ЛФК в школе
статья по физкультуре (1 класс)

Здравствуйте. В этой статье описание проблемы и ее решения с помощью ЛФК в школе. Как показала практика применения ЛФК дала положительные результаты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lfk_dlya_publikatsii.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Как увеличить подвижность и сформировать физически активного ребенка на протяжении всей учебной деятельности? Этим вопросом я задалась когда ко мне пришли детки первого класса. На уроке физической культуры совсем другие задачи и цели. Слабый связочный аппарат, искривление позвоночника, плоскостопие, ожирение. Со всем этим не возможно достичь желаемых результатов. Вот поэтому я решила на внеурочной деятельности использовать ЛФК.

Так что же такое ЛФК? 

Лечебная физкультура (ЛФК) – это медицинская дисциплина, в которой используются средства физической культуры для лечения искривления позвоночника, плоскостопия, ликвидации последствий травм как средства реабилитации и профилактики осложнений   хронических заболеваний.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения специально организованные и применяемые в качестве неспецифического раздражителя для лечения и реабилитации. Физические упражнения способствуют восстановлению как физических, так и психических сил, стимулируют процесс роста, развития и формирования организма, стимулируют деятельность всех систем организма как функциональных, так и физиологических.

      Цели ЛФК:

- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей

- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях

- стабилизация функциональных систем организма

- повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни

Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма

Действие ЛФК на организм:

  1. Специфическое – происходит восстановление, нормализация и развитие функций органов или систем организма, нарушенных в результате заболеваний или травм. Это происходит за счет развития компенсаторных механизмов(помогающих приспосабливаться).

2. Неспецифическое – происходит оздоровление всего организма в целом и повышение адаптационных возможностей к увеличивающимся физическим нагрузкам, повышение иммунитета и реактивности.

Среди основных средств ЛФК можно выделить физические упражнения (гимнастические,  спортивно-прикладные виды, подвижные игры и элементы спортивных игр, пассивные рефлекторные и коррегирующие движения, упражнения на тренажерах), факторы внешней среды и трудотерапия. Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, количества повторений,  амплитуды движений, темпа движений, количества и вида суставов, участвующих в движении.

Принципами занятий ЛФК в школе являются индивидуальность (в зависимости от возраста, и физической подготовленности детей.), системность (правильный подбор упражнений и последовательность их выполнения), регулярность, длительность, постепенность.

Гимнастические упражнения больше всего применяются на занятиях ЛФК, потому что упражнения можно разделить на составляющие элементы и разучивать поэтапно,  их легко дозировать, можно проводить в различных условиях, возможность проведения занятий индивидуально и коллективно.

Действие физических упражнений на организм ребенка:

1. Действие на опорно-двигательный аппарат. Импульсы несут информацию от рецепторов в мышцах, сухожилиях от внутренних органов (интерорецепторы) слуха, зрения, вестибулярного аппарата (экстерорецепторы) доставляют информацию в кору головного мозга, т.е. происходит стимуляция активизация деятельности всех физиологических систем организма. При дефиците движений происходит ухудшение работы.

2. Действие на сердечно-сосудистую систему. При гиподинамии происходит ухудшение работы сердца: снижается сила сердечных сокращений, уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло. Ощущается дефицит кислорода и питательных веществ, ухудшается обмен веществ и как следствие наступает зашлакованность организма. Для восполнения дефицита кислорода и питательных веществ происходит учащение ЧСС, т.е. сердце работает неэкономично.

3. Влияние на костную систему. Под влиянием физических упражнений костные клетки лучше снабжаются кровью, при правильно дозированных нагрузках происходит активный рост и нормальное строение костей.

4. Влияние на скелетную мускулатуру. Повышается тонус мышц, сила, увеличивается мышечная масса.

5. Физическая культура способствует развитию у ребенка двигательных умений и навыков, улучшается координация и пространственная ориентация.

6. Физическая культура оказывает воспитательное воздействие.

7. Чередование умственной и физической нагрузки обеспечивает быстрое восстановление работоспособности.

Комплектование групп ЛФК в школе  происходит в апреле, мае предыдущего года. С 25 августа до середины октября происходит уточнение списков. В группе должно быть не менее 10, не более 20 человек. Комплектуется по заболеваниям или  по противопоказаниям  и по возрасту. Первая группа - 1-4 классы, вторая группа - 5-8 классы, третья группа - 9-11 классы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза по 30 минут.  Этим детям дается задание на дом по физической культуре, желательно давать дополнительные занятия, особенно если дети занимаются в группе продленного дня. Для стимулирования интереса к занятиям ЛФК для каждого индивидуально планировать сдачу нормативов и зачетов. Желательно что бы дети не участвовали, но присутствовали на спортивных мероприятиях, т.е. болели за класс, школу.

Учебная работа по ЛФК. Учебный год подразделяется на 2 периода: подготовительный – с сентября до конца октября и основной период – II, III, IV четверть. 

Важную роль в оздоровлении обучающихся играет профилактика нарушений осанки, плоскостопия. Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого ребенка опущена голова, плечи сведении кпереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки «крыловидные». Плохая осанка оказывает негативное воздействие на деятельность внутренних органов. Наиболее часто встречается искривление позвоночника во фронтальной плоскости, т.е. сколиоз, который, нередко, сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке. 

В школьном возрасте необходимо уделять внимание специальной гимнастике для укрепления мышц живота и спины. На занятиях ЛФК используются разнообразные комплексы упражнений в положении лежа и полулежа, так как позвоночник нужно щадить, т.е. укрепление мышц с образованием «мышечного корсета». Нестойкие нарушения осанки сравнительно несложно устранить при помощи специальных упражнений.

Если после физических нагрузок у ребенка в ногах появляются чувство усталости, возникают болезненные ощущения при надавливании на стопу, походка становится менее пластичной, отекает стопа к вечеру, то это означает, что ребенок страдает плоскостопием.

Задачи подготовительного периода:

1. Постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную систему к нагрузкам.

2. Научиться контролировать реакцию организма на физические нагрузки (самоконтроль).

На первых 6-8 занятиях упражнения выполняются из исходного положения сидя или лежа. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих упражнений 1:1. На первых занятиях необходимо обучить ребенка правильному дыханию, вдох и выдох производить через нос. При нормальной адаптации к физическим нагрузкам объем движений увеличивается, добавляется исходное положение стоя, а затем в движении. 

Предлагаю Вашему вниманию не большой комплекс упражнений по ЛФК.

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

- Поднимание согнутой в колено ноги.

- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад

- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

- Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Итак, как показали мои наблюдения к концу учебного года у детей укрепляется опорно-связочный аппарат,  мышци спины, живота. У детей улучшается координация. Дети с большим удовольствием познают и развивают все физические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...