Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
    календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

    Программа разработана на основе

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

    - авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

    - инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС   » и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников  и в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

    • патриотические чувства гражданина России;
    • гражданская идентификация;
    • общечеловеческие ценности;
    • поликультурный мир;
    • личное нравственное самосовершенствование.

    Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика факультатива

    Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Уроки правильного общения».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ  ПО ВОЛОДАРСКОМУ РАЙОНУ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Брянска

               

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    по курс «Уроки правильного общения»

    3 класс

    Составила: Адамук Наталья Васильевна

    учитель начальных классов

    1 категория

    Брянск

    2014


    Пояснительная записка

    Программа разработана на основе

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

    - авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

    - инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС   » и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников  и в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

    • патриотические чувства гражданина России;
    • гражданская идентификация;
    • общечеловеческие ценности;
    • поликультурный мир;
    • личное нравственное самосовершенствование.

    Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика факультатива

    Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Уроки правильного общения».

        Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

       Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

     -  личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

    человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать  эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

      Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность.

    Место  факультатива в учебном плане.

     «Уроки правильного общения» являются компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 1час две недели.17 часов в  год.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

     Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

    3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

    Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса «Уроки правильного общения ». 

    В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

    В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

     Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

    Содержание программы:

    Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

     Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

     Универсальные учебные действия:

    • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
    • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

    Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

     Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

    Универсальные учебные действия:

    • Использовать в речи слова вежливости.
    • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
    • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
    • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
    • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

    О трудолюбии.

     Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

    Универсальные учебные действия:

    • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
    • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

    Культура внешнего вида.

     Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    Универсальные учебные действия:

    • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
    • Оценивать внешний вид человека.

    Внешкольный этикет.

     Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

    Универсальные учебные действия:

    • Использовать доброжелательный тон в общении.
    • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

    Календарно-тематическое планирование

    • по внеурочной деятельности.

     « Уроки правильного общения».

     3 класс

     

     

    п/п

    Раздел

    Тема занятия

    Кол.

    часов

    Дата

    по плану

    Дата

    фактически

    Школьный этикет 2 часа

    Тема 1

    Введение Этика – наука о морали

    (Дискуссия).

     Взаимопомощь Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

    2

    Тема 2

    Учёба и труд

    Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

    1

    Правила общения  3 часа

    Тема 3

    Слово лечит

    Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

    2

    Тема 4

    Слово ранит

    Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

    2

    Тема 5

    Я и мои друзья

    Практическое занятие

    2

    О трудолюбии 5 часов

    Тема 6

    Труд кормит, а лень портит

    Как организовать свой труд Чтение и обсуждение отрывков детских книг

    1

    Тема 8

    Элементы культуры труда

    1

    Тема 9

    Способы преодоления лени

    Чтение и обсуждение отрывков детских книг

    3

    Тема 10

    Мои действия

    2

    Тема 10

    Отношение к другим

    Конкурс рассказов.

    2

    Культура внешнего вида 3 часа

    Тема 11

     Одежда праздничная

    Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

    2

    Тема 12

    Мои вещи

    Игровые моменты, рассматривание различных ситуаций

    2

    Тема 13

     Уход за своими вещами

    Правила опрятности

    2

    Внешкольный этикет 9 часов

    Тема 14

    Разговор по телефону

    Особенность вежливого поведения

    2

    Тема 15

    Поведение в гостях

    Правила поведения в обществе

    2

    Тема 16

    Я пишу письмо

    Письменная грамотность

    3

    Тема 17

    Поведение на природе Урок - презентация

    Итоговый урок – зачет

    итого

    17 часов

         


     Литература:

    1.   «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
    2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
    3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
    4. Сборник программ внеурочной деятельности \ под ред Н.Ф.Виноградовой. Вентана – Граф 2011 .г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

    Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

    Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу " Разговор о правильном питании" по социальному направлению (4 класс)

    Программа составлена на основе Программ: " Разговор о правильном питании", " Две недели в лагере здоровья" и " Формула правильного питания" ( авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева)...

    Программа внеурочной деятельности по курсу «Формула правильного питания» в 3 классе. Авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева (34ч.)

    Цель программы- формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

    Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...