Повышение интереса мотивации к занятиям плаванием младших школьников.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Шаева Зарема Османовна

Статья о методах проявления большего интереса младших школьников к занятиям по плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА, МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПЛАВАНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Санкт — Петербург

2020 г.

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА, МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПЛАВАНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

     В статье представлены результаты научно-экспериментальной работы по повышению эффективности процесса обучения плаванию детей младшего школьного возраста на основе использования инновационного наглядного материала. Доказана целесообразность применения комплекса методических материалов на этапе обучения плаванию, направленных на повышение интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, достижение оптимально возможного уровня физической подготовленности и физкультурной результативности младших школьников.

    Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании детей младшего школьного возраста – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Процесс обучения плаванию решает разные задачи, в том числе укрепление здоровья и закаливание, овладение жизненно важным навыком плавания, формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.

    Большой процент младших школьников не имеет предрасположенности к высоким достижениям в спортивном плавании, но это не умаляет значения данного вида физической нагрузки для развития и укрепления организма, сохранения здоровья ребёнка. В этой связи актуальным является разработка способов формирования мотивированной потребности к систематическим занятиям плаванием как в спортивном, так и в общеразвивающем аспекте.

    Целью настоящей работы является повышение интереса, мотивации к занятиям спортивным и оздоровительным плаванием детей младшего школьного возраста на основе использования широкого спектра методов, дидактических приемов, средств обучения плаванию и разработки инновационного методического обеспечения информационно-образовательного характера.

   Внедрение в процесс обучения плаванию разработанного методического обеспечения наглядного характера позволило доказать положительную динамику формирования мотивационной сферы детей младшего школьного возраста в контексте занятий плаванием. Овладение жизненно важным навыком, выполнение заданий самостоятельно и на выбор, работа с индивидуальной тетрадью, формирование системы знаний по предмету положительно влияют на достижение оптимально возможного уровня физической подготовленности и физкультурной результативности младших школьников, способствуют повышению социальной и физической активности школьника, интереса и потребности к занятиям.

     В возрасте 5-7 лет у ребёнка возникает и развивается мотивация достижения, которая в дальнейшем становится устойчивой потребностью. Для учащихся первого класса наиболее актуальными мотивами, побуждающими активно заниматься физической культурой, являются: самосовершенствование (желание быть умными, сильными, приносить пользу людям); удовольствие от движений; положительные эмоции. Исследование мотивационной сферы детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения плаванию показало, что основными (и фактически единственными) мотивами занятием плаванием у детей являются: приятные ощущения, связанные с нахождением в водной среде; коммуникативно-игровая атмосфера. Данные мотивы являются слабоустойчивыми, так как, немного пресытившись игровым общением и ощущениями, связанными с водой, ребёнок теряет мотивацию к занятиям плаванием.

    В связи с этим возникает необходимость формирования у ребёнка устойчивых мотивов, потребности в систематических занятиях плаванием на этапе обучения, основанных на следующих представлениях: стремление к гармоничному развитию тела и организма в целом; сохранение и укрепление здоровья;  подготовка и дальнейшая безопасность времяпровождения в открытых водоемах. Это и обусловило создание экспериментальной программы обучения плаванию на основе применения инновационных разработок информационно-образовательного характера.

     Для успешного решения поставленной цели экспериментальная программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста включает в себя следующие направления:

1. Комплексное использование методов, методических приемов, средств физического воспитания в процессе начального обучения плаванию, что позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

2. Внедрение наглядных материалов информационно-образовательного характера для сопровождения процесса обучения младших школьников плаванию: 6 видеофильмов и индивидуальная рабочая тетрадь для самостоятельной работы детей. Как показали наблюдения, яркий, интересный наглядный материал положительно влияет на эмоциональный фон урока, создаёт дополнительные возможности для овладения навыком плавания, повышает интерес, мотивацию к занятиям младших школьников.

3. Для формирования осознанной потребности в освоении ценностей физической культуры и спорта, мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни поэтапно и систематично включать в процесс обучения и воспитания систему теоретических знаний по предметам «Плавание», «Анатомия человека», «Физическая культура», «Основы ЗОЖ».

4. Достижения учеников оценивать в зависимости от индивидуальных темпов развития двигательных и познавательных способностей. Положительные оценки «5» и «4» выставлялись в дневник по мере усвоения учеником определенной темы программного материала. Рано или поздно ученик усваивал пройденный материал, поэтому в дневнике по плаванию у ребёнка стоят только отличные и хорошие оценки, что способствует положительному отношению к занятиям, повышению интереса и мотивации к данному виду спорта, положительной самооценке ребёнка. Реализация индивидуального подхода к физическому воспитанию в процессе обучения плаванию на основе исползования информационно-образовательного наглядного материала (ИОНМ) мультимедийного характера позволит определить индивидуальные, психофизиологические особенности, реальные возможности, актуальный уровень развития, наметить оптимальные условия для развития каждого ребёнка с учётом его интересов.

5. Включать на этапе обучения плаванию выполнение детьми заданий по выбору и самостоятельно, что требует от преподавателя перехода от привычной роли воспитателя и контролера к позиции наблюдателя и помощника, который не учит, а воспитывает, больше помогает детям проявлять активность и принимать самостоятельные решения. Это позволит тренеру-преподавателю подобрать подходящий материал, выбрать средства и методы, просмотреть предпочтения и интересы детей, составить индивидуальные программы обучения.

В основном формирующем педагогическом эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста (7-8 лет), не умеющие плавать. Разделение на экспериментальную (61 ребёнок) и контрольную (59 детей) группы проходило в случайном порядке оп мере формирования групп. Исходное состояние мотивационной сферы развития детей в контексте занятий плаванием в экспериментальных и контрольных группах отличалось незначительно (табл. 2).

Разница между экспериментальной и контрольной группами состояла в том, что в ЭГ в процессе обучения плаванию применялись ИОНМ мультимедийного характера, задания на выбор и самостоятельно, систематично и поэтапно формировалась система учебных знаний по предмету. Достижения учеников оценивались в зависимости от индивидуальных темпов развития двигательных и познавательных способностей.

Показателем развития мотивационной сферы ребёнка является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей. Эффективность развития мотивационной сферы младшего школьника в контексте занятий плаванием определялась через следующие показатели.

Для оценки показателей была разработана трехуровневая система оценивания на начало и конец эксперимента: высокий (В), средний (С), и низкий (Н). В ходе исследования выносились оценочные суждения о каждом ребёнке в соответствии с представленными критериями приобщения детей младшего школьного возраста к систематическим занятием плаванием.

Ниже приведены характеристики уровней приобщения детей младшего школьного возраста к оздоровительному и спортивному плаванию на этапе обучения (табл. 1).

Измерение выделенных показателей проводилось на начало и конец комплекса занятий. Сбор данных происходил в форме анкетирования родителей, беседы, опроса, интервьирования ребёнка в начале эксперимента, при помощи педагогического наблюдения, интервьюирования, опроса детей получен итоговый результат. В сводной таблице приведены результаты исследования мотивационной сферы развития младших школьников в контексте процесса обучения плаванию на начало и конец эксперимента (табл. 2).

Таблица 1

Мотивационная составляющая приобщения младших школьников к систематическим занятиям плаванием

Высокий уровень

Нравится заниматься плаванием, регулярный повышенный интерес к новым упражнениям и заданиям, стремление овладеть техникой спортивных стилей. С интересом осваивает теоретические знания по предмету, активно участвует в опросах, беседах о значении плавания для организма и здоровья человека, видит взаимосвязь систематических занятий с развитием организма, укреплением и сохранением здоровья, здоровым образом жизни. Осознаёт значимость и нужность предмета для себя.

Средний уровень

Заниматься плаванием нравится, интерес к новым упражнениям, заданиям избирательный, слабое стремление овладеть техникой спортивных стилей. Несистемное осваивание теоретических знаний, пассивно участвует в беседах, опросах, не связывает занятия плаванием с влиянием на организм и здоровье человека, воспринимает процесс обучения плаванию как возможность для игр и общения со сверстниками.

Низкий уровень

Не нравится заниматься плаванием, отсутствует интерес к теоретическому материалу.

Таблица 2

Показатели мотивационной сферы развития младших школьников в контексте процесса обучения плаванию на начало и конец эксперимента

Мотивационная сфера ребёнка

Кол-во

Срезы

КГ

ЭГ

В

С

Н

В

С

Н

Начало эксперимента

Чел.

9

48

2

12

46

3

%

15,25

81,36

3,39

19,67

75,41

4,92

Конец эксперимента

Чел.

27

29

3

41

18

2

%

45,76

49,15

5,08

67,21

29,51

3,28

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что в ЭГ отмечены позитивные изменения в развитии мотивационной сферы ребёнка по сравнению с КГ. Большинство детей экспериментальной группы проявляли регулярный повышенный интерес к новым упражнениям и заданиям, инновационному наглядному материалу образовательного характера, с интересом осваивали теоретические знания по предмету. Активно участвовали в опросах, беседах о значении плавания для организма и здоровья человека, понимали значимость и нужность предмета для себя.

Таким образом, использование широкого спектра средств и методов обучения и воспитания, комплекса инновационных разработок информационно-образовательного характера, соблюдение общеметодических и специфических принципов физического воспитания привели к позитивным изменениям показателей развития мотивационной сферы ребёнка в экспериментальной группе обучения плаванию.

Выводы.

 Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Важно развивать у ребёнка наблюдательность, любознательность, внимание, способность самостоятельно анализировать и фиксировать значимые моменты в увиденном.

Для формирования долгосрочной устойчивой мотивации к систематическим занятиям плаванием необходимо через просветительские технологии, обновление содержания и средств, создание инновационных методов обучения формировать более зрелые мотивы занятия плаванием: стремление к гармоничному развитию тела и организма в целом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка и дальнейшая безопасность времяпровождения в открытых водоёмах.

Список литературы используемой для статьи:

1. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов, М.: Советский спорт, 2006 — 216 стр.

2. Матвеев А.П., Малыхина М.В. Физическая культура. 1 кл.: метод. Рекомендации по основам преподавания. М.: Дрофа, 2003 — 208 стр.

3. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009 — 176 стр.

4. Головей Л.А. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. Екатеринбург: у-Фактория, 2006 — 640 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников

В публикации представлены методические приёмы повышения мотивации сознательного чтения, формирования читательских навыков, упражения, способствующие беглому чтению учащихся начальной школы....

Использование экологических игр на занятиях с младшими школьниками для повышения мотивации к изучению природы

В дополнительном образовании особое место занимают такие формы занятий по экологической направленности, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают авторитет знаний и инд...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"...