Развитие речи на уроках физической культуры
статья по физкультуре (4 класс)

Устинкина Елена Федоровна

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно-воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культур значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова: его точность, направленность, предметность приобретают особую роль и значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokah_1.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках физической культуры

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно-воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культур значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова: его точность, направленность, предметность приобретают особую роль и значимость.

Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать всё, что ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко, несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи.

Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения – слайды, плакаты, таблицы, схемы, кинограммы, - которые ученики не только просматривают, но и вслух комментируют. После демонстрации упражнения учитель делает опрос: какая цель этого упражнения; как оно применяется в обыденной жизни; почему один элемент следует за другим; почему упражнения выполняются так, а не иначе; какова в данном движении связь с тем, что было раньше? Естественно, что каждый вопрос требует устного ответа.

Учитель не торопится отвечать на вопросы детей: «А что это? Для чего? Зачем мы это делаем?». Часто вместо чёткого, исчерпывающего ответа озадачивает спрашивающих: «А как вы сами думаете?». Вспыхивают обсуждения, которые в ходе разговора приводят к выводам. Необходимо оперативно включить всех учащихся в общение, при этом выявляются знания, взгляды, отношения, суждения. Диалоги, деловой спор проводятся по разным поводам. например, каковы ощущения, уточнить самочувствие: ноги, руки, дыхание, мышцы туловища, напряженность, что мешает, есть ли резервы.

Не позволять детям небрежности в речи: нечёткого выражения мыслей, перехода на скороговорку (подобной той, что звучит по радио и телевидению), нарушения грамматических построений предложений! Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей т обращений надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока должен быть взаимно благожелательным, спокойным, вежливым – дисциплинирующим, воспитывающим. Многое значит тон. Он придает выразительность речи, дает эмоциональную окраску словам и фразам. Тон может быть торжественным, праздничным, задушевным, радостным, огорчённым, гневным, грустным, сочувственным.

Приходится частенько одёргивать учеников-крикунов и просить усилить голос тех, кто слишком тих, неуверен в себе.

Словарный запас  учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией (аут, висы, упоры, сед, вбрасывание, шеренга, колонна, метание и тд.). Но обязательно и искоренение жаргонных «спортивных» слов и выражений, засоряющих речь ( «классно», «обалденно», «сделай его», «души противника»).

Учитель не может смириться, если говорят, не соблюдая норм родного языка: «заберите», а не «возьмите», «обождите» (подождите), «бежи» (беги), «подымать» (поднимать), «слазь» (слезай), «ложи» (клади).

Опрос детей по темам «Основы знаний (гигиенические правила занятий физической культурой; вред алкоголя, никотина и других наркотических веществ; первая помощь при травмах; правила безопасности на занятиях; понятие разминки; значение утренней гимнастики и др.) или рассказы – объяснения о содержании и правилах игр, о правилах и нормах поведения – это всё поводы для развития речи, общения, выступления перед слушателями.

Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку-упражнение: один ученик рассказывает её содержание, другой перечисляет правила. Дополнительно развиваются самостоятельность, активность, и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя.

Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают умение конкретно формулировать своё мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.

Подача команд вслед за учителем (занимающиеся повторяют команды за выполнение передвижений, перестроений, общеразвивающих упражнений, стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения, правильно, чётко отдавать распоряжения), групповой анализ поведения участников прошедших соревнований тоже должны использоваться учителем для активного включения учащихся в разговор – правильный, продуманный под контролем учителя, грамотный.

Уместно перечислять еще некоторые моменты из ежедневной жизни учителя, когда он может активизировать участие каждого ученика в процессе обучения и воспитания. Например: разбор ошибок, допускаемых учащимися в игровых упражнениях и двусторонней игре; подсчет при выполнении упражнений (сначала учителем, потом занимающимися; можно хором, одновременно с выполнением упражнений или одним вызванным учеником); поочерёдное выступление в роли направляющего с подачей строевых команд и их выполнением; выполнение упражнений с последующим объяснением, какие части тела в них участвуют, какие группы мышц несут основную нагрузку.

Чтобы развивать речь, нужно научиться слушать и воспринимать. Дисциплина – это создание рабочей обстановки, наилучших условий, концентрация внимания. Периодически надо задавать вопросы: ( «Что изменилось в положении рук?», «Куда смотреть?» и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика.

Уметь «вслушиваться» в свои движения и мысленно проговаривать их – очень ценное умение; 30-40 % людей не владеют этой способностью.

Речедвигательные упражнения – ритм стихотворной речи, объединенной с подражательными упражнениями и движениями (подражание животным, птицам, природе, предметам, людям) – настоящая копилка для учителя. А речовки, скороговорки, считалки, маршировка с песней, подвижные игры со словесным оформлением – постоянные помощники.

Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово. С его помощью учитель объясняет, инструктирует, поправляет и усиливает результаты обучения. Значит, первое требование учителя – к себе. Всегда он обязан следить за своей речью, быть образцом для учащихся. Все его действия – предметные и осмысленные. Эффективности усвоения этих понятий в школе помогает устное изложение, живое слово, что в совокупности с другими качествами даёт неоспоримый положительный развивающе-обучающий результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и задания на развитие внимания на уроках физической культуры

Представлен подбор игр на внимание, применяемых на уроках по физической культуре в начальной школе. Почти все задания направлены на активизацию и на развитие произвольного внимания....

Развитие быстроты на уроках физической культуры

Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные з...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры...

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...