Развитие двигательной активности
статья по физкультуре

Никита Витальевич Голованов

Развитие двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovanov.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Голованов Никита Сергеевич,

учитель физической культуры

ГБОУ школа 13

Приморского района Санкт-Петербурга

Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Физическая или двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток
времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю).

Как физиологический процесс физическая активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, работа по дому, на приусадебном участке, или просто ходьба.
Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе  физического воспитания, физическую активность во время обучения, общественно-полезной  и трудовой деятельности.

Спонтанная двигательная активность - это понятие из области физиологии, упрощенно говоря, это активность в свободное время не навязанная извне. Научным языком, под спонтанной двигательной активностью понимаются такие формы деятельности, которые не вызываются непосредственно факторами внешней среды, а в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т. д.) и занимает значительное место в общем энергетическом расходе организма.

Ограничение или навязывание физической деятельности сопровождается
компенсаторным изменением спонтанной двигательной активности. Это вскрывает особую физиологическую роль спонтанной формы активности, как компенсатора избытка или недостатка движений, физиологического  регулятора постоянства суточного объема  движений и связанных с этим энергозатрат. Важно отметить, что существует специальный
механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Этот механизм называется «потребность в двигательной активности».

В самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. В древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались. Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а - писатель и историк Плутарх (127 г) - «кладовой жизни».

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством были всегда. Еще Гиппократом более 2000 лет тому назад был сформулирован важный принцип: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Однако долгое время в науке двигательная активность рассматривалась как «вынужденная необходимость», как средство, для того чтобы добыть хлеб насущный, Ошибочное представление о двигательной активности бытовало и в медицине. Многие известные врачи XIX века, исследуя функциональное состояние сердца спортсменов и людей, занятых тяжелым физическим трудом, делали вывод о пагубном влиянии любых физических напряжений, связанных с тренировкой и, особенно со спортивными соревнованиями. Например, один из организаторов первых гребных гонок в Англии (1827 г.)
считал, что их участники, пережив огромное физическое напряжение, могут прожить не более 30 лет. В 1908 г. в газете «Таймс» были объявлены вредными для здоровья все виды бега на дистанцию свыше 1 мили.

В начале прошлого века в физиологии появились ошибочные точки зрения о вреде движений. Например, очень логичная на первый взгляд теория, так называемое энергетическое правило поверхности, сформулированное известным немецким физиологом и гигиенистом Максом Рубнером. Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим
одинаковую энергию на единицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас - умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию, то они исчерпывают свой энергетический фонд быстрее. Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет. Эта теория господствует в науке, начиная с
прошлого столетия, и по сей день. В рамках этой теории Rubner (1908) выдвинул свою знаменитую теорию старения, сводящуюся к тому, что каждый организм способен на один килограмм веса своего тела переработать в течение жизни строго определенное количество энергии. При этом, человек отличается от других живых существ только тем, что имеет исключительно высокую жизненную «прочность» протоплазмы, способной «пропустить
через себя» в 3-4 раза больше энергии в течение взрослой жизни.

Заблуждался и известный канадский патофизиолог Ганс Селье, автор «теории стресса»(1956). По Селье существует генетически предопределенная величина адаптационной энергии. К стрессовым реакциям относятся и физические нагрузки, и двигательная активность. По этой теории каждая стрессовая реакция организма, например, физические нагрузки, могут быть лишь причиной, которая укорачивает продолжительность
жизни. С точки зрения «теории истощения» двигательная активность индивидуума обусловливает постепенное «старение» организма с его зарождения. Селье считал, что адаптационные ресурсы организма строго детерминированы, только тратятся и не восстанавливаются.

Однако не все было логично в этих теориях уважаемых ученых. Например, кролик и заяц - одинаковы, и по размерам, и по весу. Значит, их энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Однако заяц гораздо активнее и тратит намного больше энергии. Получается, что он должен быстрее «съесть» свой жизненный лимит. А он живет в два-три раза дольше своего «расчетливого» собрата! таких примеров можно привести множество. И все же закон Рубера-Рише, согласно которому
«интенсивность обмена энергии у теплокровных животных прямо пропорциональна площади поверхности тела» применяется для ориентировочных расчетов обмена энергии».

Этот парадокс решили российские физиологи. В 1935 году физиолог Аршавский создает специальную лабораторию для физиологических исследований в области термодинамики живых систем. Он пришел к выводу, что различная продолжительность жизни у млекопитающих объясняется не «правилом поверхности»a специальными механизмами индивидуального развития. Упомянутую «теорию истощения» по праву сменила теория, которая получила название «энергетическое правило скелетных мышц».
Суть ее такова: двигательная активность не истощает энергофонд организма, а управляет энергетикой, жизнью организма, его ростом и развитием. Она переводит его на новый более высокий уровень энергетики. Оптимальная двигательная активность вызывает физиологический стресс. Она названа физиологической нагрузкой. Тем самым она противопоставляется избыточной, патологической нагрузке, которая вызывает патологический стресс - он действительно истощает энергофонд.

Согласно этой теории, энергетика целостного организма и его структур находятся в прямой зависимости от функционирования скелетных мышц. Речь идет не просто о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а непрерывном обогащении его за счет так называемых избыточных, тренирующих нагрузок. Благодаря двигательной активности человек как бы «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым полноценное индивидуальное развитие. То есть, для того чтобы
обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо потратить уже имеющиеся ресурсы.

B этой теории процесс индивидуального развития организма сравнивается с заведенными часами, которые запускаются после оплодотворения. Если, следуя теории Селье-Рубнера, в заведенных часах пружина раскручивается до тех пор, пока не исчерпается потенциальная энергия, сообщенная при «заводе», то индивидуальное развитие организма
представляет собой не просто постепенное раскручивание пружины, а постепенный ее подзавод; не постепенную трату предопределенного энергетического фонда, а непрерывное обогащение его.

Для характеристики двигательной активности используются два важных понятия: гипокинезия и гиподинамия. Гиподинамия (от греческого һуро - низкий и dynamis - сила) - ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.

Гипокинезия (греч. kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. Гипокинезия - это ограничение объема произвольных движений. Обычно гипокинезия сочетается с гиподинамией.

Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное - нарушение деятельности сердечно- сосудистой системы. В какой-то момент человек теряет свободу движения. Свобода движений определяется амплитудой движений в суставах и функциональным состоянием мышц. И здесь замыкается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем меньше человек двигается, чем меньше человек двигается, тем меньше у него потребность в движениях.

С гиподинамией и гипокинезией связаны многие болезни современной цивилизации: ишемическая болезнь сердца и атеросклероз, ожирение и сахарный диабет, рак, неврозы и депрессия, гипертоническая болезнь и нарушение мозгового кровообращения, остеопороз, обструктивные заболевания легких. Это лишь небольшой перечень болезней, в патогенезе
которых роль двигательной активности доказана и признана официальной медициной.

Если в совсем недавнем прошлом большая роль в возникновении заболеваний сердечно-сосудистой системы придавалась уровню холестерина, величине артериального давления и курению, то сегодня многочисленные исследования доказали ведущую роль гиподинамии в патогенезе заболевания. Вероятность заболевания сердца у людей, ведущих
активный образ жизни, гораздо ниже по сравнению с лицами, ведущими малоподвижный образ жизни. Исследования показали, что дополнительная двигательная активность (расход энергии 2000 ккал в неделю) наряду c высоким уровнем кардиореспираторной подготовленности являются основными факторами профилактики заболеваний сердца и общей смертности. Регулярные занятия физическими упражнениями влияют на многие факторы риска развития сердечнососудистых заболеваний, улучшая показатели содержания холестерина в сыворотке крови, артериального давления, толерантности к глюкозе и др. Физическая деятельность улучшает функцию не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов, включая сердечную мышц.

Другое заболевание, тесно связанное  с двигательной активностью - остеопороз. Остеопороз - системное заболевание скелета, характеризующееся уменьшением массы кости в единице объема с нарушением микроархитектоники костных трабекул и увеличением риска развития переломов. На формирование массы костной ткани значительное влияние
оказывают факторы окружающей среды и, прежде всего физическая активность. Например, выявлено, что у занимающихся гимнастикой, масса кости тел позвонков выше по сравнению с контрольной группой, сопоставимой по возрасту, массе тела и полу. Отмечено также, что
накопленная костная масса долгие годы сохраняется в последующие периоды жизни, несмотря на снижение частоты и интенсивности физических упражнений. Влияние физической активности на риск развития остеопороза иллюстрирует сравнение костной плотности сельских и городских детей. У живущих в сельской местности, по с городскими, масса костной ткани существенно выше.

Все произвольные движения (ходьба, бег, физические упражнения) осуществляются у человека при обязательном участии коры головного мозга. Характерной особенностью двигательных реакций, управляемых корой головного мозга, является их выработка в процессе индивидуального жизненного опыта, т. е. в результате тренировки. Многократное повторение определенной совокупности движений приводит к автоматизму, благодаря
которому они становятся более точными, быстрыми, экономичными, и превращаются в автоматизированные двигательные акты. По мере повторения моторных нагрузок двигательная функциональная система приобретает все большую надежность. В основе этого лежит расширение связей моторных уровней коры больших полушарий, стриопаллидарной
системы, среднего, продолговатого мозга, а также формирование устойчивого динамического стереотипа. Научно обоснованная двигательная деятельность в виде занятий физической культурой способствует правильному формированию осанки, адекватному развитию мышечного «корсета». Это важно и в период интенсивного роста и для взрослого и
стареющего организма.

В связи с гиподинамией следует упомянуть распространенную в настоящее время патологию, именуемую «метаболический синдром». Метаболический синдром (синдром резистентности к инсулину) - комплекс патологий, которые увеличивают риск сердечно- сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Проявлением патологического состояния
являются: резистентность к инсулину, ожирение, артериальная гипертензия, признаки атеросклероза и ишемическая болезнь сердца. Метаболический синдром является типичным  представителем «болезней цивилизации», а потому наиболее распространен в экономически развитых странах, где его частота встречаемости может достигать 20%. Среди причин этого
заболевания главные - сочетание низкой двигательной активности (гиподинамии) и переедания. Изменение образа жизни - снижение массы тела, соблюдение диеты и увеличение двигательной активности, как правило, приводят к положительным изменениям всех метаболических факторов риска. Это является задачей оздоровительной физкультуры.

Таким образом:

  • сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности;
  • недостаток двигательной активности сам по себе приводит к расстройству здоровья и даже заболеваниям;
  • двигательная активность обеспечивает увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и некоторым заболеваниям.

Оптимальный уровень физической активности

Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение эту не истощает, а пополняет «жизненную энергетическую копилку»! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего
развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 50-100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями, хотя природа человека по сути не изменилась. Доля мышечных усилий во всей вырабатываемой на Земле энергии за последние 100 лет снизилась с 94% до 1%.

В середине XIX века, когда физический труд являлся основным источником всех благ, работа требовала от человека не только больших физических напряжений, но и сформированных двигательных навыков. Аристократия, презирала физический труд, но восполняла дефицит двигательной активности верховой ездой, катанием на велосипеде и
коньках, фехтованием, танцами. Николай Раевский в жизнеописании А.С.Пушкина приводит сведения о 15 балах, состоявшихся в период с 11 января по 16 февраля 1830 г. На одном из балов танцевали 21 танец. Выдержать такую нагрузку было под силу только хорошо тренированным людям.

В прошлом энерготраты, например крестьянина и мастерового составляя 5 6 тысяч килокалорий в сутки, сегодня они, как правило, не превышают 2,5 тыс. ккал, что явно ниже оптимального уровня. При этом считается, что средний современный человек «недобирает» дополнительного уровня энерготрат около 300 ккал в сутки. В настоящее время недостаточная мышечная активность сталаспространенной у людей многих профессий.
Снижается двигательная активность не только людей среднего и пожилого возраста, но и детей и подростков, которые значительную часть времени проводят сидя за партой или возле компьютера.

Еще Александр Васильевич Суворов говорил: «Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше». «Утомление» не должно быть чрезмерным. Практический опыт и научный анализ показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на организм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической активности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, основным направлением использования физических
нагрузок для оздоровления является их оптимизация. Что же понимается в настоящее время под оптимальной физической активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка индивидуальна. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.

Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.

Целевая направленность оптимальных нагрузок - достижение оптимального уровня здоровья. Но, так же как и большинство определений понятия здоровья они неконкретны и малопригодны для практического использования. Наибольшее практическое применение получил подход, основанный на представлении об оптимальности физической деятельности
как области устойчивых состояний, расположенной между минимальным и максимальным уровнем двигательной активности, и, обеспечивающей тренирующий эффект.

Согласно Н. М. Амосову оптимальной является такая физическая деятельность, которая дает тренирующий эффект, увеличивает физическую работоспособность, оказывает максимальное стимулирующее действие на какой - либо орган, систему и функцию, или дает наилучший клинический эффект. Конкретными критериями достижения оптимальности
являются: признаки выздоровления (то есть исчезновение симптомов болезни), достижение максимального значения потребления кислорода, определенное количество лимфоцитов в крови, частота сердечных сокращений и т.д. Приведенное определение оптимальности диктует стратегию выбора оптимальных значений физических воздействий. Основываясь на результатах наблюдений в процессе тренировочного процесса выбирают такие параметры тренировки, которые в среднем обеспечивают наилучший эффект при достаточной
безопасности.


Воспитание двигательной активности на уроках физической культуры

Нормативная двигательная активность учащихся возрасте 13-16 лет общеобразовательных школ была разработана профессором А. Т. Сухаревым в 1972 году. Им определено, что произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность в движении (кинезофилия) сколько физического воспитания, она так же зависит от местных климатических условий. Программа для учебных заведений по физическому воспитанию предусматривают овладение учащимися ряда физических упражнений из
различных видов спорта и игр.

Основное содержание программы физического воспитания составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. Программу физического воспитания включены и спортивные игры - баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а так же отдельные подвижные
игры. Спортивные игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закалённости не только физической, но и психологической. С одной стороны спортивные игры развивают человека физически за счёт жизненных состояний
человеческого организма, а с другой - раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.

Идеи всестороннего гармоничного развития человека, воспитание его личности всегда волновали передовые умы человечества. Некоторые ученые (Корабейников А.Н., Михеев A. А., Никоненко И. Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. Для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость, быстрота необходимы специальные спортивные и развивающие игры.

Принцип осознанного и чувственного мышления и контроля в процессе игры основаны на закономерной связи движений и психики человека, в частности на закономерности успеха двигательной деятельности человека от способности контролировать движения в процессе игры. В процессе выполнения определённых условий удаётся осознанно контролировать их структуру только в отношении начальных подсистем. Основную же функцию контроля берёт на себя сам двигательный аппарат. Таким образом, овладеть двигательными действиями, развивать двигательные способности (в частности ловкость) можно, развив способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и складывающейся ситуации и вносить в них поправки посредством осознанного и чувственного контроля.

На уроках физического воспитания необходимо чередовать академическую форму упражнений с игровой.

Академическая форма характеризуется тем, что внимание человека сосредоточено на точном выполнении упражнений и фиксируется главным образом на форме выполненных упражнений, на строгом соблюдении их структуры.

Игровая содержит сюжетность, определённость двигательных задач и показателей их достижения. Под игровым методом не следует понимать организацию соревнований или игр в прямом смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных стимулов, помогающих решать поставленные задачи.

Физические упражнения в целом и их отдельные подсистемы разучиваются, а упражнения для развития двигательных качеств выполняются в форме состязаний. Соревнования проводятся по правилам, установленным преподавателем и занимающимися. Соревновательный метод предоставляет большую свободу действий занимающимся учащимся, повышает их интерес, даёт возможность проявить инициативу в поисках целесообразных форм движений. Кроме того, развитие двигательных способностей идёт с большей интенсивностью, когда человек заинтересован в выполнении большого объема физической нагрузки. Подросток овладеет не только спортивной техникой, но и развивает функциональные возможности организма. В занятиях видами спорта и в спортивных подвижных играх соревновательный (игровой) метод является основным.

Ловкость как двигательное качество  это способность выполнять движения рационально и экономично во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое качество в подростке выступают в единстве с наибольшей полнотой. Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на 3 группы:

  • упражнения, в которых нет стереотипных движений, и имеется элемент внезапности (например, подвижные игры);
  • упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, прыжки в воду, акробатические упражнения на гимнастических снарядах и так далее);
  • специальные задачи, в которых по сигналу необходимо резко менять направление движений.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

  • разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания;
  • варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
  • регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
  • определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий показателям восстановления пульса.


Список литературы

  1. Р.И. Вавилова. инструктивно-методических по физической
    культуре. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Канева Е.В. Использование эстафет в учебной деятельности как средство повышения двигательной активности детей в начальной школе. URL: http://www.health-control.ru, 2014.
  3. М. Клевенко. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008.
  4. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: Автореф. дис... док. биол. наук. -Москва, 2008.
  5. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков// Гигиена и санитария. -2011.
  6. Л.П. Матвеев. Основы спортивной тренировки. - Москва, 2007.
  7. Б. Никифоров, Эффективность физических упражнений. – 2007
  8. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья// Сухарева Л.М. [и др.] - НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. -М.: 2012 г.
  9. М. Д. Рипа. Физическая культура и сорт в общеобразонательной школе. - М.: 2003.
  10. Русаков В. Я. Методы совершенствовання физической подготовки. - Москва, 2007
  11. H. А. Фомин, В. Е. Фолин. Возрастные основы физического воспитания
    M.: Физиология и спорт, 2008,
  12. А.Г. Ширяев, Физкультура как она есть. - Москва. 2005
  13. Б.М. Шустин, Современная система физической подготовка. - Москва, 2005.
  14. Н.А. Полиевский. Физическое воспитание молодежи. - М., 2007
  15. Физическое воспитание: учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2007.
  16. Ю.И. Евсеев, культура / Ю. И. - изд. 3-е. - Ростов н/Д.: «Феникс»,2005.
  17. Здоровье и физическая культура студента / под ред. В. А. Бароненко. Учеб. Пособие.М.: АльфаМ: ИНФРА-М, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

Творческий отчёт по теме: «Развитие двигательной активности с использованием художественного слова».

Творческий отчет по теме самообразования: "Развитие двигательной активности с использованием художественного слова"...

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

"Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"

Доклад на тему "Развитие двигательной активности обучающегося с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их  физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка....