Программа дополнительного образования "Баскетбол-начальный этап"
методическая разработка по физкультуре (3, 4 класс)

Суханова Ольга Юрьевна

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки, стадион). Программа в рамках дополнительного образования предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешного человека. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

городского округа Спасск-Дальний

Приморского края

                                                                                                                                                                 

                                            Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №11

                                     __________/Сингур С.Т./

                               «____»___________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Баскетбол- начальный этап»

(базовый уровень)

                                                                                               

                                     Возраст обучающихся: 9-10 лет

                                            Срок реализации программы: 1год

                                                                                             

Суханова Ольга Юрьевна,

Педагог дополнительного образования

Спасск-Дальний

2022 год

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

            Направленность программы

Физкультурно-спортивная

Уровень освоения

Базовый

Отличительные особенности

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки, стадион). Программа в рамках дополнительного образования предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешного человека. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Адресат программы

Возраст обучающихся 9-10 лет. На обучение, по программе, принимаются все желающие МБОУ СОШ № 11, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в соревнованиях избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки педиатра или терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проходят два раза в неделю по одному часу в течении всего учебного года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Проведение занятия: учебно-тренировочное.

Типы занятий: теоретические, практические, целостно-игровые, комбинированные, диагностические, контрольные.

Методы проведения: словесный, наглядный, индивидуальный, практический.

Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию образовательной организации, в которой реализуется данная программа.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 часов в год.

Продолжительность занятий: 1 час.

Срок реализации: 1 год

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через игру баскетбол.

Задачи программы:

Воспитательные:

- популяризация спортивных игр;

- сформировать навыки дисциплины и самоорганизации;

-   совершенствовать личностные качества;

-  сформировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Развивающие:

- развивать двигательные качества (быстроту, выносливость, гибкость, силу, ловкость);

- развивать физические способности.

Обучающие:

- овладеть основами технических элементов в игре баскетбол;

- сформировать у обучающихся необходимые теоретические знания;

- сформировать знания по вопросам правил соревнований;

- привить навыки соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Основы знаний

1.

История развития баскетбола в России

1

1

0

Беседа

2.

Ведущие спортсмены и клубы Приморского края и России

1

1

0

Беседа, опрос

3.

Правила соревнований, предупреждение травматизма

1

1

0

Инструктаж, беседа, опрос

2

Общая и специальная физическая подготовка

1.

ОФП (развитие гибкости, быстроты, координации, ловкости)

8

0

8

Выполнение упражнений

2

Повышение уровня функциональной подготовленности (силы, выносливости)

8

0

8

Выполнение упражнений

3

Техническая подготовка

14

0

14

Выполнение упражнений

4

Тактическая и морально волевая подготовка

10

0

10

Выполнение упражнений, тестовые задания

5

Игровая подготовка (участие в соревнованиях)

20

0

20

Двухсторонняя игра по упрощенным правилам

6

Контрольные испытания

5

0

5

Выполнение контрольного тестирования

Итого часов

68

3

65

Содержание учебного плана

1. Основы знаний

1. История развития баскетбола в России.

              Теория: Развитие баскетбола в России. Значение и место баскетбола в системе физического воспитания. История возникновения баскетбола.

2. Ведущие спортсмены и клубы Приморского края и России.

Теория: Ведущие спортсмены и тренеры России и Приморского края. Ведущие спортсмены нашего города.

3. Правила соревнований, предупреждение травматизма

     Теория: Правила соревнований игры баскетбол. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви, режим питания и питьевой режим, Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.

2. Общая и специальная физическая подготовка

1. ОФП (развитие гибкости, быстроты, координации, ловкости)

Практика: Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, воспитание физических качеств (гибкости, быстроты, координации, ловкости); переходы на ходьбу, бег, шаг. Остановка. Бег с изменением скорости движения. Кувырки вперед и назад. Падения назад и быстрое вставание. Ходьба по гимнастической скамейке, бег по скамейке. Бег и ходьба по рейке скамейки, упражнения, выполняемые на максимальную амплитуду.

2. Повышение уровня функциональной подготовленности (силы, выносливости)

Практика: Бег на длинные дистанции. Стойка на прямых и согнутых локтях (планка ). Прыжки со скакалкой, прыжки на возвышенность. Приседания с выпрыгиванием, приседания с набивными мячами, выпады с гантелями – на каждую ногу. Поднимание туловища, лёжа на спине. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. Бег прыжками вперед, пытаясь добиться максимальной длины шага. Бег вверх по наклонной дорожке с различным углом подъема. Полоса препятствий. Подтягивания, поднимание и опускание ног в висе, отжимания от пола, приседание на двух ногах. Из виса прогнувшись на гимнастической стенке поднимать прямые или согнутые ноги до горизонтального положения. Подтягивание на низкой перекладине; хват сверху, снизу; туловище держать прямо.  Упражнения в паре, броски набивного мяча.

3. Техническая подготовка

Практика: Ведение баскетбольного мяча шагом, бегом, с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча со зрительным контролем, без зрительного контроля. Ведение мяча по прямой, по дугам, зигзагом. Передачи мяча двумя руками от груди, сверху, от плеча, с отскоком о пол. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Броски мяча в корзину с места двумя руками снизу, сверху.

4. Тактическая и морально волевая подготовка

Практика: Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Противодействие получению мяча. Противодействие розыгрышу мяча. Система зонной защиты. Формирование личности и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта. Испытание первых неудач в играх, умение спокойно и правильно реагировать на проигрыш. Уважение соперника.

5. Игровая подготовка (участие в соревнованиях)

Практика: Участие в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники). Специализированные соревнования (турнир в параллелях, первенство школы, президентские соревнования и состязания на уровне города).

1.4 Планируемые результаты

 Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

            Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- историческое развитие игры баскетбол в России, особенности развития этого вида спорта;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Предметные результаты: 

знать:

- историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в крае;

     - правила техники безопасности;

     - оказание помощи при травмах и ушибах;

     - названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

     - типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

     - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

     - контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

     - основное содержание правил по баскетболу;

     - жесты судьи по баскетболу;

     - игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.

уметь:

     - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

     - выполнять технические приемы и тактические действия;

     - контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

      - играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

      - демонстрировать жесты судьи;

Демонстрировать:

      - ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения;

      - в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

      - броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в движении с двух шагов.

РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой;

2. Уличная баскетбольная площадка;

3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи;

4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета;

6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры;

7.  Хорошо оборудованный школьный стадион.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Раздаточный материал:

- памятка по технике безопасности в спортивном зале;

- права и обязанности учащихся.

Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:

- Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы;

- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы аттестации

- опрос учащихся по пройденному материалу;

- наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований;

- мониторинг результатов по окончанию курса обучения;

- контроль соблюдения техники безопасности;

- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;

- контрольные игры с заданиями;

- выполнение контрольных упражнений;

- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;

- результаты соревнований.

Оценочные материалы

Тесты

результат

высокий

средний

низкий

М

Д

М

Д

М

Д

Возр.

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно (сек)

11,5

12,0

11,5

12,5

12,0

13,0

9

10,5

11,0

10,5

11,5

11.5

12,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

8,8

9,2

9.0

9,5

9,5

10,0

9

8,6

9,0

8,8

9,3

9,0

9,5

10

3

Штрафной бросок (из 10 бросков), количество раз

4

5

4

4

3

3

9

5

5

4

4

3

3

10

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток), количество попаданий

4

5

4

3

3

3

9

5

6

4

4

3

3

10

5

Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

17

16

16

15

15

14

9

19

18

17

16

16

15

10

2.3 Методические материалы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа,

посещение соревнований.

Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, баскетболу. Методические пособия по баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся.

Техническая подготовка.

Объяснение, демон-страция технического действия, практичес-кое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы.

Игры с заданиями, результаты участия в

соревнованиях.

Физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы.

Тесты и

контрольные упражнения.

Контроль умений и навыков

Соревнования (школьные, городские) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах.

Обсуждение результатов соревнований.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных часов

68

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.- 26.12.2022

2 полугодие

09.01- 25.05.2023

Возраст детей

9-10 лет

Продолжительность/час

1

Режим занятий

2 раза в неделю

Годовая учебная нагрузка

68 часов

2.5 Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

Дата

1

Беседа «Образ жизни и здоровье школьника».

Беседа о внешнем виде учащегося,

сохранности материальной базы школы

сентябрь

2

Беседа «Профилактика вредных привычек»

 Беседа: «Правила обеспечения безопасности дорожного движения»

(я иду в школу, я иду из школы домой)

октябрь

3

Беседа: «Правила поведения в транспорте»

Беседа: «Что значит быть дружным?»

ноябрь

4

Беседа: «Правила поведения на скользкой дороге»

Беседа: «Правила поведения при пожарах»

декабрь

5

Беседа: «Лень – помощник или враг?»

Беседа: «О вреде и пользе жевательной резинки»

январь

6

Беседа: ««Опасные и безопасные ситуации»»

Беседа: «Мы и наши привычки: правила рационального питания».

февраль

7

Беседа: «Искусство слушать собеседника»

Беседа: «Что говорит о вредных привычках закон»

март

8

 Беседа: «Для чего нужна дисциплина на соревнованиях?»

Беседа: ««Как мы помогаем природе?»

апрель

9

Беседа: «Умеем ли мы говорить «нет»?»

Беседа: «Правила поведения на открытых водоемах».

май

                     

 Список литературы.

  1.  Баскетбол. Правила соревнования. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 327 c.;
  2. Джон, Р. Вуден Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 256 c.;
  3. Гомельский, В. А. Как играть в баскетбол. I Love This Game (комплект из 2 книг) / В.А. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. - 432 c.

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/10/13/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-basketbol (Дата обращения 04.07.2022).

https://multiurok.ru/files/proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-baskie-1.html (Дата обращения 04.07.2022);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования

Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...