Развитие координации у футболистов 9-11 лет
статья по физкультуре (3 класс)

Футбол это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координации и физическим качествам к выполнению сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района»

Методическая разработка

«Развитие координации у футболистов 9-11 лет»

Автор составитель:

Тренер-преподаватель

Сазанов Дмитрий Евгеньевич

г. Нижний Новгород

2021

Футбол это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координации и физическим качествам к выполнению сложнотехнических действий в постоянно меняющихся ситуациях. Ни в одном виде спорта не используется такой широкий спектр движений. И от того, как точно игрок выполняет технические приёмы, зависит успех команды. Ребенок становится профессионалом, если будет обладать такими качествами как физическая, техническая, теоретическая и координационная подготовленность. Но самое важное в подготовке настоящего футболиста - является его координационная подготовка. А совершенствование координации происходит в течение многих лет. И очень важной основой для ребенка на начальном этапе обучения, это развитие координационные способности. В литературных источников, о футболе, раскрываются многие вопросы по подготовке детей в возрасте 6-12 лет. Рассматриваются несколько направлений развития и совершенствования координационных способностей футболистов, формирования скоростно-силовых способностей и других навыков способствующих для выполнения координационных задач (физическая, техническая, психологическая и теоретические знания). Но как показывает анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по футболу, но и личный опыт, в настоящее время уровень технической и физической подготовки на начальном этапе обучения очень слабый. Для того чтобы соответствовать минимальным требованием технического мастерства игроков. Необходимо совершенствовать у ребят 6 12 лет развитие координационных способностей. Это и определяет актуальность и цель моего исследования Прежде чем говорить о развитии координационных способностей, уточню, что же это такое. Координационные способности это психомоторные свойства (особенности) человека, которые определяют готовность к управлению и регуляции двигательных действий. 3

4 Необходимо различать понятия «координация движений» и «координационные способности». Координация движений или ловкости это организация управляемости движений. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к восприятию и скорости обработки информации нейронов). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения. Координационные способности это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса (физиологическое строение опорно-двигательного аппарата). Общая координационная подготовка сложные в координационном плане упражнения, сочетающие способности и движения. Специальная координационная подготовка это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбол. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации. Например, В. И. Лях и З. Витковски в своих исследованиях рекомендуют для развития координационных способностей в каждом тренировочном занятии отводить от 15 до 45 минут на общие и специальные упражнения, способствующие улучшению разных координационных движений. Эти упражнения рекомендуется использовать в конце подготовительной или начале основной части занятия, после разминки. По сведениям А. П. Золотарева, для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени 4

5 практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом. На основании изученной литературы, опираясь на личный опыт, мной была составлена методические рекомендации по развитию координационных способностей начинающих футболистов, как для мальчиков, так и для девочек. К сожалению, год от года здоровье младших школьников не становится лучше. И в первый класс проходят ребята не только с 1-ой, но и со 2-ой и 3-ей группой здоровья. Поэтому при написании методического материала я учитывал физиологические особенности современных детей, которые могут приступить к занятиям в любой интервал образовательного процесса. Впервые приходя на занятие по футболу, ребенок проходит тестирование согласно нормативам утвержденным Министерством спорта РФ. (Приложение 1). Для определения точки физического развития и понимание целей с последующим подбором упражнений для развития координационных способностей. Рекомендации и методы, которых необходимо придерживаться при выборе физических упражнений для развития координационных способностей: 1) постоянно повышать уровень сложность упражнений; ( от шага, до бега с препятствием) 2) менять время выполнения упражнений; ( задать временные рамки) 3) упр. должны содержать элементы новизны, необычности; (добавление сопротивления, как парами, так и инвентарем) 4) задания должны включать организацию по самоконтролю и самооценке различных параметров движений;(скорость, выносливость, сила ) 5) объединять отдельные элементы двигательных умений в различные комбинации и доводить их до автоматизма (цикличность упражнений). 5

6 6) необходимо применять для развития пространственной ориентации разные прыжки, удары на точность, игровые упражнения с несколькими мячами, групповые и командные упражнения (зрительное распределение на несколько объектов). Используя при этом следующие методические приёмы: 1) использование разных исходных положений; 2) ограничение пространства; 3) выполнение заученных движений в неизвестных сочетаниях; 4) совершенствование технических действий в состоянии утомления; 5) воздействие на анализаторы путём введения дополнительных звуковых, световых, зрительных сигналов; 7) прогнозирование элемента действия; 8) зеркальное выполнение упражнений. И, придерживаясь рекомендаций тренера, учащийся улучшал не только свои результаты, но и здоровье в положительную сторону. В образовательном учреждении не проводиться профессиональный отбор, как например ДЮСШ, и мы принимаем всех желающих, а это, как правило, не координированные дети, которые не прошли конкурсный отбор, но с огромным желанием, увлечением данным видом спорта. И поэтому первоочередной задачей ставлю развитие специальной и общей координационной способности, уделяю этому наибольшее количество времени тренировки, используя как циклические, так и игровые занятия. А на теоретических занятиях проходит просмотр учебных фильмов не только для разбора сложных координационных движений (по-кадрово), но и для мотивации к занятиям. И не оставляю без внимания индивидуальный подход к каждому ребенку. Путем упрощения координационных движений до минимума с постепенным нарастанием сложности. Ну какая тренировка без игры! Ведь игра - это неотъемлемая часть занятия. Как же быть, если уровень подготовленности игроков разный. Выбирается «мастер» и остальные игроки. Одному «мастеру» не справиться и приходится вовлекать 6

7 других участников в игру. Или распределить участников игры по их умениям и способностям. Вывод. Футбол один из тех видов спорта, которые требуют координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Ловкость футболистов проявляется: в быстрой перестройке своих действий при изменении ситуации на поле; в умении точно выполнять сложные движения. При совершенствовании координационных способностей юных футболистов, а также техники владения мячом и обводки, необходимо: использовать упражнения, сочетающие бег с изменением направления, «слаломный» бег, старты из различных положений, ведение мяча различными способами со сменой ритма и направления движения, скоростную обводку искусственных препятствий и соперников, упражнения с элементами длительного контроля над мячом при скоростных передвижениях; целенаправленно и систематически формировать координационные способности необходимо в тесной связи с физическим, технико-тактическим и интеллектуальным совершенствованием, развитием психических и психофизиологических процессов. 7

8 Список использованных источников. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М., Издательский центр «Академия», с. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., Физкультура и спорт, с. Титова, Т.М. Футбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова - М., Чистые пруды, с Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис.. д-ра пед. наук. Краснодар, с. Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис.... д-ра пед. наук. Омск, с. Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Сов. спорт, с. Л.П.Матвеев, 1977; В.И.Лях и др.,

9 Приложение 1 Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. 147 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол" Приложение 5 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта футбол Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Бег на 30 м со старта (не Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с) более 6,9 с) Быстрота Бег на 60 м со старта (не Бег на 60 м со старта (не более 11,8 с) более 12,0 с) Челночный бег 3x10 м (не Челночный бег 3x10 м (не более 9,3 с) более 9,5 с) Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места (не менее 135 см) (не менее 125 см) Тройной прыжок (не менее Тройной прыжок (не менее Скоростно-силовые 360 см) 300 см) качества Прыжок вверх с места со Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее взмахом руками (не менее 12 см) 10 см)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физической культуре 3 класс Развитие координации движений

Разработка урока для 3 класса :  Тема  урока: Развитие координации движений   Цель урока:Развитие координационных способностей...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....

Развитие координации двжений

Допонение к занятию...

«Развитие координации в уроке классического танца»

улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы....

Упражнения с использованием различных прыжков для развития координации и выносливости.

В последнее время дети приходят в школу физически хуже подготовленные, чем ещё несколько лет назад. Я, думаю, это связано с повальным увлечением гаджетами (сейчас практически не увидите детей, прыгающ...

Отработка техники метания и ловле мяча. Развитие координации движений

Отработка техники метания и ловле мяча. Развитие координации движений...

Этап подготовки мышц ног- важнейшее звено в развитии двигательной выносливости футболиста

Этап подготовки мышц ног- важнейшее звено в развитии двигательной выносливости футболиста...