Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Чтобы добиться успеха сегодня, должны быть решены задачи вчерашние. В нашей сегодняшней жизни огромных эмоциональных, информационных и физических перегрузок нельзя забывать о психологических аспектах влияющих на развитие каждого ребенка. Поэтому я считаю важным обратить Ваше внимание на психосоциальные стадии развития по Эриксону.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.no3_.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Чтобы добиться успеха сегодня, должны быть решены задачи вчерашние. В нашей сегодняшней жизни огромных эмоциональных, информационных и физических перегрузок нельзя забывать о психологических аспектах влияющих на развитие каждого ребенка. Поэтому я считаю важным обратить Ваше внимание на психосоциальные стадии развития по Эриксону.

Эрик Эриксон работал над теориями психосоциального развития человека. Его подход относится к эгопсихологии. Он занимался проблемой развития эго; приписывая эго задачу становления идентичности, в центре которого находится образ "я". Эриксон каждой стадии развития личности сопоставляет свою главную задачу. И считает, что конфликты взрослой жизни не являются просто повторением конфликтов детства (как у Фрейда), а каждая стадия развития имеет свой конфликт и свою задачу.

1. Младенчество (от рождения до 1 года). Основная задача: сформировать у ребенка доверие к себе, другим людям и окружающему миру. Достигается это любовью, заботой и вниманием. Если младенец чувствует, что он любим - у него формируется доверие к окружающему миру и у него больше шансов успешно решить задачи следующих возрастных периодов.

2. Раннее детство (1 - 3 года). Это время развития независимости, обучение навыкам самообслуживания. Ребенок учится сам есть, одеваться, ладить с людьми. Развитие независимости в этом возрасте дает ребенку уверенность в себе в будущем.

3. Дошкольный возраст (3 - 6 лет). Это период приобретения компетентности и инициативности. Дети готовы  проявлять свой собственный выбор. Если ребенку не дают выбирать в этом возрасте, то в дальнейшем человек не сможет сам принимать решения в жизни.

4. Школьный возраст (6 - 12 лет). Это период воспитания трудолюбия и прилежания. В это время необходимо расширение кругозора.

Здесь уместно вспомнить японскую пословицу о воспитании детей: "До 5 лет - ребенок-бог, от 6 до 12 лет - ребенок-раб, и после 12 лет - ребенок-друг". Нам всем родителям очень хочется, чтобы наши дети были нам друзьями, а для этого надо собрать все свои силы, проявить мужество и жесткость, настойчивость и где-то принести в жертву свои собственные интересы. Только все это должно быть вовремя, иначе потом может быть поздно. И тогда вместо друга после 12 лет вы рискуете получить "сплошной каждодневный конфликт".

5. Подростковый возраст (12 - 18 лет). Это возраст принятия ключевых решений, касающихся системы жизненных ценностей, включения себя в определенную культуру. Для этого нужны живые образы, люди для подражания. Кто станет этим образом, во многом зависит от успешности прохождения предыдущих стадий и роли родителей на этих стадиях. Кто они теперь друзья или враги? Если на этом этапе в родительской семье конфликты, то жизнь подростка может полностью перенестись в группу сверстников или людей с которыми комфортно. А какая система ценностей у этой группы, кому как повезет.

6. Взрослая жизнь. Молодость (18 - 30 лет): - в этом возрасте важно завязать интимные отношения, создать семью, научиться сострадать другим людям. Средний возраст (после 30-35 до выхода на пенсию): - в это время для человека важно помочь следующему поколению, принять свою уже сложившуюся жизнь, которая существует между мечтой и реальностью. Если есть чувство продуктивности, то человеку спокойно, и он не ворчит и не брюзжит. Дальнейшая жизнь: главное, чтобы человек чувствовал значимость прожитых лет, чтобы ему было что вспомнить и рассказать. Тогда он спокоен.

Поэтому работать с детьми до 12 лет и с подростками после 12-ти (т.е. с 7-8 класса) необходимо с совершенно разными подходами. Командно-диктаторский стиль преподавания недопустим в старших классах. Да и о себе бывает полезно задуматься. Какие проблемы могут возникать в возрасте 12-15 лет? Это - взаимоотношения со сверстниками; различные конфликтные ситуации; взаимоотношения с противоположным полом; конфликтные отношения с родителями, учителями; связанные с непониманием или осуждением; как найти выход из трудной ситуации; вопросы осознания собственной личности.  Причины возникновения этих проблем  в стремление к свободе и опеке одновременно; неумение пользоваться свободой, большая зависимость от компании; разделение на мальчиков и девочек; подражание лидеру (расценивание грубости как мужественности); гротесковые личностные переживания, жажда самоутверждения; эмансипация девочек; мечты о большой и чистой любви.

Главное в этом возрасте познать себя, найти себя, свою индивидуальность, интегрировать систему ценностей. Самооценка ребенка, а в дальнейшем взрослого человека очень сильно зависит не только от отношений с родителями, но и с учителями, с другими значимыми взрослыми. Важно, чтобы у каждого ребенка был значимый человек для подражания, хотя бы один. Это может быть любой родственник, учитель, тренер, руководитель кружка художественной самодеятельности и так далее. Тогда можно быть уверенными, что жизненные ценности у подростка сформируются как надо, и он не уйдет в неблагоприятную компанию.

Таким образом, являясь значимой личностью в жизни ученика, учитель должен помнить, что, как говорил Али Апшерони: "Великий человек, поставивший себя превыше человеческого, много теряет в собственном величии, в то время как другой, не охмелевший от сознания своего величия и не утративший при этом человеческого облика, со временем достигнет еще более значимого положения".

Дмитриев Олег Сергеевич,

учитель физической культуры ГБОУ школы № 135,

Выборгского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожные знать каждому положено

КВН по правилам дорожного движения...

Классный час "Вежливое слово должен знать каждый"

План-конспект открытого классного часа, проведенного в 3 классе. Цель классного часа:: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения; учить употреблять вежливые слова, привив...

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Интеллектуальная игра «Правила дорожные знать каждому положено!»

Одной из основ безопасности дорожного движения является периодическое проведение мероприятий по ПДД  среди школьников. Правила поведения на дороге должны знать даже самые маленькие дети. Прежде в...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый"

      Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый" разработаны с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий. Игра - путешест...

Классный час в 4 классе "Правила дорожные знать каждому положено"

Данный классный час направлен на формирование у школьников  представлений  о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, а также  на отработку  навыкавыпо...

Классный час "Хочу знать! Правила дорожные знать каждому положено!"

класный час  в начальной школе"Хоху знать! Правила дорожные знать каждому положено!"...