коллективных действий, координация и точность движений.

13.

«Цветной бой»

Инвентарь: набор легких, но больших по объему различных по форме поролоновых фигур: кубы, прямоугольники, полусферы, цилиндры и т.п.

Игровая площадка разделена пополам (линией, начерченной мелом, веревкой или сеткой, натянутой на высоте 1м). На одной стороне вдоль площадки находятся цветные «пушечные ядра». По сигналу первая команда перебрасывает их на другую половину площадки, стадясь попасть в игроков второй команды, которые увертываются от ударов. Подсчитывается количество попаданий. Когда все «пушечные ядра» оказываются на другой стороне, в «бой» вступает вторая команда. Побеждает команда, сделавшая больше точных попаданий.
Вариант усложнения:

 - метание осуществляется дифференцированно: только зелеными фигурами, только кубами, любыми, кроме красных.

Укрепление мышц рук и плечевого пояса, развитие скоростно-силовых качеств, умение дифференцировать усилия при метании предметов, разных по объему, развитие ловкости, антиципация (предугадывание) траектории полета предмета, защитная реакция избегания попадания, снижение эмоционального напряжения, быстрота переключения и реакции выбора.

14.

«Паучки»

Инвентарь: вертикальные стенды с крючками, карточки с петлями и изображением цифр.

Игра проводится в форме эстафеты. В каждой команде по 3 человека Ведущий задает всем общую задачу: «Сколько будет, если к 1 прибавить 3?» Как только команды решили задачу, первый игрок от каждой команды отправляется к стенду в позе «паучка» - в упоре присев, руки сзади, передвигаясь ногами вперед. У стенда «паучки» встают, вывешивают цифру с нужным ответом и тем же способом возвращаются к команде. К полученной сумме (4) прибавляют еще 3, считают, и второй «паучок» отправляется с ответом к стенду. То же - третий. Выигрывает команда, которая дала верный ответ и первой закончила эстафету.
 Варианты усложнения:

- счетные операции, включающие вычитание. Например, из «20» каждый участник вычитает «5». Выигрывает команда, у которой быстрее всех в ответе окажется «0»;

- ответы на математические задачи могут быть выражены количеством движений: 4 приседания, 7 наклонов, 10 прыжков и т.д.

Развитие способности соразмерять усилия, согласовывать последовательность движений рук, ног, туловища, сохранять прямолинейность перемещения, пространственную ориентацию; закрепление навыков совместных действий в решении элементарных математических задач, воспитание ответственности, дисциплины

15.

«Гуси-гуси»

На одной стороне игровой площадки очерчивается загон для гусей. Недалеко от него находится логово волка (обруч). На противоположной стороне игровой площадки стоит пастух, вся остальная территория - луг. Двое игроков назначаются на роли пастуха и волка. Остальные дети изображают гусей, которые ходят с гордой осанкой, вытянув шеи, взмахивают крыльями и шипят. Между пастухом и гусями происходит диалог:


Гуси, гуси?
Га, га, га.

Есть хотите?
Да, да, да!
Хлеба с маслом?
Нет, нет, нет!
Так летите же домой!
Нет, нет, нет.
Серый волк под горой.
Не пускает нас домой.
Так летите, как хотите, только крылья
берегите.


Гуси, расправив крылья, летят через луг, а волк, выбежав из логова, ловит их.
Вариант усложнения:

 - пойманные гуси становятся помощниками волка и хором считают, сколько он поймал.

Формирование осанки; развитие координации движений; развитие связной устной речи; активизация внимания, памяти; развитие ловкости; развитие быстроты двигательной реакции; звуковая и двигательная имитация, воображение, перевоплощение.

16.

«Болото» 

Инвентарь: коврики или куски картона (30x30 см).

Играют две команды. Каждая команда делится пополам и располагается на противоположных сторонах игровой площадки. Между ними - «болото». Первые два участника обеих команд получают по две «кочки» (коврики), с помощью которых они должны перейти «болото», не замочив ноги. Достигнув берега, первые участники передают свои «кочки» партнерам по команде, и те начинают переход через «болото». Побеждает команда, первой закончившая встречную эстафету.

Развитие динамического равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве и точности движений, способности соизмерять усилия и перемещать внешние объекты («кочки») на необходимое расстояние.

17.

«Зайцы»

Инвентарь: корзины с тряпичными морковками.

Дети делятся на команды. Первые игроки каждой команды прыгают «зайчиками» на двух ногах по начерченной линии до корзины с морковками. Каждый берет по одной морковке и возвращается бегом по начерченной линии. Остальные игроки делают то же самое. Побеждает команда, закончившая первой.
Варианты усложнения:

- прыжки на одной ноге; взятую морковку тут же бросить в обруч; если не попал, подобрать ее и с ней возвратиться к команде;

- прыжки по ориентирам: бросить в обруч две морковки, из разложенных цифр выбрать обозначающее число попаданий и с ней вернуться к команде.

Развитие умения дифференцировать усилия в прыжках и метаниях, быстроты реакции, запоминания последовательности движений, способности воспроизводить прямолинейные движения, сохранять равновесие при вестибулярных раздражениях.

18.

«Невод»

 Выбираются двое «рыбаков», остальные - «рыбки». Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыбок, окружая их свободными руками.
Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, увеличивая «невод». Ловля продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные рыбки, которые объявляются победителями и в следующей игре становятся рыбаками.
Вариант усложнения:

- рыбки дразнят рыбаков, произнося хором: «Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок».

Развитие быстроты реакции на движущийся объект, быстроты перемещения, распределение внимания при движении, согласованность совместных действий, устойчивость вестибулярного аппарата, равновесие, активизация речевой деятельности, совмещенной с движением.

19.

«Кто быстрее»

Инвентарь: набивные мячи, гимнастические палки, ленты разного цвета.

Игра проводится в форме эстафеты. Дети делятся на команды. Первые игроки по ориентиру (начерченной линии) перекатывают набивной мяч до конца игровой площадки, где выбирают ленту определенного цвета и с ней бегом возвращаются к своей команде, перепрыгивая через гимнастические палки, разложенные на полу. Вторые игроки делают все то же, но в обратном порядке. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Вариант усложнения:

 - перекат мяча не по прямой, а между стойками. Выбрав ленту, завязать ее на своей ноге бантиком, перепрыгивать через набивные мячи (или кегли).

Развитие пространственно-временной ориентации, координации движений, дифференцировки пространственных и силовых характеристик движения, быстроты реакции, силы мышц рук и ног, развитие точности, мелкой моторики пальцев.

20.

«Казаки - разбойники»

Инвентарь: отличительные повязки на лоб (ленты).

Играющие делятся на две равные команды: «казаков» и «разбойников». По сигналу «разбойники» разбегаются в разные стороны игровой площадки, а «казаки» их догоняют, стараясь осалить. Осаленный игрок застывает на месте, руки в стороны. Но его может выручить игрок той же команды, хлопнув по руке; тогда «разбойник» считается свободным и снова убегает от «казаков». Когда все «разбойники» осалены, назначается короткий отдых. Все спокойно ходят по площадке, выполняя, дыхательные упражнения или ложатся на спину, раскинув руки и согнув в коленях ноги. После отдыха команды меняются ролями и игра продолжается.
Вариант усложнения:

- «разбойники» находятся внутри очерченной площадки, а «казаки» снаружи. Перебрасывая мяч друг другу, «кашки» стараются осалить им «разбойников». Осаленные игроки выбывают из игры. Когда «выбиты» нес «разбойники», следует отдых, после которого игроки меняются ролями.

Развитие выносливости, дыхательной и сердечнососудистой систем, координации движений, способности изменять скорость перемещения, активизация зрительного анализатора, дифференцировка усилий и развитие мелкой моторики, быстроты реакции на движущийся объект, способность к волевому напряжению при утомлении.

Приложение3

 Таблица 3

Средние показатели уровня физической подготовленности  школьников  до и после эксперимента.                                                                          

Группы

Количество

учащихся

 «Метание т/мяча на дальность»

 «Прыжок в длину с места»

 «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа »

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

КГ

25

20

24

121

125,5

4

5

ЭГ

24

24

33

122

134

4

9

График 1

Анализ результатов тестирования в КГ в начале и конце эксперимента

График 2

 

График 2

Анализ результатов тестирования в ЭГ в начале и конце эксперимента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему:ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ………

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………….81.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явл...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Дипломная работа "Специфика работы педагога с педагогически запущенными детьми"

Дипломная работа "Специфика работы педагога с педагогически запущенными детьми"...

Дипломная работа на тему: «Работа с учащимися, имеющими нарушения письменной речи"

Специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4 класса общеобразовательной школы....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «Формирование речевой культуры младших школьников на уроках литературного чтения»...