Рабочая учебная программа коррекционного курса по предмету «двигательное развитие» для обучающихся 1б, 3в классов (вариант 2) на 2022 – 2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (1, 3 класс)

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая учебная программа коррекционного курса по предмету

«двигательное развитие»

для обучающихся 1б, 3в классов (вариант 2)

на 2022 – 2023 учебный год

 

Основная цель программы

Цель программы: является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи предмета:

1) мотивация двигательной активности;

2) поддержка и развитие имеющихся движений;

3) расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

4) освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

 

На достижение каких результатов направлена программа

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Двигательное развитие» входит в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана КОУ «Исилькульская школа-интернат» В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, проводится на этапе начального обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnoe_razvitie_1b_3v_2022-23.doc624.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 1б, 3в класса (вариант 2).

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 № 1599.
  •  Федеральный закон об образовании «Об образовании в Российской федерации» (№273 от 29 декабря 2012г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 №61573).
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
  • Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год
  • Программа воспитания КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» а 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа «Двигательное развитие» для учащихся 1,3 классов (вариант) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

        При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
  2. Программно-методический материал «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
  3. Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями/ Андреева И.Н., Покровская И.А. - СПб, 2014г.

        Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

1) мотивация двигательной активности;

2) поддержка и развитие имеющихся движений;

3) расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

4) освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общемоторное  развитие, у детей с умеренной умственной отсталостью, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.  

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Программа построена на следующих принципах:

1.        Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

2.        Деятельностный принцип коррекции.  Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

3.        Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

4.        Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

5.        Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.

6.        Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

7.        Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» организуется в форме занятий. Исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, занятие проводится для состава всего класса, для группы обучающихся, а также индивидуально.

Предусмотрены следующие виды деятельности на занятии: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи адаптивных образовательных учреждений - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.

        Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

К первой группе относят детей, у которых нет выраженных нарушений движений и моторики, передвижение полностью самостоятельное. Дефицит моторной функции выражен в замедленном темпе, несогласованности и недостаточной координации движений.

У детей могут наблюдаться стереотипии, деструктивное поведение, нарушение коммуникации и социального взаимодействия. У этой группы детей как правило присутствует умственная отсталость умеренной степени. Дети владеют элементарной речью: понимают речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми словами, отвечают на простые вопросы вербально. Позитивной предпосылкой к обучению этой группы детей коммуникации, основам чтения, письма, счета, является интерес самого ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Вторая группа детей характеризуется более выраженным нарушением интеллекта, поведения. У детей сложно вызвать ответную реакцию на действия взрослого, нет интереса к деятельности, часто они никак не реагируют на вербальную инструкцию, проявляют агрессию, демонстрируют деструктивное поведение. Для этих детей в индивидуальный учебный план включают преимущественно коррекционные занятия по различным направлениям: двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность. Если ребенок способен овладеть способами альтернативной коммуникации, то включают и это направление обучения.

Дети, относящиеся к третьей группе, имеют сложные формы ДЦП. Они практически полностью зависят от помощи взрослого. Не могут самостоятельно передвигаться, управлять коляской, обслуживать себя. Большинство детей из этой группы не могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Органическое поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью, значительно затрудняют процесс коммуникации. В индивидуальный учебный план этой группы детей целесообразно включать те коррекционные занятия, которые соответствуют возможностям и потребностям конкретного ребенка. Как правило это двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания, развитие элементарной предметно-практической деятельности. [10, с.348–350].

А. Р. Маллер, Г. В. Цикото были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

1.        Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

2.        Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3.        Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.

4.        Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5.        Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6.        Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

7.        Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.

8.        Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9.        Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. [8, с.127]

Общая характеристика  учебного предмета

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии.

Программа реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, годового учебного плана АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.

Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

В рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Коррекционный курс содержит разделы:

1. Коррекция и формирование правильной осанки

2. Формирование и укрепление мышечного корсета

3. Коррекция и развитие сенсорной системы

4. Развитие точности движений пространственной ориентировки

Основное содержание данных разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

- первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор)  и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

- второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словестным, метод физического сопровождения и т.д.

- третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

- четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

- пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела (как правило, это два последних урока четверти) отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме.  Кроме того, занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

В первом разделе «Коррекция и формирование правильной осанки» проводится профилактика нарушения осанки и плоскостопия; профилактика выполнения имитационных упражнений. Профилактика выполнения упражнений в вытяжении. Планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

Раздел «Формирование и укрепление мышечного корсета» Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения в образном оформлении. Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и выдоха. Дыхание в ходьбе с имитацией. Движение руками в исходном положении. Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях. Наклоны. Приседания.

Раздел «Коррекция и развитие сенсорной системы» включает в себя

овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; развитие зрительного анализатора; овладения играми на совершенствование сенсорного развития.

Раздел «Развитие точности движений пространственной ориентировки» построен с учетом профилактики нарушения осанки и плоскостопия; овладением пространственными ориентировками. Ходьбу - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе Равновесие – ходьба по линии, на носках. Броски, ловля, передача предметов – правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.

В разделе используются следующие виды коррекционных игр:

-  формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.

Место учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Двигательное развитие» входит в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана КОУ «Исилькульская школа-интернат» В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, проводится на этапе начального обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Учебно-тематический план

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

2

68

3

2

68

Количество часов по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

8 недель –   16 ч.

8 недель –   16 ч.

10 недель – 20 ч.

8 недель –   16 ч.

68 ч.

Количество часов

1 класс

3 класс

Коррекция и формирование правильной осанки

26

18

Формирование и укрепление мышечного корсета

12

14

Коррекция и развитие сенсорной системы

18

18

Развитие точности движений пространственной ориентировки

12

18

Итого

68

68

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП также заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

        Ожидаемые личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Возможные результаты освоения коррекционного курса «Двигательное развитие»:

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

  • освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);
  • освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений;
  • совершенствование физических качеств: ловкости, силы.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

  • умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое;
  • повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: спортивные игры, туризм.

  • интерес к физической подготовке;
  • умение кататься на санках, играть в подвижные игры и др.

Возможные результаты освоения коррекционного курса:

К концу 1 – го года обучения:

Обучающиеся должны знать:

Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»).

Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.

Обучающиеся должны уметь:

Проверять осанку у стены; соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания;  ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.

К концу 3 – го года обучения:

Обучающиеся должны знать:

Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного физического развития ребенка.  Знать показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.

Обучающиеся должны уметь:

Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги («Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.); длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож», «Березка», «Поза саранчи» и др.).

Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.

Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа.

Играть в подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой», «Вышибалы на четвереньках» и др.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Контроль предметных результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

Освоение коррекционного курса «Двигательное развитие» направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;  
  • выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
  • выполнение задания полностью (от начала до конца);
  • выполнение задания с заданными качественными параметрами;
  • переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
  • ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
  • группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
  • уметь соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности;
  • использовать знако-символические средства с помощью учителя;
  • уметь соблюдать правила техники безопасности.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

Мониторинг БУД

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня:

•        деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

•        деятельность осуществляется по подражанию;

•        деятельность осуществляется по образцу;

•        деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

•        деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

•        самостоятельная деятельность;

•        умение исправить допущенные ошибки.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения:

·        действие (операция) сформировано – «ДА»;

·        действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

·        действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

·        действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».

Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т.е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.

Календарно- тематическое планирование

Двигательное развитие

1б класс ( 2 вариант обучения)

1 четверть 17 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Построение в колонну по одному с помощью учителя

Выполнять построения в колонну

Строевые упражнения

2

2.09

7.09

3,4

Выполнение движений по командам с учителем «Встать!», «Пошли!», «Остановились!»

Выполнять движения по командам учителя

Ходьба, остановка на месте, передвижение по сигналу

2

9.09

14.09

5

Ходьба группой (без построения в колонну)

Выполнять ходьбу группой

Ходьба по заданным направлениям

1

16.09

6

Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы

Выполнять основные движения (головой, руками, ногами, туловищем) при выполнении упражнений

Движения частями тела по примеру учителя

1

21.09

7,8

Упр у гимнаст стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке.      Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки.                              

Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки

2

23.09

28.09

9,10

Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных

Выполнять правильно имитационные упражнения

Ходьба и бег по примеру учителя

2

30.09

5.10

11,12

Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.

Упражнения для укрепления мышц живота и спины

2

7.10

12.10

13,14

Упражнения для укрепления мышц бёдер, ног и рук

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для укрепления мышц бёдер, ног и рук

Упражнения для укрепления мышц бёдер, ног и рук

2

14.10

19.10

15,16

Упражнения с предметами и без них

Выполнять упражнения с предметами и без по примеру за учителем

Упражнения комплекса ору

2

21.10

26.10

17

Игра: «Дунем раз…» Упр в равновесии

Знать названия и правила изучаемых игр. Уметь играть, соблюдая правила.

Упражнения в равновесии

1

28.10

Двигательное развитие

1б класс ( 2 вариант обучения)

2 четверть 15 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Обучение специальным упражнениям в вытяжении и самовытяжении

Уметь выполнять упражнения по примеру учителя и словесной инструкции. Сохранять положение правильной осанки.

Выполнение упр на вытяжение

2

9.11

11.11

3,4

Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова»

Уметь выполнять упражнения по примеру учителя и словесной инструкции. Уметь соблюдать правила игр

Выполнять упражнения по показу

2

16.11

18.11

5,6

Упр для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей

Сохранять положение правильной осанки.

различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Сохранять положение правильной осанки.

2

23.11

25.11

7

Комплекс упражнений с малым мячом

Выполнение комплекса упражнений с малыми мячами (профилактика миопии)

Выполнять упражнения и сопровождать взглядом мяч

1

30.11

8,9

Ходьба по различным предметам, передвижение боком

Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке

Выполнять упражнения по показу и инструкции

2

2.12

7.12

10,11

Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», «Собери шишки».

Уметь свободно ориентироваться в частях тела.

Уметь собирать

предметы

2

9.12

14.12

12,13

Расположение предметов: впереди, сзади, рядом.

Уметь свободно ориентироваться в частях тела

Уметь свободно ориентироваться в частях тела.

2

16.12

21.12

14,15

Профилактика плоскостопия. Упр для развития голеностопа.

Уметь выполнять упражнения в ходьбе по предметам

Выполнять упражнения за учителем

2

23.12

28.12

Календарно- тематическое планирование

Двигательное развитие

1б класс ( 2 вариант обучения)

3 четверть 19 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Упражненения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п.

2

11.01

13.01

3,4

Упр на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках.

Выполнять простейшие упражнения в вытяжении.                                                                    

Упражнения в вытяжении

2

18.01

20.01

5,6

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

Упражнения на формирование правильной осанки

Ходьба по заданным направлениям

2

25.01

27.01

7,8

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим)

Упражнения на формирование правильной осанки

Движения частями тела по примеру учителя

2

1.02

3.02

9,10

Укрепление мышц спины.Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка»

Выполнять правильно имитационные упражнения.                              

Укрепление мышц спины

2

8.02

10.02

11

Ходьба по залу.

Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке.                  

Разновидности ходьбы

1

15.02

12

Ходьба по залу и линиям.

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для развития координации движений

Ходьба по линиям.

1

17.02

13,14

Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках.

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для укрепления мышц бёдер, ног

Упражнения для укрепления мышц бёдер, ног

2

22.02

1.03

15

Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д.

Выполнять упражнения с предметами и без по примеру за учителем

Упражнения в ходьбе с заданием

1

3.03

16

Ходьба приставным шагом.

Ходьба боком по гимнастической стенке

Передвижение по гимнастической стенке

1

10.03

17

Ходьба с подниманием бедра.

Ходьба с перешагиванием через предмет

Перешагивание поднимая бедро

1

15.03

18,19

Ходьба на носках с закрытыми и открытыми глазами.

Ходьба с открытыми и закрытыми глазами на носках

Ориентировка в пространстве

2

17.03

22.03

Календарно- тематическое планирование

Двигательное развитие

1б класс ( 2 вариант обучения)

4 четверть 15 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Упражнения с предметами на голове (кубик, мешочек с песком) стоя у стены и в движении

Упражнения с предметами на голове

Формирование навыков правильного положения тела с различными предметами

2

5.04

7.04

3,4

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п.

2

12.04

14.04

5

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим)

Выполнять упражнения на развитие чувства равновесия.                                                                    

Упражнения в равновесии

1

19.04

6

Упражнение «Птичка», «Веточка»

Упражнения на формирование правильной осанки

Упражнения по подражанию

1

21.04

7

Упражнения с мячами – ёжиками.

Упражнения для развития кисти рук и пальцев

Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами

1

26.04

8,9

Упражнения с малыми мячами

Совершать мелкие точные координационные движения

Развитие мелкой моторики пальцев рук

2

28.04

3.05

10,11

Упражнения с гимнастической палкой.

Выполнять упражнения с гимнастической палкой по примеру за учителем.

Развитие гибкости и подвижности суставов

2

5.05

10.05

12

Упражнения с ленточками.

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для развития координации движений

Упражнения по подражанию.

1

12.05

13,14

Упражнение с кольцами, обручами

Выполнять упражнения с помощью учителя и по примеру за учителем для развития координации, точности

Упражнения с предметами по примеру

2

17.05

19.05

15

Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка).

Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

Упражнения с веревочкой по примеру и с помощью учителя

1

24.05

Двигательное развитие

3 класс (2 вариант обучения)

1 четверть 16 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1

Построения, движения по залу друг за другом

Научится слушать учителя, соблюдать правила поведения.

Ориентироваться в пространстве зала

Умение ориентироваться в пространстве зала

1

2.09

2

Выполнение упражнений по примеру за учителем и самостоятельно

Проверить сохранность полученных умений и навыков

Выполнение упражнений по примеру учителя

1

7.09

3

ОРУ без предмета

Правильно выполнять упражнения по примеру учителя

Упражнения по примеру учителя

1

9.09

4

Основные положения

и движения

Уметь самостоятельно выполнять основные двигательные действия

Самостоятельное выполнение  двигательных действий

1

14.09

5

Захват предметов

Уметь выполнять захват предметов и удерживать их некоторое время

Выполнять упражнения по показу и инструкции

1

16.09

6,7

Броски и ловля большого мяча

Взаимодействовать со сверстниками при выполнении упражнений

Уметь ловить мяч

2

21.09

23.09

8

Упражнения с массажными мячами

Уметь выполнять упражнения по показу и словесной инструкции учителя

Выполнение упражнений по словесной инструкции

1

28.09

30.09

9

Имитационные упражнения

Уметь выполнять упражнения по подражанию. Уметь принимать помощь учителя

 Выполнение упражнений по подражанию

1

5.10

10

Упражнения с кубиками

Уметь различать цвета; понимать порядок действий при выполнении задания

Уметь различать цвета

1

7.10

11

Упражнения на гимнастической скамейке.

Уметь сохранять равновесие при передвижении по гимнастической скамейке. Уметь выполнять упражнения по словесной инструкции учителя

Сохранять равновесие при передвижении по гимнастической скамейке

1

12.10

12

Коррекция и развитие мелкой моторики

Уметь различать цвета.

Согласованные движения рук.

Выполнять правильно движения руками

1

14.10

13

Упражнения на равновесие

Выполнять задания по показу и словесной инструкции учителя

Уметь держать тело в равновесии

1

19.10

14,15

Перекатывание мяча

Уметь взаимодействовать с партнером

Правильно передавать мяч партнеру

2

21.10

26.10

16

Формирование навыка правильной осанки

Принятие исходного положения для правильной осанки у гимнастической стенки

Сохранять правильную осанку после выполнения упражнения

1

28.10

Двигательное развитие

3 класс (2 вариант обучения)

2 четверть 15 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Упражнения с гимнастической палкой

Уметь удерживать предметы одной и двумя руками при выполнении упражнений

Удержание предметов при выполнении упражнений

2

9.11

11.11

3

Дыхательные упражнения

Выполнять упражнения по показу и подражанию

Выполнять упражнения по показу

1

16.11

4

Упражнения с кеглями

Уметь удерживать предмет при выполнении упражнений

Удерживать предмет при выполнении упражнений

1

18.11

5,6

Прыжки на месте   на двух ногах, поочередно на одной ноге.

Уметь удерживать равновесие при приземлении

Прыжки и удержание равновесия

2

23.11

25.11

7,8

Упражнения с малыми  мячами

Выполнять упражнения по показу и инструкции учителя

Выполнять упражнения по показу и инструкции

2

30.11

2.12

9,10

Переноска предметов

Бережно относится к инвентарю и оборудованию

Уметь переносить предметы

2

7.12

9.12

11,12

Преодоление простейших препятствий

Уметь преодолевать препятствия удобным способом

Преодолевать препятствия удобным способом

2

14.12

16.12

13,14

Метание мяча в вертикальную цель

Уметь правильно удерживать мяч при метании

 Метание в цель

2

21.12

23.12

15

Упражнения у гимнастической стенки

Выполнение упражнений на укрепление ног и голеностопа

Укрепление мышц ног

1

28.12

Двигательное развитие

3 класс (2 вариант обучения)

3 четверть 19 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Упражнения с мячами

Уметь правильно выполнять упражнения с мячами

Выполнение упражнений с мячами

2

11.01

13.01

3

Пролезание сквозь предметы

Лазание и перелазание

Выполнение упражнений по инструкции учителя в лазании

1

18.01

4

Упражнения со скакалкой

Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Уметь правильно и бережно обращаться  со спортивным инвентарем

Упражнения по примеру учителя со скакалкой

1

20.01

5,6

Передача и перекаты мяча

Уметь самостоятельно выполнять основные двигательные действия. Уметь взаимодействовать в паре с партнером; в группе

Самостоятельное выполнение  двигательных действий

2

25.01

27.01

7

Упражнения с ленточками

Уметь выполнять упражнения с предметами по показу учителя

Выполнять упражнения по показу и инструкции

1

1.02

8

Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук

Уметь самостоятельно принимать исходные положения рук; выполнять задание до конца

Ходьба по гимнастической скамейке

1

3.02

9

Броски и ловля мяча

Уметь удерживать мяч двумя руками при ловле.

Выполнение упражнений с мячами

1

8.02

10

Упражнения на развитие равновесия

Выполнять инструкции учителя; не задевать предметы при ходьбе

 Выполнение упражнений на развитие равновесия

1

10.02

11

Формирование и укрепление мышечного корсета

Уметь выполнять упражнения по инструкции и с помощью учителя

Укрепление мышечного корсета

1

15.02

12

Прыжки на месте и перепрыгивания

Уметь выполнять прыжки толчок двумя ногами

Прыжки  и перепрыгивания

1

17.02

13

Профилактика и коррекция плоскостопия

Уметь самостоятельно выполнять упражнения по инструкции учителя

Профилактика плоскостопия

1

22.02

14

Упражнения на гимнастической стенке

Уметь выполнять упражнения под контролем и с помощью учителя

Упражнения на гимнастической стенке

1

1.03

15

Упражнения с обручами

Уметь удерживать обруч в вертикальном положении 

Выполнение упражнений с обручами

1

3.03

16

Имитационно-подражательные движения

Выполнять упражнения по показу учителя и самостоятельно

Выполнение упражнений подражательного характера

1

10.03

17

Спрыгивание с высоты до 50 см

Уметь мягко приземляться; преодолевать страх.

Прыжки с высоты

1

15.03

18

Перепрыгивание через начерченную линию, шнур

Уметь отталкиваться и сохранять равновесие при перепрыгивании через предметы

Перепрыгивание

1

17.03

19

Бег с различной скоростью

Уметь выполнять упражнения по словесной инструкции и под контролем учителя

 Бег в различном темпе

1

22.03

\

Двигательное развитие

3 класс (2 вариант обучения)

4 четверть 15 часов

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Броски и ловля мяча в парах

Уметь бросать и ловить мяч; взаимодействовать с партнером

Броски и ловля мяча

2

5.04

7.04

3

Передвижение по гимнастической стенке в сторону приставными шагами

Выполнять упражнения по показу учителя и самостоятельно

Передвижение по гимнастической стенке

1

12.04

4,5

Упражнения на развитие равновесия

Умения выполнять задание в течение определенного периода времени

Упражнения на  равновесие

2

14.04

19.04

6

Метание малого мяча в вертикальную цель

 Ориентироваться в пространстве спортивного зала.

Уметь видеть цель

Метание вертикальную цель

1

21.04

7

Подбрасывание мяча вверх и ловля его

Уметь ловить мяч двумя руками

Подбрасывание  ловля мяча

1

26.04

8,9

Броски малого мяча в стену

Уметь бросать мяч в стену на разной высоте по показу и инструкции учителя

Упражнения с мячами

2

28.04

3.05

10

Передача мяча в колонне

Уметь выполнять координационные упражнения.

Уметь принимать помощь учителя

Выполнение упражнений с передачей мяча

1

5.05

11

Подлезание под препятствие высотой 40-50 см, лежа на животе.

Уметь взаимодействовать с партнером.

Уметь выполнять упражнения самостоятельно и с помощью учителя

 Лазание

1

10.05

12

Коррекция ходьбы

Уметь сохранять правильную осанку. Уметь выполнять передвижения по прямой и с изменением направления.

 Передвижение по прямой и с изменением направления

1

12.05

13

Коррекция бега

Уметь выполнять задания свободно, без раскачиваний из стороны в сторону.

Бег по заданию

1

17.05

14

Эстафеты с ходьбой

Понимать простые правила при проведении эстафет.

Уметь принимать эстафету

Эстафеты

1

19.05

15

Тестирование

Уметь выполнять упражнения по инструкции учителя

Бег . прыжки

1

24.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение коррекционного занятия «Двигательное развитие» предполагает использование:

  1. шведская стенка;
  2. ковровое покрытие;
  3. настольный теннис;
  4. скамейки гимнастические длиной 2,5 м;
  5. мячи резиновые разных диаметров;
  6. мячи мягкие набивные;
  7. кегли;
  8. обручи;
  9. скакалки разной длины;
  10. флажки, ленты;
  11. мешочки с песком;
  12. музыкальное сопровождение.

Технологии обучения

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Учебно-методический комплекс:

  • Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта, 1 – 4 классы» - г. С.-Петербург, «Образование»
  • Физическая культура в специальном образовании. А.А. Дмитриев, Москва. Академия.
  • Физическая культура в специальном образовании. Е.С. Черник, Москва. Просвещение.
  • Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983.
  • Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012.
  • Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.
  • Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс. Н.А. Потапова, Л.М. Кротова, Р.Р. Гатиатулин. - Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
  • Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий по предмету "Ступени развития" для 1 - 4 классов

Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий, реализованных на уроках «Ступени развития», разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...

Рабочая учебная программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 4  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендац...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я и мой мир» для обучающихся 1-4 классов (вариант I).

Программа реализует социальное направление внеурочной деятельности. В основу программы заложены идеи формирования патриотических качеств личности младших школьников с умственной отсталостью на материа...

Рабочая учебная программа коррекционного курса по предмету «двигательное развитие» для обучающихся 5б класса (вариант 2) на 2022 – 2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа коррекционного курса по предмету«двигательное развитие»для обучающихся 5б класса  (вариант 2)на 2022 – 2...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 2б, 4в класса (вариант 2).Основная цель программыЦель программы- ...