Конспект занятия "Я приглашаю в свой шахматный мир"
план-конспект занятия по физкультуре (4 класс)

Жакболеева  Шамшия Тлеужановна

Объяснение нового материала. 

 Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом  ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны»  в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.         

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога   

Демонстрационная доска, шахматы, компьютер, файлы со слайдами

Закрепление материала

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру – шахматное лото и решение кроссворда. Предлагает детям  по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели   древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты  истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.         

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои предположения, участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую  фигуру встают и показывают ее педагогу.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Тема занятия: Знакомство с шахматами.

Цель занятия:

Изучить,  как выглядят и как грамотно называются   шахматные фигуры. Изучить  начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры . Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат..

Задачи занятия:

Обучающие:

-дать представление о правилах игры;

-дать представление о некоторых аспектах истории шахмат;

-выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

-выработать навык работы с шахматной доской;

-научить расставлять начальную позицию.

Развивающие:

-способствовать развитию памяти, внимания;

-развить логическое мышление;

-развить творческую активность.

Воспитательные:

-воспитать навыки работы в коллективе;

-повысить шахматную культуру;

-побудить к стремлению к успеху через труд;

-выработать позитивное отношение к процессу обучения;

-выработать навык работы в обучающей игре.

Оборудование:

шахматные доски с фигурами;

демонстрационная доска;

компьютер;

Содержание занятия.

1 этап. Вводный (5 мин).

Содержание:

Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.

Задачи:

заинтересовать;

активизировать внимание;

настроить на новую тему;

создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (30 мин).

Содержание:

 Изучить,  как выглядят и как грамотно называются   шахматные фигуры. Изучить  начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры. Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Задачи:

дать представление о правилах игры

дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;

выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры

выработать навык работы с шахматной доской

научить расставлять начальную позицию

Объяснение нового материала.        

 Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом  ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны»  в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.         

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога        

Демонстрационная доска, шахматы, компьютер, файлы со слайдами

Закрепление материала

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру – шахматное лото и решение кроссворда. Предлагает детям  по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели   древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты  истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.          

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои предположения, участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую  фигуру встают и показывают ее педагогу.        

Физкультминутка 5 минут

        Показывает детям презентацию   «История шахмат»

Закрепление материала        

Дает задание по памяти или по образцу (в зависимости от изначальной подготовки детей) расставить  начальную позицию.. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки.        

 Работают  в парах на индивидуальных досках.                

3 этап. Итоговый (5 минут).

Содержание: Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей. Настройка на дальнейшее успешное обучение.

                                                 Вводное занятие

                             «Я приглашаю в свой шахматный мир»

ЦЕЛЬ  занятия:  побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

                                                           

Вводная часть

        Здравствуйте! Сегодня мы будем изучать,  как выглядят и как грамотно называются   шахматные фигуры. Изучим  начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомимся с правилами игры. И конечно, с некоторыми аспектами истории шахмат

В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.

Легенда  ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

       Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.

        Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.

      Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники.

Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!»

      Пришел к нему самый старый мудрец, достает  из мешка деревянные фигурки. Посмотрел царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

       Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.

         И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Когда царь добирался до   шахматного короля противника, то он по своей военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий   падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!»

     В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ. 

 Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.

  1. Где родились шахматы?
  2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным  фигур?
  3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».

А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговорим.

Основная часть.

  1. Знакомство с шахматной доской.

Вот перед шахматная доска. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес  а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6).

Что же, первое знакомств с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

- Какую форму имеет шахматная доска?

- Сколько клеток на шахматном поле?

- Для чего на доске нужны буквы и цифры?

- Зачем нужно знать точный адрес клетки?

2. Знакомство с шахматными фигурами.

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному,  как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего,  это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

        Вот мы с вами узнали,  как зовут каждую фигуру.

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

Показать детям фигуры и послушать их ответы.

(Решение кроссворда .   Листочки с заданием «Шахматное лото»

Прослушивание песни про шахматы)

Итог занятия

А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)

А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)

Рефлексия

Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?

Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белая ладья»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия: «Знакомство с синтезатором: приглашаю в свой мир творчества…»

Конспект учебного занятия содержит: план-конспект, ход проведения занятия (описание).Знакомит группу учащихся 7-9 лет с выразительными возможностями синтезатора в игровой форме....

Презентация в занятию "Знакомство с синтезатором: приглашаю в свой мир творчества..."

Презентация к конспекту занятия "Знакомство с синтезатором: приглашаю в свой мир творчества..." для группы детей 7-9 лет....

Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"

Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"...

Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс

Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс...

Конспект занятия: «Учимся контролировать свои эмоции»

Треннинг "Учимся контролировать свои эмоции"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...