Основы здорового образа жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
методическая разработка по физкультуре

Тимофеева Ирина Геннадьевна
  1. Здоровье человека как ценность.
  2. Факторы и критерии, определяющие здоровье.
  3. Здоровый образ жизни и факторы, его составляющие.

      По определению, принятому Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

     Здоровье — важнейшая составляющая жизнедеятельности организма. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья:

  • Соматическое — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
  • Физическое — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие адаптацию организма к воздействию различных факторов.

 

  • Психическое — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

 

 

  • Нравственное — комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

     В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья — Я МОГУ;
  • для психического здоровья — Я ХОЧУ;
  • для нравственного здоровья — Я ДОЛЖЕН.

         Все стороны человеческой жизни определяются уровнем здоровья. Исследования ученых свидетельствуют о том, что уровень здоровья человека зависит примерно на 50 % от образа жизни, на 20 % — от генетики (наследственных факторов), на 20 % — от условий внешней среды и на 10 % — от деятельности системы здравоохранения. Приведенные цифры свидетельствуют о приоритетном влиянии образа жизни человека на уровень его здоровья.            

      Очевидно, что важнейшим аспектом образа жизни человека является здоровый образ жизни — такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и в итоге — гармоничное развитие личности во всех возрастных периодах.      

      Здоровье рассматривается с различных сторон — философской, биологической, медицинской, эстетической и др.

       Приводятся различные определения здоровья. Дать определение какому-либо явлению или состоянию всегда трудно, тем более, если само явление или состояние сложное и зависит от многих факторов. Именно так обстоит дело и с понятием «здоровье», которое нельзя упрощенно понимать только как отсутствие болезни. Человеческий организм — сложное биологическое образование, прошедшее многомиллионный эволюционный путь развития и закрепившее в себе все следы этого пути. Кроме того, многообразные социальные факторы, помимо общеприродных, влияют на здоровье человека и оно становится биосоциальной категорией.

      В литературе встречаются различные определения здоровья. Остановимся на некоторых из них.

  • Здоровье — это количество (резервы) энергетического, пластического и регуляторного обеспечения физиологических функций (Г. Л. Апанасенко, Г. И. Царегородцев).
  • Здоровье — это соответствие возрасту физического, психического развития, уровня физиологических систем, легкая адаптация к меняющимся условиям и, наконец, отсутствие заболеваний (С. М. Громбах, Г. И. Сердюковская и др.).
  • Индивидуальное здоровье (практическое здоровье) есть отсутствие болезни, полное физическое и духовное благополучие. Согласно этому определению выделяют 3 группы людей: 1) здоровые; 2) нездоровые; 3) группа риска — состояние между здоровьем и болезнью (В. Н. Казначеев, Р. М. Бальский, И. Н. Брехман и др.).
  • Здоровье — это целостное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (А. Г. Щедрина, 1989).

          Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая, что человек есть живая система, в основе которой лежат физические и духовные, природные и социальные, наследственные и приобретенные качества.

         Поэтому правомерно различать:

 • социальное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде;

физическое здоровье — текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;

психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Таким образом, состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.

 Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, наилучшую адаптацию к окружающей среде.

Социальный уровень отражает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру.

Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.

         Здоровье следует рассматривать как динамическое состояние, которое включает в себя, как минимум, четыре составляющие:

        • соответствующий возрасту уровень развития физиологических систем;

        • уровень и гармоничность физического развития;

        • хорошую умственную и физическую работоспособность и приспособляемость к различным условиям среды;

• отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни в момент обследования.

       Соответствие индивидуального здоровья эталону (всем четырем составляющим) может проявляться в различной степени. Предлагается выделить 5 групп здоровья. 1 группа — лица, у которых все 4 комплексных показателя соответствуют возрасту. 2 группа — здоровые лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость к заболеваниям. 3 группа — лица, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации. 4 группа — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. 5 группа — люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.

2. Критерии здоровья. Применение критериев комплексной оценки организма достаточно глубоко характеризует здоровье отдельного человека.

       В целостной оценке здоровья человека важную роль играют уровень и гармоничность физического развития.

     Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки, суммарно отражающие процессы, происходящие в организме. Физическое развитие зависит от возраста и пола.      

    Из соматометрических признаков определяют длину и массу тела, окружность грудной клетки. Длина тела относится к достаточно стабильному показателю физического развития. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. В отличие от роста масса тела относительна лабильна. Окружность грудной клетки характеризует объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Оценивается также состояние опорно- двигательного аппарата (осанка, развитие мускулатуры), степень отложения жира.

      Из физиометрических признаков обычно определяют жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу. Жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки являются показателями вместимости и силы дыхательных мышц. Мышечная сила рук и становая сила характеризуют степень развития мускулатуры. Оценка  всех  признаков производится комплексно при одновременном учете всех полученных показателей. В практике медицинского контроля обычно используют стандарты физического развития, определенные для конкретной зоны. Стандарты необходимы для сопоставления показателей физического развития как индивидуального, так и группового. По отношению к детям различают нормальное, ускоренное (акселерация) или замедленное физическое развитие. Характеристикой гармоничности развития может служить соотношение хронологического (паспортного) и биологического (костный возраст, половое созревание) возраста, которые далеко не всегда совпадают.

        Здоровье человека обусловлено множеством факторов. Они, примерно, распределяются следующим образом:

 • генетические факторы — 16—18 %;

 • медицинские— 10—15 %;

 • условия среды и образа жизни — 74—67 %.

        Из предложенного распределения видно, что за исключением генетических факторов как предопределяемых, здоровье на 80 % управляемо человеком. Безусловно, создание, сохранение и управление здоровьем — сложный процесс, но он в значительной степени зависит от индивида, его образа жизни, от выбора здорового или нездорового его содержания. По отношению к ребенку, т. е. тому возрастному периоду, когда закладывается здоровье, оно зависит от совокупности следующих влияний (А. Бойко, 1988):

 • школа — 30 %;

• внешкольные мероприятия — 10—12 %;

• родители — 50—60 % . Доказано, что 75 % всех болезней начинается с детства.

2.Составляющие здорового образа жизни.

        Образ жизни — это деятельность, включающая в себя динамические процессы протекания жизненных ситуаций.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) представляется как активная целенаправленная деятельность человека, способствующая сохранению и повышению уровня здоровья. В режиме дня обучающихося является первичным источником формирования культуры здоровья, сохранения и поддержания высокой работоспособности, совершенствования резервных возможностей организма для продуктивного выполнения социальных и и учебных функций в процессе обучения.

            Говоря о здоровом образе жизни обучающихся необходимо учитывать  особенности  жизни  ребенка могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

 

  • Возрастающая учебная нагрузка в школе.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования.
  • Уменьшение контроля со стороны родителей.
  • Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
  • Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
  • Половое созревание и связанное с ним поведение.
  • Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

     В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

 

  • создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

 

  • составление гармоничного режима труда и отдыха;
  • воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

 

       Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

   

Рациональный режим дня

 

        Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

 Режим дня – понятие емкое и многоплановое. В этой связи нам бы хотелось выделить несколько основных моментов. 

       Под распорядком мы имеем в виду четкий план деятельности на день, при котором ежедневно совершаются однотипные действия: чистка зубов, прием пищи, приготовление уроков, посещение секции, свободное время.        

      Когда школьник имеет распорядок дня, он быстрее и эффективнее адаптируется к учебе, больше успевает, как следствие – учебный материал усваивается лучше, успехи в школе повышают самооценку, формируется позитивный настрой на учебу, да и на жизнь в целом.

 

         Особую важность распорядок имеет в отношении питания: доказано, что прием пищи в одно и то же время способствует отделению достаточного количества пищеварительных соков, а значит пища будет усваиваться лучше и не возникнет проблем с пищеварением.

 

Правильное питание

 

  • Питание должно соответствовать возрасту, а также обеспечивать энергозатраты организма с учетом динамики роста.

 

  • Питание должно быть сбалансированным, то есть содержать оптимальные пропорции белков, жиров и углеводов, а также включать необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

 

  • Питание должно иметь достаточную кратность – не менее 3-4 раз в сутки.

 

  • Питание должно учитывать существующие проблемы со здоровьем.

 

       Ребенок должен получать молочные продукты, мясо, яйца. Для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно использовать овощи и выпечку грубого помола, включать в ежедневного питание школьника свежие овощи и фрукты, богатые витаминами, что хотя бы раз в год, желательно весной, школьникам рекомендуется прохождение курса комплексных витаминных препаратов.  

      Немаловажным является распределение потребления пищи в течение дня.    

 

Организация сна

 

      Важное значение имеет правильная организация сна. Школьник обязательно должен высыпаться – это одно из важнейших правил здоровья и успешного обучения. Когда школьник засиживается за уроками до 11 вечера, то даже в случае блестяще подготовленного домашнего задания он будет не в состоянии ответить выученный параграф на уроке – недостаток ночного отдыха не даст ему собраться с силами и последовательно изложить свои мысли, не говоря уже о том, что недосыпание может стать причиной самых разных недугов. Нормальная продолжительность сна для школьника 1-8 класса – 9-10 часов, 9-11 класса – 8-9 часов.

 

 

Чередование умственной и физической нагрузки

 

         В начальных классах школы грамотные учителя, как правило, прибегают к приему смены рода деятельности, и это приносит ощутимые плоды. Небольшие физкультминутки, игровые паузы, гимнастика в перемену позволяют достичь большей сосредоточенности на уроке. Кроме возможности повысить эффективность обучения, такой прием благотворно сказывается на здоровье человека: он меньше истощается, любая работа дается ему ценой меньших усилий, что позволяет ему радоваться своим успехам и учиться с интересом. 

        Необходимо применять подобные приемы и дома: каждые полчаса домашних занятий отвлеките ребенка от учебника, дайте ему возможность поиграть с домашним питомцем, потанцевать или пробежаться вокруг дома.

 

Планирование свободного времени

  

       Свободное время – вещь необходимая и полезная, однако если свободного времени много (например, в выходные или в каникулы), то оно требует систематизации. Непорядок, когда ребенок часы напролет просиживает перед компьютером или за просмотром мультфильмов. Свободное время необходимо использовать для активных игр и приучения школьника к домашнему труду, привлекать его к помощи по дому, организовывать походы, давать какие-нибудь задания или поручения. Такой подход к организации свободного времени убережет ребенка от развития вредных привычек, поиска опасных приключений и знакомства с сомнительными компаниями.

  

Оптимальная физическая нагрузка

 

          Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

 

Закаливание

 

        Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

 

Соблюдение гигиенических норм

 

      В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

      Соблюдение существующих гигиенических правил должно стать само собой разумеющимся. Это:

  • поддержание чистоты тела и волос (не реже раза в неделю).
  • чистка зубов (1-2 раза в день). 
  • ежедневное мытье лица, ног и половых органов. 
  • мытье рук перед каждым приемом пищи. 
  • употребление для питья только питьевой (кипяченой) воды.
  • достаточная термическая обработка пищи.
  • использование только качественных продуктов питания с соблюдением срока годности.
  • использование индивидуальных средств ухода (мочалка, зубная щетка, расческа).
  • гигиена органов зрения (правила чтения и т.п.).

 

Отказ от вредных привычек

 

Вся обстановка вокруг школьника должна строиться таким образом, чтобы ему было совершенно очевидно, что полезно, а что нет. Что мы имеем в виду под вредными привычками?

 

  • Привычка сосать пальцы и грызть ногти.
  • Прием пищи за чтением книги.
  • Чтение лежа.
  • Курение.
  • Прием алкоголя.
  • Наркотики. 

         Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

         С целью профилактики  снижения  возникновения курения, алкоголизма, наркомании, необходимо  регулярно проводить  беседы на тему опасности вредных привычек, приобщать детей  к физической культуре и спорту, развивать  творческие способности, пропагандировать здоровый образ жизни, как можно чаще проводить спортивнее мероприятия и так далее. 

 

Благоприятная психологическая обстановка в семье

 

        Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.  

        Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно.

         Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

  Основной задачей школьного учителя является пропаганда основных положение здорового образа жизни среди учеников и родителей, т.к. более 70% школьников школьной гигиены: это и соответствующая по возрасту школьная мебель, хорошее освещение класса, контроль  физического развития обучающихся. Необходимо поддержание благоприятного влияния микроклимата в классе, расписание уроков с профилактикой утомления, режим дня, борьба вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровый образ жизни1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Здоровый образ жизни» Учитель Тимофеева И.Г 2022 г.

Слайд 2

"Если хочешь быть здоров".

Слайд 3

Здоровый образ жизни – это: Правильное питание. Соблюдение режима дня. Закаливание (физические упражнения, спорт). Правильное сочетания труда и отдыха. Соблюдение правил гигиены.

Слайд 4

Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, В школу смело отправляйся .

Слайд 5

Режим дня - это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон.

Слайд 6

закаляемся, занимаемся физкультурой, делаем зарядку

Слайд 7

одеваемся по погоде

Слайд 8

Белки – строительный материал организма

Слайд 9

Жиры – источник энергии

Слайд 10

Углеводы – источник энергии

Слайд 11

Витамин – от латинского « vita » - жизнь

Слайд 12

Витамин А – улучшает зрение Витамин В – укрепляет организм, даёт запас энергии Витамин D – укрепляет костную систему Витамин С – закаливает организм, помогает бороться с болезнями

Слайд 13

Правильное питание – это здоровая, полезная пища и выполнение следующих правил: 1. Перед едой мой с мылом руки 2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин) 3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом 4. Во время еды не разговаривай и не читай 5. Ешь в меру, не переедай 6. Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи. Не ешь много сладостей 7. Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое

Слайд 14

Вредные и опасные для здоровья продукты: Газированная сладкая вода – “Fanta”, “Pepsi”, “Coca-cola” и другие напитки с консервантами, на ароматизаторах и с красителями Чипсы Продукты быстрого приготовления (супы, лапша, пюре и т.д.) Гамбургеры, хот-доги Сладости (в большом количестве)

Слайд 15

польза вред

Слайд 16

а л а к к у л 5 ё в в о а т с у п а к 3 4 р д а р г о н и в м 2 1 Витаминный кроссворд

Слайд 17

Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Слайд 18

Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!

Слайд 19

Будьте здоровы!

Слайд 20

Источники: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Презентации уроков Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» 2004 г. Я.Ю. Мартынова « Внеклассные мероприятия в начальной школе» 2006 г. М.А. Фисенко «Классные часы 3 класс» 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Внеурочное занятие по формированию здорового образа жизни во 2 классе на тему "Азбука Здоровья".

Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер...

Дидактические игры по культуре питания и здоровому образу жизни

Дидактические игры по культуре питания и здоровому образу жизни для курса Правильное питание"...

Презентация по физической культуре на тему "Здоровый образ жизни"

В данной статье рассматриваются основные аспекты профилактики здорового образа жизни. Программа расчитана для учащихся вторых, третьих и четвёртых классов начальной общеобразовательной школы по дисцип...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

В целях развития и популяризации спорта специальных коррекционных и интернатных учреждений Республики Бурятия, а также популяризация ЗОЖ у сотрудников специальных коррекционных и интернатных учреждени...