Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Дацык Лилия Владимировна

Занятие внеурочной деятельности "Я приглашаю вас в свой шахматный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_shakhmaty.doc113.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ    ДПО     РО    РИПК  и     ППРО

Проект занятия

по шахматам

Тема: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»

Выполнил учитель начальных классов: Дацык Л.В.

г.Ростов-на-Дону

 2014г.

Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс: 
Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: 

УУД

∙        ЛичностныеУУД:  

∙         Регулятивные УУД: 

∙         Коммуникативные УУД:

∙        Познавательные УУД: 

Планируемые результаты

Предметные:

∙        Знать

∙        Уметь

Личностные:
Метапредметные:



Этапы


План


Время

Технология/Метод

 Модель

Организационный момент

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема занятия: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»

Цель занятия:

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  1. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
  1. Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей малой Родине.

Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный  дидактический материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, стаунтоновские шахматные фигуры, компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, рекламные буклеты, бейджи, костюмы по шахматной тематике для каждого ребёнка.    

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

 – Здравствуйте ребята. Тема нашего занятия “ Я приглашаю Вас в свой шахматный мир”.

2. Основная часть.

– Это не простое здание, а сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Мы уже одеты в костюмы жителей шахматного королевства.

– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.

(Демонстрация на магнитной доске)

– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.

–  Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

 Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.

– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим пол ководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

– По всем шестидесяти четы рем квадратам шахматной до ски движутся фигуры – храб рые воины шахматного коро левства.

– Впереди армии, в первой ше ренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фи гуры, похожие на башенки.

– Коней узнать легко.

– Рядом с конями стоят слоны.

– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь. 

– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем. Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.

Физминутка “Ромашковое поле”

Д/и “Письмо ”

– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его прислал?

-Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы попасть в шахматное королевство.  Заранее благодарен. Незнайка.

 – Ну что, ребята, поможем Незнайке?

 – За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но, главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.

(Компьютерная презентация шахматных фигур.

 Вручение жетонов за правильные ответы)

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

Вперёд и назад ходит браво,

 Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)  

Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...(доска)

 – Молодцы, ребята! Мы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.

– А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек» (Вначале тренер достает шахматную фигуру)

 – Ребята, как вы думаете, как называется эта фигура? (название шахматной фигуры)

(Дети по очереди подходят к учителю и достают фигуры из мешка.

Остальные отвечают. Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе. За каждый правильный ответ детям вручается жетон.) 5 фигур.

– Молодцы.

–  А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы видите на них? (ответы детей)

 – Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

 – Для вас я приготовил еще одно интересное  задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны).

(Пока дети рисуют, учитель кладет в мешочек карту-схему для поиска клада)

 – Выполнили? Молодцы. Кто не успел, дорисуете дома.

 – Ребята, а у нас в мешочке что-то еще есть. Что здесь?

 –  Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь.

Физминутка

Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”

дети за учителем идут искать клад по карте. 

НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с монетами).

 – Ну вот,  мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили  приз – клад. Забираем его с собой.

 – К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в класс. Давайте отправимся в обратный путь.

Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”

 дети возвращаются на свои места

4. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны).  

 –  А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии:

 – Отгадайте загадку:

Рожь на нем не колосится,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

Это - шахматное ….. (поле) 

 –  Каких полей больше: белых или черных?

 – Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

 –  Перечислите все шахматные фигуры.

 – А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера.

 – Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)

 – Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего    клада.

(Вручение сладких призов-монет)

 – Вам понравилось наше путешествие?

 – Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?

 – Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашей школе. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...

Планы занятий внеурочной деятельности "Мастерим своими руками"

В данном разделе будут представлены планы занятий внеурочной деятельности....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в начальной школе урок здоровья «Все ли ты знаешь о своем сердце».

Урок  направлен на формирование в каждом ученике сознательного отношения к своему здоровью, формирования ЗОЖ, понимания  взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении. На раскры...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности ”В своем любимом городе я построю мост”

В предложенных материалах представлена технологическая карта занятия внеурочной деятельности художественной направленности "Акварелька" на тему ”В своем любимом городе я построю м...