Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа

Черняк Виктория Евгеньевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы » разработана и реализуется в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе.

Направленность  программы - физкультурно-спортивная

Актуальность программы-

Занятия шахматами были полезны детям всегда. Особенно важно обучение этой игре в наше время, потому что игра в шахматы развивает у детей качества, необходимые современному человеку - память, воображение, логическое мышление, сообразительность, творчество, умение предвидеть, умение общаться друг с другом и многое другое. Программа обучает правилам игры, основам шахматной грамоты, решению шахматных задач, формирует умение играть в шахматы.

Занимаясь шахматами, дети познакомятся с историей шахмат, культурой игры в шахматы, узнают некоторые игры в шахматы на Руси, будут иметь представление о проведении шахматных соревнований, познакомятся с чемпионами России и мира.

Отличительные особенности программы

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в спортсменах эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

 

Цель Программы:

1. Развитие логического мышления и творческого потенциала детей посредством занятий шахматной игрой.

2. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области спорта шахматы.

Задачи:

Образовательные:

1. Обучение умению играть в шахматы, умение вести партию.

2. Создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка.

3. Развить навык соревновательной деятельности.

4. Познакомить с историей развития шахмат.

Развивающие:

1. Развитие способности думать наперёд; сообразительность.

2. Развитие умения анализировать собственные действия и последствия.

3. Развитие способности взаимодействия с окружающими.

Воспитательные:

1. Воспитание умения терпеть неудачи в игре и соглашаться с проигрышем.

2. Воспитание уважения к противнику.

3. Воспитание культуры взаимоотношений.

Условия реализации программы

На занятия принимаются дети в возрасте 7- 10 лет.

Срок реализации 3 года.

 

В условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствии ограничений, реализация дополнительной образовательной программы проходит в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространений новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе сокращением количества обучающихся, находящихся в помещении, при помощи деления на подгруппы. При реализации программы предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Реализации программы проходит в течение всего учебного года, включая каникулярное время. При реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Практические занятия могут быть проведены в форме экскурсий, учебных выездов, участия в профильных сменах.

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы «Шахматы» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:

-знание истории шахмат;

-знание правил игры;

-знание о проведении шахматных соревнований;

-умение играть в шахматы;

-умение решать шахматные композиции;

-умения применять полученные знания на протяжении всей партии;

-умение устанавливать контакт с окружающими;

- навыки логического мышления и анализа;

- навыки общения в конкурентной среда;

Личностные:

1. Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

2. Формировать уважительное отношение к иному мнению;

3. Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность;

4. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

5. Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям;

6. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий;

Метапредметные:

1. Умение задавать вопросы;

2. Формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели;

3. Соотнесение целей с возможностями;

4. Определение временных рамок;

5. Определение шагов решения задачи;

6. Видение итогового результата;

7. Способность работать в команде;

Предметные:

1. Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом;

2. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

3. Сформировать умение ставить мат с разных позиций;

4. Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов;

5. Сформировать умение записывать шахматную партию;

6. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление;

7. Начальные формы волевого управления поведением.

 


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»

Пояснительная записка                 Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...