Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
план-конспект занятия (2 класс)

Каменкова Лилия Рафаиловна

Обучение игре в шахматы для начинающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_yunyy_shahmatist.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный шахматист»                 во 2 классе

        Первый год обучения. Занятие № 2  

                                  Тема: « Шахматная доска»

Цели занятия:

1. Познавательные.  Сформировать представление о составных частях шахматной доски: шахматные поля, горизонтали, вертикали, названия шахматных полей.

2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения.

б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.

в) Развивать знаково-символическую функцию.

3.Воспитывающие.  Воспитывать  доброжелательное отношение к людям,  уважение к партнерам по игре в шахматы.

Оборудование:    1. Демонстрационная доска

                                2. Шахматные доски для учащихся

                                3.  Квадраты и прямоугольники из  бумаги, соответствующие по размеру клеткам на шахматной доске для игры «Морской бой».  

Комплект для каждой шахматной доски:

 Квадраты: 1 – 3 шт. Прямоугольники, по размеру покрывающие  2 клетки шахматной доски – 2 шт., 3 клетки – 2 шт., 4 клетки – 1 шт.

Аналогичный комплект для демонстрационной доски.                          

                               

                                             

                                                     Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.  

Сообщение темы занятия

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны

- О какой игре идёт речь?

- Мы продолжаем знакомство с удивительной игрой - игрой в шахматы.

Вы уже узнали историю шахмат и проверили, смог ли царь одарить мудреца. Возможно ли это?

- А сегодня мы узнаем,  как называются участники игры в шахматы,  как нужно ориентироваться на шахматной доске.

- Эта игра - шахматы.

- Нет, царь не смог отдать ему столько риса, сколько он просил. Мы поняли это, пытаясь разложить  зернышки на доске.

2. Новый материал.

- В шахматы играют 2 противника. Их так называют, потому что они находятся в противоборстве, а также потому что они   сидят  один напротив другого.  Сядьте, пожалуйста, и вы напротив друг друга.

- В классе все мы друзья, поэтому давайте лучше называть  товарища, с которым играем в шахматы, партнером по игре, согласны?

- Итак, партнеры готовы?

-Что находится между вами?  

- На шахматной доске ведется шахматное сражение, или шахматная партия.

- Какую форму имеет шахматная доска?

- Что интересного вы заметили в разметке  шахматной доски?

- Все квадраты на шахматной доске называются: поля. А по цвету мы будем их называть, независимо от оттенка, черными и белыми.

- Что больше: шахматная доска или шахматное поле?

- Да, конечно! Посмотрите внимательно: могут ли быть рядом два черных  или два белых поля?

- А сейчас мы научимся правильно размещать перед собой  шахматную доску.

- Найдите, пожалуйста, самое первое поле в самом нижнем ряду. Покажите мне его! Молодцы! А теперь самое важное: Это поле должно быть черного цвета!

- Поверните шахматную доску так, чтобы  первым  слева было черное поле.

Теперь шахматная доска располагается правильно!

- Для того, чтобы научиться играть в шахматы, нужно хорошо ориентироваться на шахматной доске, то есть, знать, как называются ее элементы.

- Мы начинаем путешествие по шахматной доске! Приготовьте вашу кисть левой руки: поставьте ее на указательный  и средний пальчики. Вот и готов наш путешественник!

- Как мы его назовем?

- Поставьте  Шахматика  на то самое первое черное поле самого нижнего ряда. Все готовы?

И пошел Шахматик вправо по самой нижней дорожке: черное поле, белое, черное, белое. До конца дорожки дошел!

Эта дорожка называется горизонталь.

- Помните, мы ходили смотреть горизонт?

Горизонт, так же, как и  горизонталь  лежит перед нами.

- Каждая горизонталь имеет свой номер! Посмотрите, где он подписан?

 

- Да, это зависит от того, где вы сидите.

По какой горизонтали гулял  твой Шахматик?

- А твой?

- Сколько всего горизонталей на шахматной доске?

- Ребята, кто сидит ближе к первой горизонтали,  внимание! Вы будете командой №1.

-  Пусть ваш Шахматик прогуляется по третьей горизонтали! На старт! Внимание! Марш!

- А теперь ребята, кто сидит ближе к восьмой горизонтали! Вы – команда №2.

 Пусть ваш Шахматик прогуляется по по седьмой горизонтали!

- Продолжаем путешествие!

- Опять наш Шахматик стоит на первом черном поле самой ближней к вам горизонтали. Помогайте друг другу найти нужное поле! Все справились?

- На этот раз  Шахматик идет  вперед!  

-  Считают громко вслух  шаги  ребята  1-ой команды!

- А теперь посчитают вслух шаги ребята 2-ой команды!

   

- У всех по восемь шагов?

Дорожки, по которым мы гуляли сейчас, называются вертикали! Вы когда-нибудь слышали слово «вертикаль»?

- Конечно, вертикально – значит,  снизу вверх или сверху вниз.

- Проверьте, пожалуйста, во всех вертикалях по 8  полей?

- Каждая вертикаль тоже имеет свое название!

- Кто догадается, где его можно найти? Посмотрите внимательно, посовещайтесь друг с другом!

- Молодцы! Вертикали имеют названия латинских букв: А, В, С, D, E, F, G, H.

- Повторите все вместе!

- Очень хорошо!

-  А теперь самое важное!

Свое имя  на шахматной доске имеет каждое поле (каждый квадратик). Сегодня мы научимся определять эти имена!

- Сначала называем букву (имя вертикали), например, А. Потом – номер горизонтали, например, 4. Найдите, пожалуйста, поле А4!

-  Молодцы!

- Наш Шахматик отправляется путешествовать по полям. Приготовились? Начали! Я называю поля:

 В6, С8, Е2, F3, H7, A5, D1,G4.

- Молодцы, ребята! Правильно провели Шахматика!

Дети рассаживаются парами  один напротив другого.

- Да.

- Готовы!

- Шахматная доска

- Шахматная доска квадратной формы.

- Мы видим квадраты двух цветов: белые и коричневые.

- Шахматная доска больше, чем  шахматное поле.

- Нет, черные и белые поля чередуются.

- А у меня белое!

- Например, Шахматик.

- Да.

- Да, помним.

 

- У меня слева.

- А у меня справа.

- По первой.

- По восьмой.

- Восемь горизонталей.

- Да!

- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8!

- 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!

- Да!

- Да! Мы располагаем лист вертикально.

- Да, во всех по восемь полей.

- Внизу под всеми полями  находятся буквы, наверное, это и есть названия вертикалей.

- А, В, С, D, E, F, G, H.

- Вот  поле А4!

Дети передвигаются по шахматным полям.

3.Практическая работа

Цель: «Отработать умение называть поля на шахматной доске»

- Точно так же все шахматные фигуры двигаются по шахматным полям и мы должны точно знать их местонахождение.

Чтобы потренироваться правильно ориентироваться на шахматной доске, я предлагаю вам сыграть в игру «Морской бой»

- Партнеры, сидящие напротив, вернитесь на свои места: каждая пара теперь работает вместе.

Наша шахматная доска превращается в море. В конвертах, лежащих на столе, находятся прямоугольники и квадраты: это ваши корабли: трехпалубные, двухпалубные и однопалубные.

На шахматной доске расположите  корабли так, чтобы они не соприкасались друг с другом.

- Вы играете со мной. Я свои корабли уже разместила. Готовы?

- Начинаем!

- Мой выстрел: B8. Находите это поле на шахматной доске. Если там ваш корабль, он подбит. Если пусто – значит я выстрелила мимо.

- Теперь ход  Саши и Валеры. Ваш выстрел, называйте  любое поле!

- Меткие стрелки! Мой однопалубный корабль подбит!

Игра продолжается, опрашивается каждая пара по цепочке.

Дети садятся парами.

Ученики достают из конвертов фигуры, размещают фигуры на шахматной доске.

- Наш корабль подбит!

- Мимо! Мимо!

- Ученики называют, к примеру, В1.

4. Проверка знаний

 

5.Подведение итогов занятия

- Наше путешествие по шахматной доске заканчивается! Остается проверить наши знания!

- Я буду задавать вопросы каждой паре. Вы можете отвечать вместе (хором) или кто-то один. Главное, как можно быстрее! Начинаем!

  1.  Покажите  шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
  2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
  3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
  4. На каких полях ничего не растет?
  5. Из каких досок не строят теремок?
  6. В каких клетках не держат зверей?
  7. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
  8. Как правильно сесть за шахматную доску?
  9. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?
  10.  Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?
  11. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?
  12.  Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?
  13. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
  14. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
  15.  Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
  16.  Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
  17. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
  18.  Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

- Молодцы! Я очень рада вашим успехам!

- Чему научило вас наше занятие?  

- Что вызвало  вопросы? Что особенно понравилось? Что не понравилось?

- Чему  нам нужно  еще научиться?

 Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....