Двигательная активность, как средство укрепления здоровья школьников с использованием игры доджбол
учебно-методический материал по физкультуре

Киселев Эдуард Эдуардович

Новизна этой игры в ее содержании, где две команды учащихся, занимая определенную территорию в спортивном зале, на площадке стараются резиновыми мечами удалить соперников с их территории, причем в каждой команде не один, а несколько мячей. В ходе игры формируются и развиваются как универсальные учебные действия, так и личностные качества.

Для младших школьников   игровая технология достаточно эффективна.

Методический семинар адресован учителям физической культуры, работающим с младшими школьниками, а также варианты игры можно использовать учителям основной и старшей школы.

Цель школьного образования по физической культуре - формирование физически разностороннее развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
В начальной школе данная цель конкретизируется: учебная деятельность направлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost_v_noo.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность, как средство укрепления здоровья школьников с использованием игры доджбол

Актуальность и новизна

В методическом семинаре описан опыт реализации на уроках физической культуры в начальных классах инновационной подвижной игры «Доджбол», которая соответствует возрастным особенностям младших школьников и требованиям ФГОС НОО.

Новизна этой игры в ее содержании, где две команды учащихся, занимая определенную территорию в спортивном зале, на площадке стараются резиновыми мечами удалить соперников с их территории, причем в каждой команде не один, а несколько мячей. В ходе игры формируются и развиваются как универсальные учебные действия, так и личностные качества.

Для младших школьников   игровая технология достаточно эффективна.

Методический семинар адресован учителям физической культуры, работающим с младшими школьниками, а также варианты игры можно использовать учителям основной и старшей школы.

Цель школьного образования по физической культуре - формирование физически разностороннее развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
В начальной школе данная цель конкретизируется: учебная деятельность направлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
          Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Для достижения   описанного выше результата  перед учителями стоят следующие задачи:
- формировать у учащихся начальной школы  основы здорового образа жизни;
-  формировать знания по физической культуре и спорту, и обучить двигательным действиям;
-   формировать социально значимые качества   личности, содействовать нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом
   ( воспитательная деятельность)
- формировать  и  совершенствовать двигательную подготовленность
   ( развивающая деятельность).

Одно из важных мест в программе начальных классов по физической культуре для решения поставленных задач занимает раздел «Подвижные и спортивные игры», что позволяет увеличить двигательную активнсть учащихся.  
Это сложно координационный вид двигательной  деятельности, направленный на развитие таких физических качеств как ловкость, быстрота, гибкость, выносливость и воспитание дисциплинированности, коллективизма,  ответственности за результат, воспитание здорового образа жизни, любви к спорту.
Закрепляются и развиваются  универсальные учебные  действия: коммуникативные,  регулятивные и познавательные, которые  учащиеся  совершенствуют  переходя из одного класса в другой
при освоении других разделов программы и на других предметах.
Стараюсь на уроках начальных  классов брать инновационные игры, которые  не указаны в программе по предмету, но они  соответствуют  возрастным особенностям детей начальных классов и требованиям ФГОС.  Одна из таких игр «Русский доджбол».

Должный объем суточной двигательной активности в школьном возрасте определяется по количеству шагов и продолжительности этого двигательного компонента в часах. Младший школьник (7 -10 лет) должен сделать 15000 -20000 шагов за 4 -5 часов.

Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Эти два часа в неделю не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Растущий организм требует огромного количества движений для своего развития.

      Всегда здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью.

      Здоровье - это богатство человека, основа его жизнедеятельности, успешной работы, творчества, семейного благополучия, активности и долгой жизни. На современном этапе насчитывается более 60 определений понятия здоровья, но ни одно из них не может быть оптимальным и ясным до конца. В 1940 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было сформулировано следующее определение: "Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни”. Необходимым критерием сохранения и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Из вышесказанного  выделяется проблема: как повысить двигательную активность школьников с использованием подвижной игры доджбол?

Условия формирования ведущей идеи моего опыта, условия возникновения и его становления.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Воспитание направленности на формирование двигательной активности, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.

    Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Стараюсь делать так, чтобы обучающиеся были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы они с желанием спешили на урок. Каждый свой урок начинаю с улыбки, чтобы видели, что хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Теоретическая база опыта

 Важной   проблемой   в  осуществлении  физического    воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.

В основном свою работу строю на формировании мотивации обучения. Мотивации учения подразделяю на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого ученика.

  Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников, направленная на формирование двигательного режима ученика, выглядит так:

  • утренняя гимнастика;
  • динамическая перемена;
  • уроки физической культуры;
  • занятия в группе ОФП, секциях;
  • пешие прогулки, ходьба, бег;
  • физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.

 Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки, интересы, желания, убеждения и т.д. Мотивирую поиском форм, методов, соревновательными условиями. На уроках использую нестандартное оборудование и инвентарь для повышения моторной плотности, в зависимости от темы, варьирую методы: групповой, фронтальный, круговой тренировки, личностно-ориентированный. Обучаю детей контролю и самоконтролю по частоте сердечных сокращений, соблюдению техники безопасности, страховке и самостраховке.

Двигательный отдых восстанавливает и повышает умственную работоспособность, способствует сохранению здоровья детей.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 Педагогически продуманная технология физического воспитания, направленная на формирование двигательного режима школьников, приводит детей к определенному уровню физического развития, укреплению их здоровья, достижению спортивных результатов.

         Считаю важнейшим условием работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта.

        Основные документы планирования разрабатываю в соответствии с программным материалом, при этом стремлюсь к современным методикам оздоровительных систем. Структура поурочного планирования предусматривает следующие рубрики: конкретные учебные задачи урока; соответствующий материал, по теоретическим сведениям, навыкам и умениям, упражнения для развития двигательных качеств; дозировка; методические указания и соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.

      Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько буду претворять намеченный  план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывать специфику места проведения занятий.

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению обучающихся  к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. На уроках уделяю большое внимание индивидуальной работе с учащимися. Работа по проблеме развития двигательной активности требует подбора соответствующих методов обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и отбирать наиболее эффективные методы для решения учебных задач. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Основные методы:

  • фронтальный;
  • поточный;
  • групповой;
  • индивидуальный;
  • диагностика;
  • тестирование;

Форма организации учебной деятельности:

  • урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
  • спортивные соревнования и праздники;
  • занятия в спортивных секциях и кружках;

самостоятельные занятия физическими упражнениями

5. Анализ результативности.

Ежегодно мои ученики активно принимают участие в школьных, муниципальных, всероссийских мероприятиях (ВФСК ГТО). Учащиеся ежегодно выполняют нормы ГТО и неоднократно награждены знаками отличия. Большое внимание уделяю внеурочным занятиям, провожу дни здоровья и праздники спорта, школьные соревнования. На протяжении многих лет веду внеурочные занятия по курсу шахматы, тренировки в спортивных секциях. Мои учащиеся являются победителями и призерами городских, всероссийских мероприятий. Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели - стремление к двигательной активности, воспитание физически развитой личности и сохранение здоровья учащихся через свой предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...

Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.

В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

Двигательная активность как средство коррекции координационных способностей

мастер-класс "Двигательная активность как средство коррекции координационных способностей"...

«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»

Выступление на ШМО«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»...

Проект "Двигательная активность. Её влияние на здоровье и умственные способности детей"

Проект был выполнен в рамках сотрудничества с воспитанниками детского сада. Его цель-—выяснить, на примере дошкольников и учеников начальной школы, отношение ребят к занятиям спортом, а так же как зав...