Программа по физической культуре для учащихся ОВЗ
рабочая программа по физкультуре

Сахно Вера Николаевна

Програма п физической культуредля учащихся ОВЗ. Для учащихся началього и средего звен  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proramma_oda.docx100.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 г. Биробиджана

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на МО учителей физической культуры

Протокол №01

от «31» 08.2020г.

Руководитель МО

_________В.Н. Сахно

Заместителем директора по УВР

______И.Ф. Карпухиной

«31»08.2020г.

Приказом директора

МБОУ СО№7

от «31»08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по адаптивной физической культуре

для учащихся с заболеванием внутренних органов

(уровень: образовательный)

Учитель: Сахно В.Н.

учитель физической культуры

2020 - 2021 учебный год

Адаптированная рабочая программа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

 вариант 6.1

ОДОБРЕНА

 решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данная образовательная программа основана на положениях нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No273

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. N 1598.

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. N 1599.

Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Биробиджана;

Рабочая программа составлена на основе комплексной программы А.П. Матвеев –М.: Просвещение, 2016, второе издание.

Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

 Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Медикофизиологические и психологические особенности детей разных нозологических групп, типичные и специфические нарушения двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры. Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования. Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития физической подготовленности и другим признакам. Для детей-инвалидов с детства характерны проявления дизонтогенеза и ретардации в природном (биологическом)и психофизическом развитии. Это вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении и затрудняет процесс обучения.

Значительная часть обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата это дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), которые имеют множественные двигательные расстройства:

-  нарушения мышечного тонуса

- спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения), синкинезии (непроизвольные со дружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных движений),

- тремор пальцев рук и языка, нарушение равновесия и координации движений (атаксия), нарушение мышечно-суставного чувства, чувства позы, положение собственного тела в пространстве.

Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушением зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую, среднюю, тяжелую. Дети с поражением спинного мозга характеризуются полной или частичной утратой произвольных движений, различных видов чувствительности, расстройствами функции тазовых органов.

Вариант 6.1. для самостоятельно ходящих, предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения.

 Срок освоения ООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных. возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Необходимость АФК (двигательная коррекция) для ученика определяет врач по лечебной физкультуре, невропатолог, ортопед.

Цель школьного основного образования по физической культуре,  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Физическая культура человека. Правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями.

 Адаптивное физическое воспитание (физкультурное образование) направлено на всестороннее, гармоническое развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включению в трудовую деятельность. К общим задачам, единым для здоровых детей и с нарушениями в развитии, относятся:

  1.  Содействие нормальному развитию организма; укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
  2.  Обучение технике основных движений, формирование
    необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков, воспитание сознательного отношения к использованию их в течение жизни.
  3. Совершенствование двигательных интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, приучение детей к рациональному использованию физических усилий в конкретных условиях деятельности.
  4. Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, обучение элементарным знаниям и
    умениям для их самостоятельного применения в личной жизни, приобщение к доступной спортивной деятельности.

5. Воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, воспитание любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей и «кусов.

На выбор предлагаются различные физические упражнения «школы движения», а также подвижные игры для коррекции нарушений и развития двигательных возможностей учащихся младшего школьного возраста.

Каждое упражнение имеет содержание и назначение (конкретные педагогические задачи). Отдельные упражнения и все подвижные игры имеют название. Когда упражнение многократно повторяется, учащиеся по ассоциативной памяти запоминают не только название, но и движение и могут выполнять его самостоятельно.

 Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной сфере ребенка.

Естественные упражнения, как ходьба и бег, обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития выносливости и т.п.

Коррекционно-развивающее направление является ведущим во всех видах адаптивной физической культуры. Физическую культуру для учащихся начальной школы надо рассматривать как коррекционно-компенсаторную двигательную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как форму реадаптации двигательных нарушений.

В образовательной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в начальной, средней и основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

•укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить функциональные возможностей организма;

•формировать культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

•освоить знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

•обучить навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

•воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Коррекционные задачи:

1.Применять способы познавательной деятельности, позволяющих учащимся с НОДА усваивать общеобразовательные предметы.

2.Осуществлять индивидуально ориентированное сопровождение детей с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР).

К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-психическими заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата и с некоторыми другими заболеваниями.

Данная рабочая программа учитывает возможные затруднения учащихся с ОВЗ (группы НОДА) в процессе ее усвоения. Поэтому проводится адаптация программы (упрощение подачи и смыслового содержания материала, предложение четких алгоритмов для работы, уменьшение объема выполняемой учеником работы, чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике, упражнения располагаются в порядке от сложного к простому с учетом утомления детей) с соблюдением всех требований школы.

Основными направлениями в  коррекционной работе являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • обеспечение ребенку успеха ,в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом.

Рабочая программа обеспечивает преемственность с курсом физической культуры начального и основного  общего образования.

Учебные часы распределены по таким разделам как:

1.Легкая атлетика

2.Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, флорбол)

3.Гимнастика с основами акробатики

4. Подвижные игры

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ группы НОДА:

• наглядно подкрепленная инструкция учителя для освоения работы с книгами;

• карточки с фотографиями, пиктограммами;

• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;

• использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов;

• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в объеме – 68 часов, 2 раза в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа имеет ярко выраженную коррекционную направленность, что позволит учащимся с НОДА достичь результатов образования (личностных, метапредметных и предметных).

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Минимальный уровень:

-представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-представления о правильной осанке; -о видах стилизованной ходьбы;

-о корригирующих упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба, положения тела (стоя, сидя, лёжа), упражнениях для укрепления мышечного корсета;-представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-представления об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;

 -представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных и спортивных играх;

-представления о способах организации и проведения подвижных и спортивных игр и элементов соревнований со сверстниками;

 -представления о спортивных традициях своего народа и других народов;-понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях;

-знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий;-представления о бережном обращении с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

 -знания о физической культуры как средстве укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования человека; выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;

-участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

-знание видов двигательной активности в процессе физического воспитание;-выполнение двигательных действий;

-умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений.

-знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;

-знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки;

-знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;

-знание форм, средств и методов физического совершенствования;

-умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

-знание спортивных традиций своего народа и других народов;

-знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание её роли и значения в жизнедеятельности человека;

-знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;

-знание правил, техники выполнения двигательных действий;

 -знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием; -соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

По окончанию учащиеся должны уметь:

- планировать занятия физическими упражнениями и режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

- излагать факты истории развития физической культуры,

- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);

- характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической как в помещениях, так и на открытом воздухе;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на качественном уровне;

- выполнять простейшие элементы  самбо;

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные и, учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков техничного исполнения;
  • выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных занятий физическими упражнениями. Коррекция физических упр-ий: Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью, с традициями и обычаями народа.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, и развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и развития физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

 Модуль Самбо. Раздел «Гимнастика».

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд, перестроения поворотом в движении.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; Гимнастические упражнения. Акробатические комбинации - различные варианты разнообразных акробатических упражнений, логично связанных между собой. Упражнения на низкой гимнастической перекладине. Повторение материала 1 класса... Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Модуль Легкая атлетика. Для детей  ОВЗ с ограничением бега , предполагается теоретические знания ( замена бега на ходьбу) , упражнения для коррекции бега, ходьбы.

Броски: большого мяча (I кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в неподвижную мишень и на дальность. упражнения для коррекции мелкой моторики, "школа мяча"

Модуль Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций произвольным способом.

Модуль Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию движений.

На материале лёгкой атлетики: игры коррекционной напраленности, включающие  метания и броски; упражнения на координацию движений, выносливость и быстроту.

Модуль . Спортивные игры.

 Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; Ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой на месте, шагом, бегом по прямой, с изменением направления, с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости, ловля мяча, передача партнеру. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте, броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; прямая подача снизу, сбоку. подвижные игры на материале волейбола.

Футбол:; остановка мяча; ведение мяча по прямой с изменением направления (змейкой); подвижные игры на материале футбола.

Флорбол: умение держать клюшку; выполнять правильную стойку; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; выполнять виды ведения с изменением направления; выполнять удар по обозначенным воротам. Знать правила спортивных игр (разученных)

Учебно-методическое обеспечение

  1. ФГОС. А.П.Матвеев «Физическая культура» рабочая программа 1-4 класс. Москва. «Просвещение» 2014г.- 63с.
  2. ФГОС. Учебник «Физическая культура» 1 класс А.П.Матвеев.
  3. ФГОС. Учебник «Физическая культура» 2 класс А.П.Матвеев.
  4.  Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) [Текст]: методическое пособие/под ред.А.А.Потапчук. –СПб.: СПбГАФКим.П.Ф.Лесгафта, 2003. –228 с.
  5. Алтынгузина Л.А. Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом / Л.А. Алтынгузина // Дошкольная педагогика. –2008. –No 8. –С. 43-46.7.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А.
  6. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. –Москва, НКЦ –2018.8.
  7.  Бортфельд С.А. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе [Текст] /С.А.Бортфельд, Е.И.Рогачева. –Л:Ме дицина. Ленингр. Отделение, 1986. -171с.: ил.9.8.
  8. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: Учеб.пособие для мед. Вузов. –М.: Академия, 2006. -176 с.10
  9. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивнойфизической культуры. —М.: Советский спорт. -2005. —296 с.11.
  10. Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. –СПб.: Детство-Пресс, 2007. –80 с.12.

Материально – техническое обеспечение

  1. Перекладина пристеночная навесная.
  2. Стенка гимнастическая
  3. Скамейка гимнастическая
  4. Мячи: набивные, малый (для большого тенниса, для настольного тенниса), баскетбольные, волейбольные, футбольные, гимнастические мячи.
  5. Палка гимнастическая (деревянная, пластмассовая).
  6. Обруч (железный, пластмассовый большой, малый, средний).
  7. Мат гимнастический.
  8. Скакалка (маленькая, большая).
  9. Гимнастический подкидной мостик.
  10. Коврики гимнастические цветные.
  11. Баскетбольный щит тренировочный.
  12. Стойки волейбольные, сетка.
  13. Гантели разборные, гантели маленькие.
  14. Массажные коврики.
  15. Клюшки для хоккея с мячом
  16. Магнитный дартс

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021уч. год (68 час)

I четверть  1-18 урок

Легкая атлетика 8 ч

Характеристика деятельности

1

1

1.О.З – физические упр-ия, их отличие от естественных движений. Спортивная форма, обувь.

  1. Построение в колонну, шеренгу.
  2. Передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом.
  3. Игра «Найди свое место, Кто быстрее»
  4. коррекция  расслабления (приложение 1)

Объяснять значение понятия «физическая культура»; определять и кратко характеризовать значение занятий физ-ми упр-ми для человека.

Выполнять строевые приемы и упражнения.

2

2

  1. Коррекция  бега(приложение 1).
  2. Перестроение в колонну по 2-3.
  3. Разучивание комплекса ОРУ

5.    Бег  по прямой (старт, финиш).

Называть правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.

Выполнять строевые приемы и упражнения.

3

3

  1. Коррекция ходьбы и бега (приложение 1).
  2. Теоретические сведения : СБУ (для чего нужно выполнять специально беговые упражнения, виды )
  3. Теория : Бег с высокого старта 30, 60 м.

     4.    Коррекция дыхания.(приложение 1)

4

4

  1. О.З – закаливание организма. Занятия на улице. ТБ и правила поведения на улице.
  2. Коррекция ходьбы и бега с изменением направления «змейка по линиям»(приложение 1).
  3. Теория: Техника выполнения прыжки в длину с места; с продвижением.
  4. Игровые эстафеты.
  5. Познакомить с домашним заданием (упр-ия на гибкость).

правильно выполнять основные движения ходьбы, бега, прыжков.

5

5

  1. Коррекция ходьбы, . (приложение 1)
  2. Коррекция дыхания.
  3. Домашнее  задание (упр-ие отжимание от пола М и Д).

Правильно выполнять домашнее задание, уметь увидеть ошибки.

6

6

  1.  Теория : техника ч/бег  3х10м
  2. Игровые эстафеты.
  3. д\задание пресс 30 сек.

7 - 8

7

8

1.  Метание  мяча, (дартс), в парах

      2.  Соревнования в парах, тройках

      3. сгибание –разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Правильно выполнять метание в цель дротика, занть основные правила ТБ.

Подвижные игры 10 ч

9-10

1-2

      1. О.З - появление мяча и игр с мячом

      2. Перестроение в колонну по 2.

3. ОРУ в парах

Знать историю откуда появился мяч и какие виды спорта с мячом.

Знать правила подвижных игр, технику безопасности при проведении игр.

11-12

3-4

  1. Понятие «чемпион»»
  2.  ОРУ в парах
  3. Ловля  и передача мяча в парах на месте
  4. Игровые эстафеты

знать историю возникновения игр. И откуда происходит название «чемпион»

подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений

Уметь показывать виды передач и ловли .

13-14

5-6

  1. «школы мяча» возле стенки.
  2. Ловля  и передача мяча во встречных колоннах.
  3. Тест

15-16

7-8

1. корреция мелкой моторики (приложение 1)

2. Когда и как возникла физческая культура и спорт (теория)

Работа по учебнику

17-18

9-10

  1. Передача мяча в парах на точность, дальность.
  2. Ловля мяча и бросок в стоя на месте
  3. Разучить правила игры  игру « У кого меньше мячей» уметь судить игру.

II четверть  19-32 урок

Самбо 6 ч. (19- 24) Гимнастика 8ч (25-32)

19-20

1- 2

  1.  О.З – Роль и значение физической культуры и единоборств для подготовки солдат русской армии
  2. Комплекс  упр-ий на г/матах (на коррекцию спины).
  3. Группировка   (виды)
  4. Перекаты , в группировке лежа (вперед назад, вправо-влево) группировки., по кругу.

Перекат  из упора присев в упор присев. Перекат назад с касанием колен  г\мата за плечами.

Игра.

. Понимать значения физических качеств.

Соблюдать правила игр на уроках гимнастики.

Знать и уметь правильно выполнять основные технические элементы группировки, приемы самостраховки в различных вариантах.

Уметь взаимодействовать с партнером, в команде.

Понимать  миротворческую роль Олимпийских игр в древнем мире.

Различать виды лазаний по г/стенке.

использовать упражнения по подтягиванию и для развития мышечной силы;

Понимать значение в жизни человека умения расслаблять мышцы;

Понимать значение упр-ий для организма

Уметь выполнять комплекс упр-ий для спины

Самостоятельно выполнять перекаты и комбинации из разученных упр-ий

Объяснять простейшие задания для выполнения кувырка вперед.

Объяснять значение понятия «здоровый образ жизни»;

Самостоятельно составлять и выполнять акробатич.комбинацию.

обосновывать связь правильной осанки и здоровья организма человека

21-22

3-4

  1. Зарождение гимнастики как вида спорта. Зарождение и развитие борьбы Самбо.
  2. Комплекс  упр-ий на г/матах (на коррекцию спины).
  3. Группировка при перекате назад из седа, из упора присев, из полуприседа, из основной стойки.
  4. самостраховка на спину перекатом из упора присев

 игры с элементами гимнастики

23-24

5-6

  1. Комплекс  упр-ий на г/матах (на коррекцию спины).
  2. самостраховка на спину перекатом из полуприседа. Перекат назад с касанием колен  г\мата за плечами и опорой на руки.

3. Гимн.эстафета

4. Коррекция расслабления

25-26

7-8

  1. Перекат  из упора присев, назад с выходом в стойку на лопатках.
  2. Элементы  кувырка вперед.

3. . игра «Тоннель»

4. Коррекция  для спины

27-28

9-10

  1. кувырок  вперед из упора присев
  2. упр-ия  в висе на низкой перекладине (карточки).
  3. коррекция для расслабления (приложение 1)

29-30

11-12

  1.  упр-ия на низкой перекладине (карточки)
  2. полоса   препятствий.3
  3. Коррекция для спины (приложение 1-2)

31-32

13-14

  1. Акробатическая  комбинация из разученных элементов.

2. Комплекс упр-ий  Приложение 2

3. д/ з наклон на гибкость из положения сидя.

III четверть  33-52 урок

Спортивные игры 14 ч.

33-34

1-2

  1.  Коррекция перемещения   приставными шагами вправо-влево, вперед-назад.
  2. Ведение на месте в различных и.п. (карточка).
  3. корреция для глаз (приложение1)

Называть правила техники безопасности на спортивных площадках;

35-36

3-4

  1. Ведение  со сменой рук, в движении.
  2. Передача  двумя от груди с места, с отскоком.

Игра.

понимать технику выполнения упражнений;

Понимать значение понятий «выносливость», «быстрота», «ловкость

37-38

5-6

  1.  Обведение стойки (конуса) правой-левой
  2.  Ведение по прямой с передачей и ловлей с отскока.

3. Тест или чтение учебника

39-40

7-8

  1. Передача мяча мяча. на месте в парах
  2. Ведение мяча с остановкой и передачей.
  3. Игра (оказание помощи в судействе)

41-42

9-10

  1. Катание мяча в парах стоя на одном колене.
  2. Катание на точность и дальность.
  3. Игровые эстафеты (оказание помощи в судействе)

43-44

11-12

  1. Бросок от груди двумя стоя на месте
  2. Ведение –остановка-бросок
  3. Игровые эстафеты (оказание помощи в судействе)

понимать правила спортивных  игр

45-46

13-14

  1. Верхняя передача
  2. Подбрасывание мяча одной
  3. Верхняя передача через сетку
  1. Игра в парах

Легкая атлетика 8 ч

47-48

1-2

  1. ТБ и правила поведения на уроке на улице, спортивная форма, обувь.
  2. Теория : Как выпоняются команды  «На - Старт. Марш».
  3. Из какого положения выполняется Бег 30 м.
  4. коррекция дыхания (приложение 1)

Называть правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.

Бегать  с максимальной скоростью на дистанцию 60 м.

Бегать  с максимальной скоростью на дистанцию до 30 м;

Бегать  дистанцию  до 1 км без учета (с учетом) времени

Технически правильно выполнять прыжок в длину с разбега.

49-50

3-4

  1. Коррекция ходьбы (приложение 1)
  2. ОРУ стоя на месте (комплекс из 5-6 упр)
  3. .коррекция   мелкой моторики (приложение 1)

51-52

5-6

1. Работа по учебнику

2. Упр-ия для мелкой моторики

53-54

7-8

1. Укрепить мышцы туловища, рук и ног при помощи специальных упражнений.

2. Комплекс упражнений с мячом. Подбрасывание и ловля мяча с заданием.

3. Элементы самомассажа.

IV четверть  55-68 урок

Плавание 14 ч

55-56

1-2

  1. Техника безопасности и личная гигиена на занятиях плаванием. Правила поведения в раздевальнях, душевых.
  2. Лежание на груди возле опоры с движением ног «кроль»
  3. Вдох через сторону с работой ног «кроль»

4   Игрs на воде

описывать простейшие процедуры закаливания.

57-58

3-4

  1. Погружение  с головой с задержкой дыхания с открытыми глазами.
  2.  Движение ног «кроль» с доской в руках.
  3. Проплывание дистанции с доской

4. игры с разученными элементами

  1. Правильно выполнять движения, соблюдать правила техники безопасности при работе на воде.

Описывать задания и показывать их, сопровождая рассказом.

59-60

5-6

  1. Лежание  на груди возле опоры (без опоры) с задержкой дыхания на 5-8 счетов.
  1.  упр-ие  «стрела» с  места.
  2. Игры  «Поплавок, Медуза, разучить Кто быстрее?»

61-62

7-8

  1. Скелет и мышцы человека
  2. ТБ при входе в воду прыжком ногами вниз. Обучить выполнять вход в воду вниз ногами с шага.
  1. движение ног кролем лежа на груди под счет (на суше, воде)
  2. гребковы е упр-ия в воде сидя (горизонт-ые и вертик-ые 8)
  3. движение ног кролем с продвижением вперед.
  4. Игры в воде.

Называть части скелета человека; объяснять функции скелета и мышц в организме человека.

63-64

9-10

  1. Выдох  в воду с поворотом головы для вдоха (10 раз).
  2. Движени е рук кролем на месте; с продвижением с доской.
  3. Движение  ног при плавании  способом кроль  на груди с доской.
  4. Игры «Я плыву», «Поезд идет в тоннель 1»

65-66

11-12

  1. ТБ при выполнении ныряний, обучить нырянию «прыжок дельфина».
  2.  Скольжение  под водой после ныряния.
  3. Выдох  в воду с движением одной рукой кролем с доской.
  4. Плавание  кролем на груди с доской – 6-8 отрезков.
  5. Игра  «Мина; Пятнашки с поплавком».

Выполнять упражнения во время самостоятельных занятий

67-68

13-14

  1. ТБ при выполнении ныряний. Повторить ныряние и скольжение под водой «прыжок дельфина».
  2. Самостоятельное  проплывание отрезков с доской движения ног, рук  способом кроль.
  3. Выдох  с поворотом головы для вдоха (10-15 раз).
  4. Скольжение  на груди спине «стрела»
  5. Игры  «Дельфины на охоте, Мина».

Выполнять упражнения во время самостоятельных занятий, объяснять их значение для человека.

Основные критерии оценивания деятельности учающимися по модулю  «Самбо»:

        Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.

        Самостоятельно выполнять упражнения на развитие подвижности в суставах.

        Самостоятельно выполнять упражнения для формирования координации движений и ловкости.

        Самостоятельно выполнять упражнения на улучшение функций сердечно – сосудистой системы.

Качественно выполнять упражнения на укрепление вестибулярного аппарата

Полоса препятствий с включением специально-подготовительных упражнений и приемов Самбо

Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:

1. Наклон вперед из положения сидя (см).

2. Поднимание туловища из положения лёжа (за 30 с)

3. Комбинации из акробатических упражнений (баллы).

Выполнять тестовые упражнения раздела «Самбо (введение)»:

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз).

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю  «Плавание»:

Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат,) по темам программы.

Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.

Самостоятельно выполнять дыхательные и корригирующие упражнения без предмета, с предметом.

Качественно выполнять отдельные элементы техники плавания (изучаемых способов).

Выполнять тестовые упражнения промежуточной аттестации физического совершенствования обучающихся по разделу «Плавание»:

Погружение в воду с продолжительным выдохом (сбор предметов со дна при нырянии в длину (3-4 м) за определенное время по возрасту).

2.Проплывать дистанцию одним (любым) способом плавания (по возрасту) - 10-20-25-50 метров.

3. Проплывать дистанцию 10-20- 25-50 метров со сменой способов плавания (без времени).

4. Буксировка предметов на воде 3-4-5 метров.

Основные критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья (Письмо Минобразования РФот 31.10.2003 n 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой)

знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, по темам модулей программы;

самостоятельное выполнение упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

самостоятельное выполнение упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов;

качественное выполнение упражнений по пространственной ориентировке в зале ;

качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы;

степень освоение спортивных игр.

Оценка учебных достижений обучающихся

Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по предмету «Физическая культура».

Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом медицинских ограничений, по критериям оценивания обучающихся с нарушением состояния здоровья[1].

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения,  жизненной исоциальной адаптации.

При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота и глубина изучаемого (изученного) материала знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объеме изучаемых требований, уровень развития физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м, раз), систематичность и качество выполнения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется оценивается знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.

Оценка

Требования

5 (отлично)

Точное соблюдение всех технических требований, предъявляемых к выполняемому двигательному действию.

Двигательное действие выполняется слитно, уверенно, свободно.

4 (хорошо)

Двигательное действие выполняется в соответствии с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух незначительных ошибок.

3(удовлетворительно)

Двигательное действие выполняется в своей основе верно, но с одной значительной или не более чем с тремя незначительными ошибками.

2 (неудовлетворительно)

При выполнении двигательного действия допущена грубая ошибка или число незначительных ошибок более трёх.

1

Двигательное действие не выполнено.

 2        дети, имеющие основную медицинскую группу перенесшие заболевания (травмы) в течении учебного года; дети, имеющие подготовительную медицинскую группу и специальную медицинскую группу «А»         /приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года n мд-583/19 о методических рекомендациях "Медико- педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

Характер ошибок определяется на единой основе:

незначительная ошибка – неточное выполнение деталей двигательного действия, ведущее к снижению его эффективности;

значительная ошибка - невыполнение общей структуры двигательного действия (упражнения);

грубая ошибка - искажение основы техники двигательного действия.

Оценивается степень понимания обучающимися технических особенностей двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.

При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических условиях, в соединении с другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.

При оценивании обучающихся в совершенствовании определённых физических качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время учебного процесса.

Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с помощью:

определения объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;

определения объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;

обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;

оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;

определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

оценки степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;

оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

ГОДОВОЙ ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ ПРОГРАММОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМА

I четверть

1-18

II четверть

19 - 32

III четверть

33 - 54

IVчетверть

55 - 68

Уч.часы

Легкая атлетика

1-8

47-54

16

Спортивные игры

33-46

14

Подвижные игры

9-18

10

Гимнастика

25-32

8

Самбо

19-24

6

Основы знаний о физической культуре

В течение года

Плавание

55-68

14

Итого

68 часов

Приложение № 1

Коррекция лазания

Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой

Координация движений, соразмерность усилий

 Перелезание через рейку лестницы-стремянки

Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве

 Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°

Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия

Лазанье по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки

Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения

 «Черепаха». 

Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках

Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса

 «Верблюд».

 Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, езиновое кольцо)

Равновесие, согласованность движений

 Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)

Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног

 «Корабль». 

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами

Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение

«Ура». 

Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом

Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия

 «На мачту». 

Лазанье вверх и вниз по лестнице

Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия

 Лазанье по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон

Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий

 Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезаним через предметы

Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве

Коррекция  расслабления

Упражнения

Коррекционная направленность

1 . «Плети».

 И.п. — стойка произвольная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», пи небольшой ротации позвоночника

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти

2. «Покажи силу».

И.п. - основная стойка, ноги на ширине плеч: 1 - руки в стороны;

2 - руки к плечам, кисти в кулак; .

3 - максимально напрячь мышцы рук;

1—4 - расслабить мышцы рук - «стряхнуть воду» с пальцев рук

Напряжение - расслабление мышц рук, переключение, образное мышление

3. «Балерина».

И.п. — основная стойка,

1-2 - встать на носки, руки вверх - наружу, потянуться за руками;

3-4 - дугами в стороны - вниз, расслабленно скрестить руки на груди, голову наклонить вниз

Равновесие, точность, выразительность, пластичность движений, дифференцировка  амплитуды, расслабление

1. «Бабочка».

Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки

Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движений, образное мышление

2. «Вертолет».

То же, но движения асимметричные: правая вверх - в сторону,

левая - вниз -в сторону (со сменой положения).

Пластичность, выразительность, координация асимметричных движений, образное мышление

1. «Обними себя».

 И.п. - основная стойка,

 1 - руки в стороны, вдох;

2—3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох;

4 - руки вниз, расслабленно

Напряжение - расслабление, координация движений

2. «Удивились».

 И.п. — основная стойка,

 1 — поднять плечи, вдох; 2 - опустить плечи, выдох;

3 - поднять плечи, развести руки, вдох; 4 - опустить плечи, и.п. выдох.

Темп медленный. После 6-8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса

Напряжение - расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления

1. И.п. — стойка ноги врозь, набивной мяч (1—2 кг) в руках внизу;

1 - руки вверх, прогнуться, посмотреть на мяч, вдох; 2 - в и.п., выдох;

3 - наклоны вперед, прямые руки вперед, посмотреть на мяч, вдох;

4 - и.п., выдох. Темп медленный. После 5-6 повторений положить мяч, опустить плечи, встряхнуть руки

Развитие силы мышц плечевого пояса, координация движений и дыхания, переключение на расслабление в фазе отдыха

2. И.п. сидя или стоя. Сжимание - разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу - отдых, расслабление -«стряхнуть воду с пальцев»

Развитие мелкой моторики рук, дифференцировка темпа движений, расслабление

3. И.п. - сидя по-турецки. Выполнить позу правильной осанки: расправить плечи, туловище прямое, подбородок приподнят, плечи опустить.

Закрыть глаза, фиксировать позу

20 сек.

Во время отдыха (20-30 сек.) лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки в стороны — расслабиться

Сохранение вертикальной позы без зрительного контроля, переключение, дифференцировка времени, расслабление

  1. И.п. - лежа на спине.

Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 сек. (отсчитать 10 сек. мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание

Развитие статической силы, дифференцировка (отмеривание) времени,

 волевое усилие, расслабление, контролируемое дыхание

  1. «Велосипед».

Из упора сидя сзади поднять ноги на угол 45°, выполнить «педалирование» в течение 20 сек., опустить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени.

Развитие силы мышц ног и брюшного пресса, расслабление мышц ног с элементами

самомассажа.

  1. И.п. - основная стойка.

 Круговые движения кистей, круговые движения предплечий, круговые движения в плечевых суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой (расслабленно, за счет инерции), расслабление - «бросить» руки

Развитие гибкости, мелкой и крупной моторики рук, регулирование темпа и амплитуды движений, умение использовать инерционные силы

2. Прыжки на скакалке на двух ногах в высоком темпе - 30 сек., прыжки на скакалке с междускоками в медленном темпе - 30 сек.,

повторить 3-4 раза

Активизация дыхательной и сердечнососудистой систем,

координация движений рук и ног, умение выполнять «сильные» и «расслабленные» прыжки,

переключение и дифференцировка темпа.

1. «Лодочка».

 Из положения лежа на животе, руки за голову - поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 сек., расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами

Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног

2. Сидя, руки расслаблены -1-4 круговых движения головой вправо; 5-8 круговых движения головой влево

Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата

3. Стоя у опоры - расслабленные махи ног вперед и назад

Регулирование произвольного расслабления, гибкость.

Коррекция ходьбы

1. «Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка расстояния, глазомер

2. « Не сбей».  Ходьбa по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п.

Д ифференцировка усилий, отмеривание расстояния

3. « Узкий мостик»:  Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги;

 б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии

Развитие равновесия, точности движений

4.. «Длинные ноги».По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги;

 по команде: «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе

Быстрота переключения, дифференцировка понятий: длинный -короткий

5. «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый 4-й счет.

 Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!»

 Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма

6. «Лабиринт»: а) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами; б) то же вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве. Согласованность действий

7. «Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий, дифференцировка понятий: большой-маленький, вправо-влево

8. «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

Координация и согласованность действий

9. «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

10. «Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове

Коррекция осанки

11. «Кошка» Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно как кошка, в такт делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская когти

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение

12.  «Солдаты».Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно-быстро

Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: быстро-медленно

13. «Без страха»: а) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно);

 б) ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны

Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве |

14. «Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями:

а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх;

 б) круговые движения кистями;

 в) круговые движения в плечевых суставах;

г) передача предмета из правой в левую впереди себя, из левой в правую — за спиной

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти

15. «Каракатица». Ходьба спиной вперед

Координация движений, ориентировка в пространстве

16. «Светло-темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами:

 а) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух);

 б) открывать глаза по команде «светло», закрывать - по команде «темно»;

 в) ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)

Ориентировка в пространстве без зрительного контроля, дифференцировка понятий: светло-темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху

17. «Мишка»:

а) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок;

 б) ходьба по массажной дорожке, босиком;

 в) ходьба босиком по траве, песку, гравию

Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

18. «Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу: «Хоп» - остановка, по сигналу: «Хоп-хоп» - поворот кругом

Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы

Упражнения для коррекции дыхания

УПРАЖНЕНИЯ

Коррекционная направленность

  1. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях,

 правая рука на груди,  левая — на  животе — глубокое медленное дыхание через нос.

Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая - брюшное (поднимается живот)

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища - глубокий вдох через нос  (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос

Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление

3. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях  - глубокий вдох и выдох

Увеличение глубины полного

дыхания в статической позе

4. То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох - на 4 («сдунули одуванчик»)

Усвоение ритма полного дыхания

5. Стоя, руки на пояс - глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу»)

Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление

6. Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой - глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко»)

Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление

7. Лежа на спине, поднимание рук вверх - вдох, опускание - выдох

Усиление глубины вдоха в сочетании с движением

8. Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками, - глубокий вдох, медленный выдох, рот трубочкой

Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха

9. Сидя на стуле, развести руки в стороны -глубокий вдох, на выдохе — наклон вперед, доставая руками носки ног

Согласование дыхания с движением, акцентированный сильный выдох

10. Стоя, руки перед грудью, после глубокого вдоха - на выдохе пружинящие отведения назад рук, согнутых в локтях

Согласование дыхания с движением, парциальный выдох (на 4 счета)

11. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок - глубокий вдох - поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух»

Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры

13. Ходьба, руки на поясе с различными вариантами дыхания:

на 3 шага - вдох, на 3 шага - выдох;

 на 4 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

 на 2 шага - вдох, на 3 шага - выдох;

на 3 шага - вдох, на 5 шагов - выдох и др.

Акцентирование внимания на дыхании,

варьирование частоты дыхания,

согласование заданной частоты дыхания с движением

15. Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т.п.

Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания

16. Бег с ходьбой по дорожкам парка, по пересеченной местности с регулированием частоты и глубины дыхания

Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания

17. То же, при передвижении на лыжах, коньках, подвижных и спортивных играх

Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания

Коррекция  позвоночника

1. КОШЕЧКА. Из положения стоя на четвереньках - опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвончника

Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость

2. ЗМЕЯ.Из положения лежа на животе, ноги вместе на уровне плеч, ладонями вперед - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову.

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению

3.ЛОДОЧКА. Из положения лежа на животе, руки за спину - поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу покачаться на «лодочке»

Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота

4. ПЛОВЕЦ - из положения лежа на груди - движения руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола

Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения

5. ВЕЛОСИПЕД - из упора сидя сзади поднять ноги на угол 45о, выполнить «педалирование» в течение 20 сек.,опустить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени

Развитие силы мышц ног и брюшного пресса. Расслабление мышц ног с элементами самомассажа.

1. ЛУК. Стоя вплотную спиной к г/стенке. Хватом за рейку на уровне плеч – прогнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в И.п.

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве

2. ОБЕЗЬЯНКА. Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к г/стенке, хватом двумя руками на уровне пояса – глубоко присесть, разгибая руки.

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве.

3.ПЕТУШОК. А) СТОЯ на одной ноге, опираясь боком на г/стенку, согнуть ногу в колене, захватить ее за голеностоп и подтянуть пятку к ягодице. То же на другой ноге;

б) то же, из положения лежа на животе

в) то же, с подтягиванием обеих ног к ягодицам

Растягивание мышц передней поверхности бедер

4. МАХИ. Стоя боком у г/стенки, держась за рейку – мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.

То же стоя другим боком.

Растягивание мышц передней поверхности бедер

5. УГОЛ. А) из положения виса на г/стенке – переменное поднимание согнутых в коленях ног;

б) то же, поднимание прямых ног

в) то же, но одновременное поднимание обеих ног

Укрепление мышц передней поверхности бедер

6. ПИСТОЛЕТИК. Стоя боком у г/стенки, держась за рейку на уровне пояса – присесть на одной ноге, другая  - вперед, встать, опираясь о стенку.

Сила мышц передней поверхности бедер, координация движений, сохранение осанки при  динамических движениях

Физические упражнения для коррекции бега

УПРАЖНЕНИЯ

Коррекционная направленность

1. Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

3. «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания

4. Бег «змейкой», не задевая предметов; то же -вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

5. Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.)

Прямолинейность движения, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем

7. Бег с подскоками( без отрыва стопы от пола)

Ритм движений, соразмерность усилий

10. Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)

Дифференцировка усилий и длины шага

11. «Пони». Бег в различном темпе: медленно, , галопом, как маленькая лошадка

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение

12:Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин.) в условиях пересеченной местности (|в парке, в лесу) вместе с родителями

Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы

13. «Челночный бег». Бег в медленном темпе (семенящий) с остановками, с переноской предметов кубиков, мячей)

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата

15. Бег за обручем

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий

17. По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

 

Упражнения  для коррекции преимущественно мелкой моторики рук

УПРАЖНЕНИЯ

Коррекционная направленность

С большими мячами (волейбольный, баскетбольный пляжный):

1. а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя;

б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя;

в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки

Дифференцировка усилия и расстояния

Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения

Точность направления и усилия

2. а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками;

б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол;

Координация движений рук, точность направления и усилия Быстрота переключения зрения

3. а) Бросок мяча в стену и ловля его;

б)То же, но ловля после отскока от пола;

в).То же, но ловля после хлопка в ладони;

г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания

Координация движений рук Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания

4. Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением растояния и высоты полета);

 б) То же, но ловля после отскока от пола;

 в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.

Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения и распределения внимания

5 а) Ведение мяча на месте правой, левой;

б) То же в ходьбе

Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания

С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.)

6. а) Перебрасывание мяча из одной руки в другую;

б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;

в) Подбрасывания мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя;

г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета

Координация движений кисти, концентрация внимания

Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве

7. Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом

Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания

8. а) Удары мячом об пол и ловля его двумя;  б) То же, но ловля правой (левой)

Дифференцировка усилия, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориентировка в пространстве

9. а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя; б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом

Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность

10. а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках; б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой; в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол

Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)

11. а) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный);

 б) Удары разными мячами о стену

в) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую;

г) Подбрасывание правой и ловля правой;

 д) Подбрасывание левой и ловля левой; е) Броски мяча в цель

Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания.

12. Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4-6 м

Тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и фактуре, выполнить метание в цель

Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества

13. То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз

Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно-силовые качества

С набивным мячом (2 кг)

1. Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево

Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета».

2. а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 сек.;

б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 сек.

Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса

3. а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди; б) То же, с удержанием мяча за головой

Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета»

4.  Лежащий слева (справа) мяч поднять сняться на носки, зафиксировать положение 5 сек., опустить на пол справа (слева)

Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки

5. Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку

Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы

6.  Из положения сидя, ноги врозь, наклоны «перед с мячом в руках

Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия, координация крупной моторики

7. 1. Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь;  

2.Перекатывание мяча, толчком от себя двумя ногами

Способность регулировать силу мышечного напряжения, дифференцировка пространства, точность воспроизведения движения по силе, амплитуде, направлению, развитие силы разгибателей ног

8. Прокатить мяч так, чтобы с расстояния  2-3 м сбить кеглю

Точность усилия и пространственной дифференцировки, координация движений

9. Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку

Сохранение вертикальной позы в условиях ограниченной опоры

10. Сидя на полу, упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг

Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса

Приложение 2

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка»

  1. Ходьба по доске, глядя вперед, сохраняя правильную осанку, положение рук свободное.
  2. Руки в стороны.
  3. Руки на поясе.
  4. Руки на затылке.
  5. Руки вверх.
  6. Ходьба по доске, установленной на высоте до 40 см.
  7. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.
  8. Встать на доску, дойти до середины, перешагнуть мяч, дойти до конца, спрыгнуть.
  9. Взойти на доску. Во время ходьбы по доске принимать по внезапному сигналу учителя определенную позу.
  10. Ходьба навстречу друг другу по доске, при встрече разойтись, несходя с доски (скамейки).
  11. Ходьба по доске, держа на голове мешочек с песком.
  12. Ходьба по веревке, лежащей на полу, держа мешочки с песком в руках, вытянутых в стороны.
  13. Ходьба по веревке спиной вперед.
  14. Ходьба по веревке на четвереньках, стопы полностью на веревке, а руки — слева и справа от веревки.

Комплекс упражнений в равновесии «Мостик»

  1. Ходьба по линиям обычным шагом, приставным, поднимая бедро,на носках с закрытыми глазами.
  2. Ходьба по линиям приставными шагами правым (левым) боком вперед. То же с закрытыми глазами.
  3. Ходьба по линиям на полу спиной вперед.
  1. И.п. — руки на пояс. Шаг левой вперед, прыжок на левой, правую согнуть вперед. То же, но шагом правой вперед.
  2. Передвижение вприпрыжку, одна нога впереди, другая сзади, полиниям, руки на пояс.
  3. То же спиной вперед.
  4. Ходьба по линиям с большим мячом: шаг левой, мяч вперед, шаг правой, мяч вверх. То же спиной вперед.
  1. Ходьба по линиям с подбрасыванием и ловлей мяча.
  1. «Самолет» — лежа на животе, приподнимать от пола голову, грудь,
    прямые руки и ноги;
  2. «Колечко» — лежа на животе, согнув ноги в коленях, стараться дотянуться до головы носками ног, образуя кольцо;
  3. «Мостик» — лежа на животе, приподнимать таз от пола, затем, выпрямляя руки, приподнимать голову;
  4. «Березка» — лежа на животе, поднять прямые ноги над головой, опираясь на руки;
  5. «Лебедь» — одну ногу выставить вперед и начинать приседать, сгибая ногу в колене и, перенося на нее вес тела;
  6. «Птичка» — лежа на животе, выпрямить руки, высоко поднятьгрудь, голову тянуть к спине, ноги вместе;
  7. «Верблюд» — стоя на коленях, прямыми руками дотянуться до пяток;
  8. «Ласточка» — одну ногу отвести назад; обе руки в стороны — назад; прогнуть грудь и голову; зафиксировать положение;
  9. «Аист» — поднять одну ногу назад, согнув ее в колене;

                        10 .«Шпагат» — медленно расставлять прямые ноги, насколько это возможно, пружинистыми движениями сесть на пол.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 4 класса

Программа рассчитана на 102 часа, при 34  учебных неделях....

рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2013/2014 учебный годПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВДанная программа составлена на основе ФедеральногоГосударственного Образовательного стандарта (II) начального общ...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2класса УМК ПНШ

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1х классов (по А.П. Матвееву)

Программа рассчитана на 99 часов. Даются подробные планы уроков. Удобна для начинающих педагогов....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  ста...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс. (А.П. Матвеев) разработана  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов.

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является...