Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я и мой мир» для обучающихся 1-4 классов (вариант I).
рабочая программа

Ахметова Татьяна Геннадьевна

Программа реализует социальное направление внеурочной деятельности. В основу программы заложены идеи формирования патриотических качеств личности младших школьников с умственной отсталостью на материале краеведения посредством вовлечения обучающихся в коллективную поисковую деятельность и социально значимые дела. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКОУ «Школа – интернат № 10»

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора Муниципального

казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №10»

______________  А.А. Кошелев

  № 130/ш от  31.08.2018

Рабочая программа внеурочной деятельности

курс: «Я и мой мир»

направление: социальное

для обучающихся 1-4 классов

(вариант I)

 

Составитель: Ахметова Т.Г.

 

2018 год

Пояснительная записка

         В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

         Уже в младшем школьном возрасте актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. В Концепции духовно – нравственного развития и социализации личности приводится следующий перечень базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, на которые необходимо делать упор при воспитании личности школьника.

         Формирование всех перечисленных ценностей, в том числе и патриотизма происходит на основе установок, мировоззрения и опыта ребенка, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушенияэмоционального развития, которые затрудняют формирование любых ценностей (включая и патриотизм).Дети ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Поэтому необходимо систематическое коррекционное воздействие на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьниковчерез программы внеурочной деятельности.

         В основу программы внеурочной деятельности «Я и мой мир» (социальное направление) положена авторская программа Н.И. Элиасберг «Этика и право в начальной школе», в которой темы «Жизнь на Земле», «Любимый город», «Родина — Россия», «Мир на планете Земля» изучаются на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины – Городецкого края. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые способствуют приобщению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к духовно – нравственным, патриотическим ценностям, ценностям гражданственности, социальной солидарности и могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта. На эти темы также увеличено количество часов за счет сокращения часов в других темах. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана на четыре года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю; в год 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2-4 классах.

         Цель: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого обучающегося; формирование патриотизма и гражданственности, через знакомство детей с историей и культурой родного края, традициями своей малой родины, через включение их в социально значимые дела.

Задачи:

1.Формирование знаний об истории родного края

2.Формирование у обучающихся представлений о духовных и национальных традициях Городецкого края и места, где они живут.

3.Формирование нравственной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умений соблюдать правила поведения в обществе и хорошего тона.

4.Формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

5.Формирование умений работать с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

6. Освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, посёлка, рода);

7. Формирование культуры общения и поведения в социуме;

8. Воспитание положительной привычки обучающихся в организации собственного досуга  на основе реализации деятельностного подхода;

9. Воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

10. Воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Общая характеристика занятий по программе

        Программа «Я и мой мир» способствует формированию активной гражданской позиции; чувства патриотизма, верности Родине; способности к саморазвитию. В результате занятий каждый обучающийся может осознать и проявить себя, найти свое место в системе образовательных отношений.

        Стержнем программы «Я и мой мир» является раскрытие для обучающихся младших классов ценностей жизни на примерах своего края, семьи, социума, общественных норм. Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания о базовых национальных ценностях, об истории родного края, познакомить не только с прошлым, но и с современным состоянием посёлка. Структура содержания занятий создает условия для установления связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями.

         В процессе изучения тем используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

         Характерные для занятий формы организации внеучебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии в районный краеведческий музей; пешие экскурсии по посёлку; по малым населённым пунктам Краснобаковского района; встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда.  Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ,информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, работа с краеведческими документами, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др.

Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты реализации программы.

         Результаты первого уровня - приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни обеспечивается формой социальной пробы – инициативное участие ребёнка в социально значимых делах.

        Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: позитивная активность школьников, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

        Результаты третьего уровня - приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального взаимодействия, соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов последовательный, постепенный и осуществляется каждым ребенком в индивидуальном темпе.

        В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

  • сформированность основ гражданской идентичности;
  • формирование ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  • осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя своего Краснобаковского края;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры своего края;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей своего края и других народов;
  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

         В результате освоения программы «Я и мой мир» на конец обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:

  • знание истории возникновения города Городца, его достопримечательностей;
  • знание исторических событий и памятников родного края;
  • знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим;
  • чтить традиции народа родного края; знание старинных игр, забав, песен;
  • знание основных правил мирной жизни на Земле, основанных на уважении к правам человека, отсутствии насилия, агрессии, войн;
  • умение оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали;
  • соблюдение моральных норм и правил этикета, правовой нормы;
  • знание прав детей и способов их защиты;
  • умение называть правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями;
  • знание характерных традиций здорового образа жизни, распределения обязанностей в семье;
  • знание и соблюдение всех правил дорожного движения;
  • знание и понимание ряда правил собственной безопасности.

Базовые  учебные действия

Регулятивные результаты программы «Я и мой мир»:

  • умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • умение проговаривать последовательность действий;
  • умение обнаруживать и формулировать нравственную проблему совместно с учителем;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, пытаться предлагать способ её проверки;
  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • умение планировать свою деятельность во внеурочное время;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец.

Познавательные результаты программы «Я и мой мир»:

  • умение ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

     Средством формирования познавательных результатов служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

  • умение делать предварительный отбор информации для  решения задачи;
  • умение отличать новое от уже известного под руководством учителя;
  • умение находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные результаты освоения программы «Я и мой мир»:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других;
  • умение работать  в парах и малых группах,  выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • умение договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя).

Содержание программы

1 класс

Жизнь на Земле (6 часов)

Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Животные Городецкого края. Зимующие птицы нашего края. Что могут сделать дети для охраны природы. Помощь зимующим птицам.

Жизнь и здоровье человека (2 часа)

Жизнь человека — великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизнь людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону считается ребенком. Право ребенка на выживание; что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство (2 часа)

Мы все — разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение — важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.

Права человека и способы их защиты (3 часа)        

Что значит “иметь права”. Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее; жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека — наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие (4 часа)

Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен — как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое “милосердие”. Семья; любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.

Сознательный труд и его результаты (2 часа)

Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут “умелые руки”. Как приучить себя к труду. В каждой вещи — труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов “мое”; “наше”. Если потеряешь вещь. Как вести себя, найдя что-нибудь. Кража и ее последствия.

Дорогая цена вежливости (2 часа)

Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю — хочу — умею — действую. Наш школьный этикет.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона (2 часа)

Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.

Любимый город Городец (5 часов)

Знаем ли мы историю родного города? Красота города — результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш Городец. История заселения и освоения Городца. Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры — дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность жителей Городца — соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах.

Родина — Россия (2 часа)

Наше государство — Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва — столица России. Мы — граждане России. Россияне — люди разных национальностей. Они защищали Родину. Сила Родины — в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.

Мир на планете Земля (3 часа)

Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети — жертвы войны. Войны — угроза жизни на Земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на Земле. Дружба между народами.

2 класс

Жизнь на Земле. Чудо жизни. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Почему надо беречь природу. Мир вокруг нас. Родники Городецкого района. Реки и озера Городецкого района.

Жизнь и здоровье человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Составление комплекса утренней гимнастики. «Веселые старты». Простые правила гигиены.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Мы все разные. Дал слово – держи. Кто они – люди, достойные уважения? Береги честь смолоду.

Права человека и способы их защиты.  Это сладкое слово «свобода». Жестокость и насилие под запретом. Знакомство с Конституцией России. Инсценировка рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово».

Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие. За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей. Сила – хорошо, ум лучше, а добрая сила все покрывает.

Сознательный труд и его результаты. Труд школьника. Чем славен человек.

Дорогая цена вежливости. Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!»

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. Что такое закон? Права и обязанности учащихся. Сила закона и сила примера.

Мой любимый город Городец. История моей малой родины в названии улиц. Улицы нашего города. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок города».

Родина-Россия. Мы - граждане России. Флаг, герб и гимн России. Официальные символы города Городца.

Мир на планете Земля. Люди хотят мира. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину». Игра по станциям «Земля народом сильна».

3 класс

Жизнь на Земле. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Красная книга Нижегородской области. Растения Городецкого края, занесенные в Красную книгу

Жизнь и здоровье человека. Вредные привычки-угроза здоровью.

Спортивный конкурс «Веселые старты». Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров!»

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя». Мы все разные.

Рассуждение «Кому бы я поставил памятник»

Права человека и способы их защиты. Справедливость и права человека.

Ролевая игра «Суд идет». Диспут: «Полезна ли реклама?» Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие.

Дари близким любовь и заботу. Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает. Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?» Дарю тебе свое доброе слово.

Сознательный труд и его результаты.

В каждой вещи – труд людей.

Дорогая цена вежливости.

Диспут: «Кто для меня является рыцарем ордена вежливости». Простые правила этикета.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.

Правила-наш компас. Создание правил жизни на необитаемом острове.

Игра без правил. Нарушителей – к ответу.

Мой любимый город Городец.

Народные промыслы Городецкого района.

Большой России малый уголок. Зеленое убранство, достопримечательности.

Родина-Россия. Славные страницы истории нашего города.

Мир на планете Земля. Плакат: «Нет войне!» Земля народом сильна. Герои Отечества, ВОВ из Городецкого района.

4 класс

Жизнь на Земле. Зоркий хозяйский взгляд - окружающей природе. Человек и природа. Игра-КВН. Флора Городецкого района. Сохраним Зелёную планету.

Жизнь и здоровье человека. Берегите стариков! Мастерская радости - подарок – сюрприз ко дню пожилого человека. Вредные привычки. Беседа «Вредные привычки-угроза здоровью». Веселые старты. Игра.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Поделись улыбкою своей. Беседа «Лучшие моменты этого лета». Презентация детских рисунков. Игра.

Мы все-разные. Беседа на тему «Индивидуальность человека»

Мой класс-мои друзья.

Нести людям добро. Беседа «Заботливый человек. Изба-читальня. (А. Приставкин. «Человеческий коридор»)

Время-вечное движение. Беседа о рациональном использовании времени. Обсуждение произведений (М.Разумный «Вечное движение»; Е.Пермяк. «Счастливые часы»)

Права человека и способы их защиты.

Декларация прав человека. Конкурс рисунков на тему «Самый счастливый день в моей жизни».

Человек среди людей.

Радость жизни. Игра «Откровенный разговор».

Мой дом-моя семья. Беседа по правилам поведения в семье.

Дарить близким любовь и заботу. Мастерская радости - подарок мамам и бабушкам.

О дружбе мальчиков и девочек. Беседа «Общее и особенное для мальчиков и девочек». Беседы за Круглым столом.

Прощание с начальной школой.

Сознательный труд и его результаты.

Трудовой десант. Уборка пришкольной территории.

Умелые руки. Беседа «Для чего человеку руки?» Мастерская радости – подарок - сюрприз друзьям.

Подарок малышам. Беседа «Что я могу подарить маленькому человеку». Мастерская радости-подарок-сюрприз детишкам из детского сада.

Дорогая цена вежливости.

Школьный этикет…и не только! беседа о правилах поведения и общения на тему «Слова, которые оскорбляют».

Рыцарский турнир вежливости. Игра.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.

В гостях у Светофора. Беседа по ПДД.

Строгие требования Закона. Беседа «Человек в мире правил».

Мой любимый город Городец.

Культурное наследие земли Городецкой. Стихи поэтов Городецкого района.

Родина-Россия.

Достояние республики.

Мир на планете Земля.

Нам нужен мир.

Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна».

Тематическое планирование 1 класс

Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

I

Жизнь на Земле.

6

Беседа, игра – практикум, конкурс рисунков, мини – проект А.Яшин «Покормите птиц».

1

Наши друзья – животные. Мы в ответе за тех, кого приручили.

1

2

Животные Городецкого края. Конкурс рисунков «Защитим природу».

1

3

Зимующие птицы нашего края.

1

4-6

Помощь зимующим птицам.

3

II

Жизнь и здоровье человека.

2

Игра, соревнование,

работа в парах

7

Режим дня. Простые правила гигиены.

1

8

Кто спасает жизнь людей. На приеме у врача: правила ухода за собой.

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

2

Сюжетно – ролевая игра, беседа

9

Старайся быть самим собой.

1

10

Что такое собственное мнение? Мы все разные. Игра «Контакт».

1

IV

Права человека и способы их защиты.

3

Беседа, инсценирование

11

Кто и как защищает права человека. Право ребенка на заботу и внимание.

1

12-13

Инсценировка сказки «Два жадных Медвежонка».

2

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие.

4

Конкурс рисунков, игра, беседа

Работа в парах

14-15

Мой дом – моя семья. Мы и наши родители.

2

16-17

Не стесняйся доброты своей. Дарю тебе свое доброе слово. Игра «Букет».

2

VI

Сознательный труд и его результаты. 

2

Беседа, практикум, выставка творчества

18

Чем славен человек. Как приучить себя к труду.

1

19

Сознательный труд и его результаты. Выставка творчества.

1

VII

Дорогая цена вежливости.

2

Сюжетно – ролевая игра, работа в группах

20

Слова, которые оскорбляют и унижают. Турнир вежливости.

1

21

Писатели – детям «Ежели вы вежливы».

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.

2

Работа  в группах,

беседа. Практикум, викторина. Конкурс «Знаем, умеем, можем»

22

Человек в мире правил. Правила поведения в школе, в общественных местах.

1

23

Правила, установленные государством.

1

IX

Любимый поселок.

5

Беседа, сюжетно – ролевая игра

24-25

Городец и его жители. Люди, прославившие Городецкую землю.

2

26-28

История заселения и освоения Городецкого  района.

3

Экскурсия в музей, библиотеку. Устный журнал «Предания об истории, заселения родного края»

X

Родина — Россия.

2

Беседа, конкурс рисунков,

29

С чего начинается Родина.

1

30

Сила Родины в труде ее граждан.

1

XI

Мир на планете Земля.

3

Презентация с обсуждением, конкурс рисунков, экскурсия в музей

31

Дружба между народами. Игра «Земля народами сильна».

1

32-33

Счастье мирной жизни и ужасы войны. Презентация «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

2

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

I

Жизнь на Земле.

8

Экскурсия на реку Волга, экскурсия к роднику  Николо-ключ (Нижегородская область, Городецкий район, село Белоглазово), мини-проект «Река Волга».

1

Реки и озера Городецкого района. Их охрана.

1

2

День реки Волги: легенды, сказки и исторические события, связанные с рекой.

1

3-8

Родники Городецкого района:

- родник, святой источник Иоанна Крестителя у деревни Бледны;

- родник, святой источник у деревни Белоглазово;

- родник, святой источник апостолов Петра и Павла город Городец;

- родник, святой источник «Владимирской» иконы Божией Матери село Николо-Погост;

- родник «Никола ключ», святой источник святителя Николая Чудотворца у деревни Белоглазово.

6

II

Жизнь и здоровье человека.

2

Игра, соревнование,

работа в парах. Игра «Ритм-лидер».

9

Что такое хорошо и что такое плохо.

1

10

Комплекс утренней гимнастики.

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

3

Беседа, игра «Росчерк». Конкурс поделок и рисунков «Цветик - семицветик»

11

Дал слово – держи.

1

12

Кто они – люди, достойные уважения?

1

13

Береги честь смолоду.

1

IV

Права человека и способы их защиты.  

2

Беседа, игра

14

Жестокость и насилие под запретом.

1

15

Конституция Российской Федерации.

1

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие.

3

Конкурс рисунков, игра, беседа.

Работа в парах. Изготовление книжек-малышек: «Моя семья»

16 -17

За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей.

2

18

Добрая сила все покрывает.        

1

VI

Сознательный труд и его результаты.

2

Игра «Праздник».

Реставрация книжек и учебников.

19

Труд школьника.

1

20

Чем славен человек.

1

VII

Дорогая цена вежливости.

1

Сюжетно – ролевая игра, работа в группах.

21

Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!»

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

1

Работа в группах,

беседа. Презентация с обсуждением.

22

Что такое закон? Права и обязанности обучающихся.

1

IX

Любимый город Городец.

5

Конкурс рисунков. Пешая экскурсия по городу. Выставка рисунков. Экскурсия в музей, проект.

23

Экскурсия «История моей малой родины в названии улиц».

1

24-27

Улицы города Городца. Проект.

4

X

Родина — Россия.

2

Беседа, конкурс рисунков, просмотр презентации.

28

Мы - граждане России. Флаг, герб и гимн России.

1

29

Официальные символы города Городца.

1

XI

Мир на планете Земля.

4

Игра по станциям, защита проекта, встреча с ветеранами ВОВ, вручение открытки.

30-31

Люди хотят мира. Встреча с ветеранами ВОВ «Они сражались за Родину».

2

32-34

«Открытка ветерану».

2

Тематическое планирование 3 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

I

Жизнь на Земле.

5

Составление «Красной книги»; конкурс стихов о природе; Создание плаката Синяя птица

1

Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы.

1

2

Красная книга Нижегородской области.

1

3-5

Растения Городецкого края, занесенные в Красную книгу.

3

II

Жизнь и здоровье человека.

2

Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров! Игра «Зебра».

6-7

Вредные привычки-угроза здоровью.

2

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

2

Конкурс рисунков, игра, беседа. Работа в парах. Игра «Калейдоскоп»

8

Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя».

1

9

Мы все разные. Рассуждение «Кому бы я поставил памятник».

1

IV

Права человека и способы их защиты.  

2

Ролевая игра «Суд идет», беседа. Игра «Бюрократ». 

10

Справедливость и права человека. Конвенция о правах ребенка

1

11

Диспут: «Полезна ли реклама?

1

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие.

6

Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?»

Изготовление книжки- малышки.

12

Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.

1

13-17

Дари близким любовь и заботу. Проект «Волшебная азбука для первоклассников»

5

VI

Сознательный труд и его результаты.

1

Работа с презентацией, творческий конкурс.

18

В каждой вещи – труд людей.

1

VII

Дорогая цена вежливости.

1

Ролевая игра,

Работа в парах.

19

Простые правила этикета.

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.

4

Игра «Можно».

Беседа, диспут.

20

Правила-наш компас.Создание правил жизни на необитаемом острове.

1

21

Игра без правил. Нарушителей – к ответу.

1

IX

Любимый город Городец.

3

Литературно- музыкальная композиция; конкурс рисунков, виртуальная экскурсия, квест – игра «Моя малая родина – Городец».

22

Народные промыслы Городецкого района.

1

23-24

Большой России малый уголок.

2

X

Родина — Россия.

2

Конкурс рисунков, просмотр презентации,

25

Наш областной центр – Нижний Новгород.

1

26

Россия и её богатства.

1

XI

Мир на планете Земля.

7

Игра по станциям Презентация с обсуждением, проект, оформление альбома.

27-33

Земля народом сильна. Герои Отечества,   ВОВ из Городецкого района.

1

34

Нет войне! Акция «Ветеран живет рядом».

1

Итого

34

 

Тематическое планирование 4 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

I

Жизнь на Земле.

5

Презентация творческих работ обуч. на тему «Наедине с природой». Экскурсия. Игра-КВН. Работа в группах. Чтение и обсуждение произведений («Маленький принц», «Зачем я убил коростеля?»). Деловая игра «Разрушители и защитники природы». Творческий проект «Красная книга».

1

Зоркий хозяйский взгляд окружающей природе.

1

2

Человек и природа. Игра-КВН.

1

3

Флора Городецкого района.

1

4-5

Сохраним Зелёную планету.

2

II

Жизнь и здоровье человека.

1

6

Берегите стариков!

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

3

Беседа «Лучшие моменты этого лета». Презентация детских рисунков. Игра. Праздник. Работа в парах Деловая игра «Помоги обиженному».

7

Поделись улыбкою своей.

1

8

Мой класс-мои друзья.

1

9

Нести людям добро.

1

IV

Права человека и способы их защиты  

1

Конкурс рисунков

10

Декларация прав человека.

1

V

Человек среди людей.

4

Сценки-миниатюры. Игра «Грецкий орех». Игра «Дарю тебе своё доброе слово». Деловая игра «Мы и наши родители». Презентация детских сочинений и рисунков «Моя семья. Традиции». Спектакль.

11-13

Радость жизни. Мой дом-моя семья.

3

14

О дружбе мальчиков и девочек. Беседы за Круглым столом.

1

VI

Сознательный труд и его результаты.

2

Уборка территории у школы. Выставка.

15

Трудовой десант.

1

16

Умелые руки. Мастерская радости- подарок- сюрприз друзьям.

1

VII

Дорогая цена вежливости

2

Деловая игра.

17

Школьный этикет…и не только!

1

18

Рыцарский турнир вежливости.

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

1

Конкурс рисунков «Опасные ситуации на дорогах». Презентация по ПДД.

19

В гостях у Светофора. Строгие требования Закона.

1

IX

Мой любимый город.

3

Экскурсия,

встреча с поэтами Городецкой земли в   библиотеке.

20-21

Культурное наследие земли Городецкой.

Вечер поэзии. Стихи поэтов Городецкого района.

2

1

22

X

Родина — Россия.

2

Беседа. Муз. калейдоскоп, литературная композиция.

23

Достояние республики.

1

24

Моя Родина – Россия.

1

XI

Мир на планете Земля.

10

Послание ООН «Наши предложения по защите мира».

Экскурсия в музей,   библиотеку города.

25

Нам нужен мир. Экскурсия в музей «Городец на Волге».

1

26-34

Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна». Проект.

9

Итого

34

Материально – техническое обеспечение

Методическая литература для учителя.

1.Элиасберг Н. И. Этика и право в начальной школе. Санкт-Петербург, изд – во «Перспектива», 2009.

2. Ермолаева М. Г., Элиасберг Н. И. Я и мой мир. Игры 1-4классы. Санкт-Петербург, 2006.

Детская литература.

Б. Заходер, А. Барто, С. Маршак, С.Михалков, В. Берестов, Е. Пермяк, М. Пришвин, Ю. Дмитриев, В.Бороздин, О. Высотская, В.Осеева, И. Токмакова, В. Голявкин, Н. Носов.

Материально-техническое обеспечение.

Компьютер, акустические колонки.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Разговор о правильном питании" по социальному направлению (4 класс)

Программа составлена на основе Программ: " Разговор о правильном питании", " Две недели в лагере здоровья" и " Формула правильного питания" ( авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Закулисье"(основы сценического мастерства) по общекультурному направлению ( 4 класс)

Направленность программы по содержанию является художественно - эстетической; по форме организации - кружковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному  направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4  классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...