Исследовательская работа.
методическая разработка по физкультуре (1 класс)

Брыль Анастасия Андреевна

  В школьные- детские годы физическое здоровье и эмоциональный фон имеет важное значение! Именно физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Физическая активность ребёнка определит во многом его продвижение в умственном и личностном отношении.

   Цели деятельности в физическом воспитании и спорте общие: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании - обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально – прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях; а в спорте – достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определённым видом.

  В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка, формирование его способностей, интерес к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни. Именно поэтому, эмоциональную составляющую настроения ребёнка, напрямую влияющую на его здоровье, следует обязательно учитывать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

Г. Нижневартовск

Учитель физической культуры:

                                                                                                                                      Брыль А.А.

Исследовательская работа.

Тема: Влияние нестандартных форм проведения уроков физической культуры на качество образования начальной школы.

Введение

  В школьные- детские годы физическое здоровье и эмоциональный фон имеет важное значение! Именно физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Физическая активность ребёнка определит во многом его продвижение в умственном и личностном отношении.

   Цели деятельности в физическом воспитании и спорте общие: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании - обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально – прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях; а в спорте – достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определённым видом.

  В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка, формирование его способностей, интерес к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни. Именно поэтому, эмоциональную составляющую настроения ребёнка, напрямую влияющую на его здоровье, следует обязательно учитывать.

      Актуальность

 

Влияние положительных эмоций на здоровье человека научно доказано, значит нужно научить ребёнка позитивно воспринимать окружающий мир, быть доброжелательным, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья. Культура психического и физического здоровья человека способствует его удовлетворению жизнью, творческому самовыражению, формирует нравственные и волевые качества, связана с адекватностью восприятия окружающей среды и коммуникабельностью человека.

  Исследования состояния здоровья детей выявили его системное ухудшение, снижение уровня физической и двигательной подготовленности. По мнению многих учёных определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение уровня жизни и социальной защищённости населения, нарушение экологической ситуации, несовершенство системы медицинского обслуживания.

   С целью возбуждения у детей интереса к физкультурным занятиям, их увлечённости, одна из моих   задач:

- сохранение здоровье детей и привитие любви к активности, способствование осознания ребёнком необходимости физической активности и поддержания им психологической устойчивости. Для достижения результативности моей работы я считаю необходимо использование современных образовательных технологий и нестандартных форм.

Нетрадиционные формы проведения занятия

    К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести использование на уроках музыкального сопровождения.  Музыка способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.

   Использование музыки на уроке физкультуры благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно. На основании данных научно - методической литературы можно отметить, что целесообразно использовать музыку не в течение всего урока, а лишь в те промежутки времени, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твёрдо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой работе.

 Подбор музыки

  Характер, ритм и темп музыкального сопровождения для уроков игровой направленности необходимо подбирать с учётом ритма и темпа выполняемых под неё специальных упражнений, при этом музыка должна нравиться учащимся, иначе она будет вызывать раздражение, мешать, а не помогать работе на уроке. Ориентируясь на музыкальные вкусы и интересы школьников, не желательно, чтобы одна и та же мелодия звучала в течение долгого времени, так как это также снижает полезный эффект воздействия на занимающихся.

Музыку в уроках с игровой направленностью можно применять во всех частях: подготовительной, основной, заключительной. Чаще всего используется музыкальное сопровождение в подготовительной части урока, где оно способствует эффективному врабатыванию организма, повышает эмоциональный фон и улучшает настроение занимающихся.

Музыкальное сопровождение в подготовительной части урока можно использовать при выполнении строевых упражнений, в ходьбе, беге, упражнений типа заданий, по звуковому и зрительному сигналу. Большая возможность применения музыкального сопровождения предоставляется в комплексах упражнений общеразвивающей направленности, решающих задачи подготовительной части урока. Это могут быть комплексы упражнений без предметов, на гимнастических снарядах (стенка, скамейка), упражнения в движении, с мячом.

В основной части урока можно использовать упражнения общей физической подготовки, координационной способности, прыгучести. Можно использовать круговую тренировку под музыку или игру по станциям, например: музыкальный отрывок 1 - упражнения на пресс; музыкальный отрывок 2 - прыжки на скакалке; музыкальный отрывок 3- приседания; музыкальный отрывок 4 - отжимания и др. Включается музыка - выполняется работа на станции, заканчивается музыка - происходит переход к другой станции.

В заключительной части урока с игровой направленностью также может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать задачам заключительной части урока, успокаивать и восстанавливать силы занимающихся.

Применение музыкального сопровождения на уроках по спортивным играм помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Целенаправленно используемая музыка на уроках по физической культуре в школе будет эффективна, если придерживаться следующих правил:

- музыка, подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам урока;

- темп и ритм музыкального сопровождения подбирается соответственно темпу и ритму выполняемых упражнений;

- музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно возрасту учащихся;

- оптимальная громкость музыкального сопровождения физических упражнений для школьников находятся обычно в пределах 70-80 децибел;

- не рекомендуется использовать печальную, скорбную музыку т.к. она отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Результаты работы

   В результате опроса учеников и учителей начальной школы, где уроки проходили под музыкальное сопровождение, было определено, что:

- применение музыкального сопровождения на уроках по физической культуре помогает поддерживать высокий темп работы на уроке;

- способствует повышению эмоционального фона на уроке, вызывает положительные эмоции;

- быстрее происходит разучивание технических действий;

- улучшает показатели оценок за технические решения;

- содействует выполнению большого объёма нагрузки на уроке.

Таким образом, на основании выше изложенной информации можно сделать следующие выводы:

1. Методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания занимающихся, их оздоровления и повышения интереса к занятиям физическими упражнениями.

2. Использование в уроках по физической культуре с игровой направленностью музыкального сопровождения является оправданным и эффективным средством, способствующим решению задач физического воспитания школьников.

3. Применение музыкального сопровождения на уроках по спортивным играм помогает бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений.

4. Музыку в уроках с игровой направленностью можно применять во всех частях: подготовительной, основной, заключительной. Чаще всего используется музыкальное сопровождение в подготовительной части урока, где оно способствует эффективному врабатыванию организма, повышает эмоциональный фон и улучшает настроение занимающихся.

   При проведении занятий я учитываю, что стрессовое состояние организма может быть вызвано как сильными отрицательными, так и положительными эмоциями, поэтому стараюсь оберегать детей не только от огорчений, но и от бурных радостных реакций.

Выводы

Мой педагогический опыт подтверждает тезис о том, что позитивная психическая энергетика легко вступает в контакт с энергией других людей. Радость детей на занятиях – заразительна. Этому значительно способствуют яркий красочный спортивный инвентарь, правильно подобранное музыкальное сопровождение, эстафеты, игры, развлечения повышающие эмоциональный фон. Хорошее настроение, улучшение самочувствия и положительный настрой после занятий трудно переоценить. И ещё - все дети нуждаются в похвале, защищённости – сегодня это очень актуально, когда родители заняты и почти не остаётся времени на общение с детьми и игры с ними. Особенно важен доброжелательный настрой педагога.

   Подводя итог можно сделать следующие выводы, влияние нестандартных форм проведения уроков физической культуры положительно влияет на качество образования в начальной школе. Это хорошая практик, улучшения школьной системы физической культуры ведущая к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания.

   Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.

Методическая литература

  1. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 2012. 298 с.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ высш. Учеб. заведений. М.: Владос, 2016. 304 с.: ноты
  3. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Метод. пособ. СПб.: Познание, 2015.
  4. ШадриковВ. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. — М.: Логос, 2011.
  5.  Энциклопедия психодиагностики: в 4 т. Т. 1: Психодиагностика детей. — Раздел «Младший школьный возраст». — Самара : Бахрах-М, 2008. 
  6. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа педагогика // Педагогика. - 2005.
  7.  Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
  8.  Гришанова Н.А. Развитие компетентности как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред.Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. б. М., 2002.
  9.  Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2006, - № 1.
  10. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...