Проведение трансдисциплинарного исследования с обучающимися 1 класса международной гимназии в рамках предмета «Физическая культура" (Статья по теме самообразования).
статья по физкультуре (1 класс)

Плаксунова Эльвира Викторовна

Освещаются вопросы организации и проведения трансдисциплинарного исследования с первоклассниками на уроке физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transdistsiplinarnoe_issledovanie.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 КЛАССА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Плаксунова Эльвира Викторовна

Учитель физической культуры

ОЧУ Международная гимназия инновационного центра «Сколково»

Обучаясь в российской школе по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB) ребёнок изучает предмет физическая культура в соответствии с ФГОС, при этом большое внимание уделяется исследовательской деятельности, формированию критического мышления и гибких навыков, умению работать с источниками информации, развитию не только академических, но и творческих способностей. В основе программы начальной ступени Международного бакалавриата (Primary Years Programme, PYP) лежит исследовательский подход, который поддерживает детское любопытство, направляя его в русло осмысленного процесса получения знаний. У программы PYP трансдисциплинарная структура и каждая тема рассматривается под разными углами зрения https://education.forbes.ru/authors/ib-schools.

         Одна из шести трансдисциплинарных тем (Transdisciplinary theme) в 1 классе - Who we are? Кто мы? Тема: «Я – студент-исследователь». Центральная идея: Стать исследователем - значит уметь наблюдать, измерять и применять. В ходе исследования, в рамках данной трансдисциплинарной темы, на уроках физической культуры студенты проводили пульсометрию. Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки https://studopedia.net/6_114584_pulsometriya-kak-metod-issledovaniya.html

В начале исследования студенты узнали, что сердце – орган совсем небольшой, размером, примерно, со сжатый кулак, весом чуть более 200 г. По форме немного напоминает грушу с усеченным конусом. Верхняя часть находится в левой части грудины. В противоположной части (основании) расположены крупные кровеносные сосуды, отходящие от сердца. По ним поступает и оттекает кровь. Организм устроен так, что без движения крови по сосудам жизнь не возможна. Двигателем кровообращения является этот неутомимый жизненно важный мотор. Обучающиеся ознакомились с понятием «Пульс» (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца. А пульс - это толчок, который мы ощущаем, прощупывая артерии, проходящие близко от поверхности тела. 

Студенты ознакомились с факторами, влияющими на пульс здорового человека. Физиологические колебания частоты сердечных сокращений (ЧСС) и соответственно пульса, выходящие за рамки нормы, могут возникать у совершенно здоровых людей. В частности, на этот важнейший биомаркер влияют следующие факторы:

- Половая принадлежность. У женщин пульс всегда немного выше, чем у мужчин. Во время беременности у будущих мам может развиться даже физиологическая тахикардия – состояние, сопровождающееся учащенной ЧСС.

- Возраст.

- Рост и вес. Чем человек крупнее (выше и толще), тем его сердцу необходимо больше сил для прокачки крови по телу, поэтому если сил не хватает, сердцу приходится биться чаще.

- Температура окружающей среды.

- Физическое напряжение. Во время выполнения какой-либо физической работы сердцебиение всегда учащается. Нередко в таких условиях пульс достигает цифр 120 и даже 140 ударов в минуту. Однако важной отличительной особенностью здорового организма от больного является то, что в нем ЧСС нормализуется в течение нескольких минут после окончания работы. Если же человек еще долгое время после нагрузок «ощущает» свое сердце, стоит обратиться к кардиологу для обследования.

- Эмоции. Любое волнение, психическое возбуждение, даже иногда и присутствие врача вблизи человека сопровождается учащением у него пульса.

- Положение тела. ЧСС всегда увеличивается, когда человек из лежачего положения переходит в сидячее положение или стоячее. Происходит это рефлекторно.

- Пищеварение. Когда в организме активно проходят пищеварительные процессы, ЧСС может учащаться.

- Факторы, негативно влияющие на здоровье человека, например курение, алкоголь повышает норму ЧСС на 15-30 раз.

- Фазы дыхания. На вдохе сердце начинает сокращаться быстрее.

Студенты определили ход исследования:

  1. Измерить ЧСС методом пальпации на лучевой артерии или в области сердца за 10 секунд в покое; после ходьбы; после бега.
  2. Внести данные ЧСС в таблицу (Таблица 1).
  3. Заполнить CHECKLIST и провести рефлексию, таблица 2.

В результате проведённого исследования, cтуденты 1 классы ознакомились с различными способами измерения пульса, научились измерять свой пульс в различных условиях (в покое, после ходьбы, после бега) и контролировать своё физическое состояние во время физической нагрузки и после неё. Студенты определяли, как физическая нагрузка влияет на изменение пульса и работу сердца, выявляли степень воздействия нагрузки на организм человека применяя таблицу интенсивности физической нагрузки. Студенты сделали выводы, при какой нагрузке выше пульс и активнее работает сердце.

Таблица 1.

Исследование частоты сердечных сокращений (ЧСС).

1 класс

ЧСС в покое

уд. /мин

ЧСС

после ходьбы

уд. /мин

ЧСС в покое

уд. /мин

ЧСС послe бега 

уд. /мин

Примечания

Имя студента

1

Варвара А.

108

138

90

138

2

Константин Б.

138

150

144

144

3

Александра Б.

108

144

108

138

4

Анна Д.

84

144

96

138

5

Татьяна З.

144

180

102

138

6

Олег К.

108

126

72

120

7

Дмитрий Л.

120

144

108

150

8

Ольга М.

96

126

114

132

9

София M.

138

162

132

162

10

Лев Н.

102

120

120

132

11

Вячеслав Н.

120

132

90

126

12

Михаил П.

126

144

132

126

13

Степан C.

126

144

126

162

14

Ульяна С.

96

138

108

120

15

Максим Т.

96

138

96

138

16

Александр Ч.

78

96

78

132

Таблица 2

CHECKLIST              

Анализ данных пульсометрии      

ФИ студента ________________________________________класс _______

Пульсометрия после ходьбы

Пульс до выполнения упражнения

_________ уд/мин

Пульс после выполнения ходьбы

_________ уд/мин

Разность величин пульса до и после выполнения упражнения

_________ уд/мин

Пульсометрия после бега

Пульс до выполнения упражнения

_________ уд/мин

Пульс после выполнения бега

_________ уд/мин

Разность величин пульса до и после выполнения упражнения

_________ уд/мин

1 вопрос: При выполнении какого упражнения нагрузка была больше и почему?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________

2 вопрос: Какую нагрузку испытывал твой организм после выполнения бега? Запишите результат во второй строке.

Ответ:      ______________________________________   ,

                    ______________ уд/мин.

Памятка. Если во время занятий физическими упражнениями измерить пульс, то можно узнать, какую нагрузку испытывает организм: большую (151-170 уд/мин), среднюю (131-150 уд/мин) или малую (менее 130 уд/мин).

После занятия пульс должен возвращаться в спокойное состояние через 10-15 мин. Его величина не должна превышать 110 уд/мин.

Если пульс долго не приходит в норму, необходимо проконсультироваться у врача!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пульсометрия, как метод оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы // Уколова Г.Б., Котова О. В. Теория и практика современной науки. Изд. Наука и просвещениe, c. 152-167. 2020 г.
  2. https://education.forbes.ru/authors/ib-schools.
  3. https://studopedia.net/6_114584_pulsometriya-kak-metod-issledovaniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

Материалы для проведения мониторинговых исследований в 4 классе

Материалы для проведения мониторинговых исследований по русскому языку и математике (итоговые)...

Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)

Рассматриваются следующие основные способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры:1.     Создание положительного эмоционального фона на уроке;2....

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...