Роль семьи в физическом воспитании детей
статья по физкультуре

Выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, его психики, развития установок поведения во многом зависит от семьи. Проблема физического воспитания детей в семье привлекла известных педагогов прошлых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_fizicheskom_vospitanii.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в физическом воспитании детей

 

Выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, его психики, развития установок поведения во многом зависит от семьи. Проблема физического воспитания детей в семье привлекала известных педагогов прошлых столетий. Еще в ХVII веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский уделял большое внимание семейному воспитанию. Он говорил, что в семье протекает вся жизнь. Воспитанию детей этого возраста посвящена его работа под названием "Материнская школа" [13, с.192, 316]. Он придавал  воспитанию первостепенное значение и полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребенка в семье может пострадать все последующее воспитание и образование человека. Я.А.Коменский призывал родителей считаться с физическими и духовными силами детей и в зависимости от этого предлагал учитывать возрастные особенности при воспитании и всестороннем развитии детей в семье. В одной из глав "Материнской школы" Коменский дает целый перечень упражнений в беге, прыжках и играх, которыми должны заниматься дети.

Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци указывал, что "в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание". Он считал, что семейное воспитание должно развить физические и духовные силы детей [16].

Выдающийся русским ученый в области физического воспитания, анатомии и педагогики П.Ф.Лесгафт - основоположник науки о физическом образовании и воспитании в нашей стране, указывал на большое оздоровительное значение физических упражнений и отмечал полезность чередования умственного труда с систематическими занятиями физкультурой. Эти положения были подтверждены в дальнейшем многими крупными педагогами, медиками, психологами, когда рамки физической культуры расширились за счет включения в нее закаливания, оздоровительного бега, походов, игр и т.д. П.Ф.Лесгафт разработал научные основы семейного воспитания, дал свою типологию детства и создал систему физического образования детей, которую рассматривал как отдел педагогической науки. Заслуживает большого внимания учение П. Ф. Лесгафга о семейном воспитании, о роли матери, о последовательности в отношении слова и дела при обращении с ребенком, об отсутствии произвола в действиях воспитателя, об уважении к личности ребенка и обращении с ним как с человеком и о признании за ним права личной неприкосновенности [14].

Воспитание человека - одна из важнейших задач семьи. И от того, как и что взрослые в семье заложат в ребенка, будет зависеть его будущая жизнь. Поэтому семейному воспитанию придается огромное значение. В.А.Сухомлинский значительное внимание уделял вопросам физического воспитания. "Физическая культура, - писал он, - важнейший элемент всестороннего гармонического развития человека. Воспитание физической культурой - это, во-первых, забота о сохранении жизни, как высшей ценности, во-вторых, система работы, которая обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни, многогранной деятельности человека ... Физическая культура уже не может ограничиваться культурой тела и здоровья. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как моральное достоинство, чистота и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценка окружающего мира и самооценка" [19, с.84-85].

В.А.Сухомлинский рекомендовал начинать день с утренней гимнастики и соблюдения режима дня. В «Письмах к сыну» он советует больше времени проводить на воздухе, отводить время подвижным играм. В.А.Сухомлинский советовал организовывать для детей активный отдых с использованием элементов физкультуры. Он считал, что привлечение к такому отдыху в семье - одно из важных правил системы семейного воспитания, одно из средств духовного и физического развития ребенка [19].

Проблема физического воспитания детей в семье получила определенное освещение в научной литературе. Книга «Родителям о физическом воспитании детей» под ред. В.Г.Яковлева включает 21 статью, в которых в научно-популярной форме излагается довольно широкий круг вопросов физического воспитания в семье детей, младшего и среднего школьных возрастов. Анализируя содержание указанных работ, мы пришли к выводу, что в книге отражены следующие аспекты проблемы: сущность и цель физического воспитания; роль семьи в физическом воспитании детей; особенности возрастного развития детей; здоровый быт детей в семье; игры и физические упражнения; движения и культура поведения детей. Книга «Родителям о физическом воспитании детей» содержит теоретические положения, практические рекомендации и фактический материал, которые можно применять на современном этапе в решении проблемы физического воспитания в семье. Однако важным недостатком указанной книги является небольшое количество практических рекомендаций родителям. На наш взгляд, анализируемая работа расширяет кругозор родителей в области физического воспитания, дает им понятие о принципиально важных положениях в этой области, убеждает их в важной роли физкультуры и спорта в физическом и нравственном развитии детей, однако в книге недостаточно конкретно указываются пути успешного решения вопросов физического воспитания детей в семье. Книга «Родителям о физическом воспитании детей» в определенной степени отвечает условиям исторического периода, в который она была создана (1958 год), но не соответствует требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию на современном этапе. Это, разумеется, не является виной авторов, так как каждый новый этап развития общества ставит новые задачи и перед учителями и перед педагогической наукой. Перед обществом поставлена задача воспитания человека, гармонически развитого, сочетающего в себе нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. Для современных детей характерен процесс акселерации, ускоренного развития. Этот социально-биологический фактор обусловливает новое содержание и новые цели физического воспитания, поэтому проанализированная мною книга выполнила свою роль в определенный период. Однако отдельные ее положения и рекомендации могут быть использованы в теории и практике физического воспитания и на современном этапе [18].

З. П. Громова рассматривает гигиену и физическое воспитание детей 6-14 лет в семье. В частности, ею освещаются некоторые формы физического воспитания: утренняя зарядка, физкультпауза, подвижные игры, бег, плавание, прыжки, гребля, катание на велосипеде, игра в мяч, лазание по канату, походы, совместный отдых родителей и детей. Большое значение З. П. Громова придает личному призеру родителей, их участию в занятиях физкультурой и спортом. Рекомендации по физической культуре даются отдельно для детей различных возрастных групп. Книга З. П.Громовой представляет интерес для родителей, дает им материал для проведения занятий по физкультуре с детьми разных возрастов. Однако в анализируемой книге не уделяется должного внимания педагогическим и методическим сторонам физического воспитания детей в семье [6].

С точки зрения исследуемой мною проблемы представляет интерес книга Г.Шитиковой «Если хочешь быть здоровым». В ней рассматривается значение двигательной деятельности для здоровья и работоспособности детей, приводится большое количество разнообразных упражнений. Большое внимание уделяется процессу закаливания, а также общеподготовительным упражнениям. Автор дает рекомендации по организации занятий плаванием, туристских походов, подвижных игр, по составлению режима. В целом книга Г.Шитиковой «Если хочешь быть здоровым» представляет собой научно-популярное пособие для родителей по физическому воспитанию детей 6-10 лет в семье [29].

Проблема физического воспитания детей в семье освещается в книге Е.А.Аркина «Родителям о воспитании». В ней уделяется внимание роли движений и гигиены, закаливания, подвижных игр, утренней зарядки в физическом воспитании детей, рассматриваются некоторые виды спорта (ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, гребля, езда на велосипеде, спортивные игры) и определяется их влияние на физическое развитие детей. Автор дифференцирует средства физического воспитания, соотнося их с возрастными группами детей: дошкольной, младшей школьной, подростковой, дает обще рекомендации родителям по рассматриваемому вопросу [1].

Определенный вклад в проблему физического воспитания детей в семье вносит книга Б.В.Сермеева и В.Р.Николаева «Здоровье смолоду». В ней раскрываются методы сохранения здоровья, гармонического развития организма, формирования важнейших физических качеств: силы, ловкости, гибкости и т.д. Весьма ценным материалом книги являются методы самоконтроля за различными физическими параметрами. Авторы рассказывают, как определить вес, окружность грудной клетки, показатель Эрисмана, толщину жировой прослойки, жизненную емкость легких, пульс, функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подвижность в суставах и т.д. Для всех параметров приводятся норма и методы определения. Все положения книги Б.В.Сермеева, В.Р.Николаева основаны на современных научных данных физиологии и анатомии. Авторы приводят очень удачные, на наш взгляд, комплексы упражнений для развития определенных физических качеств. Для нас представляют интерес данные, касающиеся интенсивности и дозировки различных физических нагрузок, экспериментально обоснованные авторами. Книга является ценным пособием для родителей [23].

М. Н. Асадуллина отмечает, что физическое воспитание детей в семье состоит из двух аспектов: практического и теоретического. Как правило, родители понимают физическое воспитание только как проведение с детьми физических упражнений или привлечения их к занятиям спортом. Но для успеха в практическом воспитании физически развитого молодого поколения наставники должны осознавать и теоретический его аспект, то есть давать детям необходимые знания по вопросам физической культуры и спорта. Этот аспект не разработан в педагогике, поэтому и родители не в состоянии использовать его в должной мере. Теоретический аспект физического воспитания детей в семье включает в себя следующие формы: чтение спортивных газет, а также материалов о физкультуре и спорте, публикуемых в других печатных изданиях; просмотр телевизионных спортивных передач с последующим их обсуждением; беседы по различным вопросам физической культуры и спорта; викторины на физкультурно-спортивные темы; посещение спортивных соревнований и их обсуждение и т.д. Теоретические формы физического воспитания очень важны, но они станут по-настоящему эффективными лишь в сочетании с практическими мерами, направленными на развитие и закрепление навыков физической культуры. Любое убеждение, любая идея усваивается прочнее и глубже в деятельности, поэтому теоретический и практические аспекты надо органически сочетать друг с другом [2].

Никто не может понимать ребенка так глубоко и всесторонне, как родители. На основе учета физических и психологических особенностей, состояние здоровья, интересов и склонностей ребенка они могут не только организовать физическое воспитание в семье, но и коррегировать отставания или недостатки физического и нравственного развития своих детей. У родителей есть хорошие возможности следить за здоровьем и самочувствием детей, за влиянием различных физических нагрузок на функции организма. Это также является положительным фактором семейного физического воспитания, так как позволяет регулировать физические нагрузки, правильно подбирать упражнения для детей [3].

А. К. Атаев подчеркивает, что именно в семье и только в ней можно привить вступающему в жизнь человеку гигиенические навыки. Здесь формируется потребность в рациональном питании, культура поведения за столом, воспитывается уменье и привычки поддерживать чистоту тела, жилища, одежды [3].

Следует отметить, что особенности физического воспитания детей в семье определяются не только положительный воздействием и большими воспитательными возможностями семьи, но также и определенными отрицательными факторами. Как правило, подавляющее большинство родителей не имеют достаточных педагогических знаний по вопросам физического воспитания. Низкий уровень педагогической культуры ведет либо к отсутствию физического воспитания вообще, либо обусловливает эпизодический, нерегулярный характер занятий, приводит к различного рода грубым ошибкам в воспитательном процессе. Можно смело утверждать, что низкий уровень педагогических знаний родителей - главная причина слабой постановки физического воспитания детей в семье. Следовательно, задачи совершенствования этого процесса требуют не только научной разработки его фора и методов, но и одновременной деятельности по повышению педагогической культуры родителей.

Таким образом, несмотря на наличие значительного количества работ по физическому воспитанию детей в семье, эта проблема не получила достаточного монографического теоретико-практического решения. В каждой из этих работ рассматриваются лишь определенные аспекты физического воспитания. Следовательно, исследуемая проблема не получила до сих пор всестороннего решения и экспериментального подтверждения.

Подводя итог сказанному, отметим, что особенности физического воспитания детей в семье определяются целый комплексом условий, присущих семье, факторов, отрицательно или положительно воздействующих на воспитательный процесс. Семья имеет значительные объективные и субъективные возможности для правильного физического воспитания детей. Большая часть этих возможностей не реализуется родителями, ибо их педагогическая культура в области физического воспитания и физкультуры имеет весьма невысокий уровень. Важнейшим условием повышения роли семьи в физическом воспитании детей является тесное сотрудничество с учреждениями школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

О роли семьи в физическом воспитании ребенка...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"

Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...

Консультация для родителей Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....

"Роль семьи в правовом воспитании детей"

Статья поможет родителям по-другому взглянуть на  собственную роль и роль  школы в воспитании  детей....

Роль плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...