«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Якушова Екатерина Александровна

Выступление на ШМО

«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Сергиев Посад»

«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников»

Подготовила: Якушова Е.А, учитель физической культуры

2018 год

          Тема данной работы – «Двигательная активность школьников, как основополагающее условие формирования здоровья»  – в рамках которой даются рекомендации по организации образовательного пространства учебного заведения, направленные на формирование здоровья.

Я обратила внимание на необходимость увеличения двигательной активности школьников.          

          Современный мир несет в себе значительные социальные, технические и биологические преобразования. Научно-технический прогресс внес в образ жизни человека наряду с позитивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, таких как стрессы, нервные и физические перегрузки, гиподинамия и гипокинезия. В век информационных технологий и космических открытий, здоровье людей, в первую очередь подрастающего поколения, находится под угрозой. Внутренние защитные функции неокрепшего организма не в состоянии с ними справиться. Отсюда, как результат, избыточная масса тела, сердечно - сосудистые и бронхо - легочные заболевания, нарушение осанки, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Это связано, прежде всего, с большой учебной нагрузкой, компьютеризации и другими внешними факторами. В связи с этими неблагоприятными явлениями, возникает важнейшая социально-педагогическая задача – как повысить двигательную активность.

          Что же несет в себе двигательная активность? Прежде всего, регулярную мышечную работу, которая позволяет поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивает хорошее самочувствие. Благодаря мышечной работе организм насыщается кислородом и питательными веществами, нормализуется обмен веществ, повышается иммунитет. Мышечные нагрузки усиливают кровоснабжение, а значит и функциональные возможности головного мозга. Основным средством двигательной активности являются физические упражнения, выполняемые в процессе обучения в школе и во внеурочное время.

          Физические упражнения способствуют восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями несут в себе воспитательный аспект. Они укрепляют дисциплину, повышают чувство ответственности, способствуют развитию настойчивости в достижении поставленной цели и повышают мотивацию к самостоятельным занятиям. Использование физических упражнений в различных направлениях позволяет решить проблемы необходимого объема двигательной активности и помочь формированию здоровья.

          В свете модернизации образования, современная школа должна активно внедрять в образовательную деятельность новые технологии физического воспитания школьников. Эти технологии включают в себя не только повышение двигательной активности, но так же теоретические сведения и практические умения по формированию собственного здоровья. Основной целью использования технологий является создание оздоровительной среды для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни, развитие и совершенствование двигательных навыков и качеств, получение теоретических знаний, которые будут использованы при самостоятельных занятиях. Реализуя эту цель, общеобразовательное учреждение должно создать такие условия, при которых объем двигательной активности, будет оптимален, а полученные знания будут способствовать формированию здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа должна иметь два основных направления: оздоровительное и образовательное.

          Оздоровительное направление решает задачи направленные на укрепление и сохранение здоровья во время учебных занятий. Для поддержания хорошего тонуса мышц и эмоционального равновесия, учебный процесс должен включать в себя физкультурные минутки и паузы, которые состоят из элементарных физических упражнений, специфических упражнений для глаз и упражнений на дыхание. Все эти упражнения способствуют снятию напряжения и усталости во время урока. Особенно, физкультурные минутки и паузы целесообразно использовать на уроках в начальной школе, так как утомляемость младших школьников выше, чем у учащихся среднего и старшего звена. В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких. Такая гимнастика стабилизирует сердечно-сосудистую систему и способствует оздоровлению организма.

          Образовательное направление несет в себе интеграцию практических навыков и полученных теоретических знаний в области формирования здоровья. Развивая это направление, образовательному учреждению необходимо более полно использовать физкультурно-оздоровительную деятельность во внеурочное время. Для этого необходимо научить школьника создавать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом поможет ему укрепить и сохранить здоровье. Повышая двигательную активность за счет занятий во внеурочное время, мы не только способствуем совершенству физического развития школьника, но и помогаем ему развивать самостоятельность при выполнении физических упражнений. Так же, в рамках этого направления, учреждению необходимо организовать спортивные и оздоровительные занятия не только для учащихся, но и для их родителей. Ведь усилия современной школы в области формирования здоровья учащихся не дадут должного эффекта без поддержки родителей, личный пример которых повысит мотивацию к ведению здорового образа жизни.  Планируя работу, совместных с родителями оздоровительных занятий, необходимо использовать современные оздоровительные методики, которые направлены не только на развитие двигательных навыков и умений, но и формируют представление о формировании своего здоровья и ведении здорового образа жизни.

            Таким образом, для формирования здоровья особую важность приобретает проблема реальной интеграции процессов формирования знаний в области укрепления и сохранения здоровья, как основы появления у школьников осознанных мотивов и потребностей в физическом совершенстве и повышении двигательной активности.

 

Литература.

  1. Амосов, Н. М., Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. – М.:ФиС, 1987. – 192с.
  2. Железняк, Ю.Д., Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272с.  
  3. Зайцев, Г.К., Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития / Г.К. Зайцев, М.В. Зинченко. – Валеология,– №2, 1997. – 31-35 с.
  4. Крючек, Е.С., Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек – М.: Изд-во «Терра – Спорт», Олимпия Пресс, 2001, - 64с.
  5. Курамшин, Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Советский спорт, 2010.- 464с.
  6. Лисицкая, Т.С., Ритм + пластика / Т.С. Лисицкая – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1987, – 160с.
  7. Лях, В.И., Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Ляха,   Зданевич А.А. – М.: Изд-во Просвещение, 2010, - 127с.
  8. Лях, В.И., Физическая культура. Тестовый контроль: пособие для учителя / В.И. Лях - М.: Изд-во «Просвещение», 2007, - 145с.
  9. Сиднева, Л.В., Оздоровительная аэробика и методика преподавания /  Сиднева Л.В., Гонияц С.А.,- М., 2000.
  10. Талага, Ежи Энциклопедия физических упражнений / Ежи Талага – М.: Изд-во Физкультура и спорт,1998, - 412с.
  11. Хоули Эдвард Т., Оздоровительный фитнес / Хоули Эдвард, Дон Френкс Б. – Киев: Изд-во Олимпийская литература, 2000, - 367 с.
  12. Чайцев, В.Г., Пронина, И.В., Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие / Чайцев В.Г., Пронина И.В. – М.: Изд-во АРКТИ, 2007.- 128с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения здоровья детей

Занятия акробатикой как средство укрепления и сохранения  здоровья детей....

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.

Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»

Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...

Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД

Укрепление  и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД...

Двигательная активность, как средство укрепления здоровья школьников с использованием игры доджбол

Новизна этой игры в ее содержании, где две команды учащихся, занимая определенную территорию в спортивном зале, на площадке стараются резиновыми мечами удалить соперников с их территории, причем в каж...