Главные вкладки

    Программа коррекционных занятий по предмету "Ступени развития" для 1 - 4 классов
    рабочая программа на тему

    Фрихерт Галина Ивановна

    Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий, реализованных на уроках «Ступени развития», разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_.docx892.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казенное образовательное учреждение Омской области

    «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат

    для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

    Программа

    коррекционных занятий

     для учащихся  1-4 классов

    по предмету

    «Ступени развития»

        Составили:

    Тарасова В.В.

    учитель начальных классов

    Фрихерт Г.И.

    учитель начальных классов

    с. Большие Уки — 2013 г.

    Пояснительная записка

    При обучении детей в школе необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функциональное состояние сенсорных систем, а также особенности общего психического развития каждого ребенка. Усвоение программы школы VIII вида предполагает определенный уровень психического развития ребенка. Ученые  А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают, что у детей с нарушенным интеллектом наблюдается наличие разнообразных дефектов психического недоразвития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, выраженные в большей или меньшей степени:

    - бедный запас знаний и представлений об окружающем;

    - недостаточное развитие произвольных форм поведения;

    - эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;

    - недоразвитие регуляторных процессов;

    - недостатки внимания;

    - неустойчивая работоспособность;

    - нейродинамические нарушения;

    - длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;

    - нарушения зрительно-пространственного восприятия;

    - несформированность перцептивных умений;

    - снижение познавательной активности;

    - несформированность основных интеллектуальных операций;

    - трудности в овладении понятиями;

    - недостаточность регулятивной функции речи;

    - недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;

    - недостаточность межанализаторных взаимодействий;

    - несформированность графомоторных навыков;

    - слабое владение символической деятельностью;

    - недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).

    Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной  недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.  В Большеуковской школе-интернате школьный компонент коррекционно-развивающих занятий представлен предметом «Ступени развития». Занятия проводятся в объёме 1 час в неделю для 1 класса и 2 часа в неделю  для 2-4 классов. Программа  разработана на основе методических материалов Л.Ф.Тихомировой, Е.В.Ольшанской, Л. Н. Ефименковой и  строится в соответствие со следующими принципами:

    - принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

    - принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;

    - принцип комплексности;

    - принцип системности;

    - принцип структурированности;

    - деятельностный принцип;

    - принцип коммуникативной направленности;

    - принцип аффективной регуляции поведения;

    - принцип сознательности деятельности ребёнка.

    Целью проведения коррекционных развивающих занятий, реализуемых на уроках «Ступени развития»,  является преодоление недостатков познавательной сферы,  личностное развитие учащихся, повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.

    Коррекционно-развивающие занятия носят элементарно-практический характер и направлены на решение  основных задач:

    - корректировать и развивать психические процессы: внимание, память, пространственную ориентировку, временные представления, восприятие, мышление, речь, эмоционально-волевую  сферу, коррекцию мелкой моторики;

    -  вырабатывать коммуникативные навыки;

    -  формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления деятельности;

    -  повысить уровень всестороннего развития учащихся.

    Данная программа опирается на основополагающее положение психологии (Рубинштейн, А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев и др.) о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема и усложнением материала. Основными методами работы являются словесные, наглядные и практические. Коррекционная подготовка ведется  при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, попеременно фиксируя внимание то на одном, то на другом ученике. В тематическом плане предлагается примерное распределение количества часов. Педагог, работающий по данной программе,  может самостоятельно распределять часы по темам программы и выбирать конкретную форму проведения занятий в зависимости от собственного педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.          

    Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).

    Требования к учащимся предъявляются согласно требованиям к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года, неразрывно связаны с программным планированием и решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.

     Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для  развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей,  раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.).

      На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2  раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности  моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания  Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В., Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича). По  данным мониторинга  уже к концу первого года обучения  по данной  программе наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей учащихся. На всех занятиях необходимо использовать игры или игровые моменты, поскольку  этот вид  деятельности в младшем школьном  возрасте является наиболее оптимальным.

    Программа коррекционных занятий по предмету «Ступени развития» рецензирована Т.Ю.Четвериковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. кафедрой специальной педагогики ОмГПУ. Рекомендуется для использования в практике специальных (коррекционных) школ.

    20130930_231341

    Список литературы:

         

    1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991. –  64 с.

    2. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.

    3. Волкова С. Н., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1994. – 158 с.

    4. Ефименкова Л. Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. М.: Просвещение,1970. – 205 с.

    5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.

    6. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М.: РОУ, 1992. – 128 с.

    7. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.

    8. Клюева Н. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

    9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

    10. Ольшанская Е. Н. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. –  М.: Первое сентября,2004. – 96 с.

    11. Слободняк Н. П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы.  – М.: Айрис Пресс, 2004. – 125 с.

    12. Саляхова Л. И. Родительские собрания 1 – 4 классы.  – М.: Глобус,  2007. – 315 с.

    13. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.

    14. Сорокина А. И.  Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.

    15. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.

    16. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

    17. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития,1998. – 256 с.

    18. Фопель К. М. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

    19. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.:ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

    20. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2004. – 126 с.

    21. Журналы «Начальная школа»  –  М.: Просвещение.

    22. Научно – методические журналы «Дефектология». –  Издательство «Школа-Пресс».

    23. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».   –  ООО Издательство «Школьная пресса»


    I  КЛАСС  (34 ЧАСА)

    «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

    № п.п.

    Тема занятия

    Коррекционно – развивающие цели

    Виды деятельности, содержание учебного материала.

    Кол - во часов

    Дата

    I четверть (9 часов)

    I. Психогимнастика

    1.

    Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения

    Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, развитие дисциплинированности, развитие дружеских взаимоотношений среди детей.

    Подвижные коллективные игры «Пастухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак», и другие, дидактические игры, игры-викторины, загадки

    1

    2.

    Формирование эмоциональной  сферы (мимические и пантомические этюды на выражение основных и отдельных черт характера)

    Научить детей различать эмоциональности ощущения, определяющих характер (хорошо, радостно, неприятно); познакомить с разными способами выражения эмоций; тренировать умения выражать эмоции в мимике.

    Работа с раскраской, «покажи при по помощи мимики», работа с музыкальными отрывками, разучивание танца «Танец утят»; игра «Продолжи предложение»; работа с фотографиями (друзья, семья); игра «Твое имя».

    1

    3.

    Развитие коммуникативных умений:

    а) развитие коммуникативной компетентности

    Воспитывать позитивное отношение к товарищам, корррегировать отрицательные реакции на замечания (обидчивость, грубость); уметь слушать своего собеседника, делать выводы.

    Прослушивание различных текстов, сказок (по выбору учителя) и давать оценку героям произведения; игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья».

     1

    б) мысли и настроение

    Обучение умению выразить и понять состояние другого человека; разучивание игр, способствующих взаимодействию, сплоченности коллектива

    Обвести наглядные образы, символизирующие разные настроения; упражнение «Мысли и настроения».

    1

    в) мысли управляют поступками

    Дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением, между мыслями и поведением.

    Анализ ситуаций «История о том, как Топтыжку дразнили»;

    Игра «Я справлюсь».

    1

    4.

    Формирование волевой сферы: принятие позиции школьника

    а) я в школе

    Научить детей управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций, познакомить детей друг с другом, подвести к осознанию необходимости соблюдение определённых правил поведения, воспитывать культуру взаимоотношений, познакомить с принципами толерантности в различных областях.

    Игры и упражнения  на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов, круговые занятия, работа в группах, игра «Кто ты, кто я?»

    1

    б) я - ученик

    Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы

    Упражнения «Даже если…», «В любом случае…»; «Секреты успеха на уроке», «Приветик», рисование по заданию

    1

    в) я - на уроке

    Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы

    Игра «Я справился», игра-упражнение «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме», «Нарисуем рассказ».

    1

     г) как быть прилежным и старательным

    На примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный» и «старательный», дать положительную оценку данным качествам

    Работа с пословицами, работа над рассказом В.Осеевой «Сыновья», чтение и анализ стихотворения С.Баруздина «О человеке и его часах», игры, анализ различных ситуаций

    1

    II четверть (7 часов)

    д) гармонизация притязаний на признание

    Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании, в общественной оценки

    Игра «Ласковое имя», игра «Придумай подарок для соседа», игра «Заяц – хвастун», «Паровозик».

    1

    е) давайте жить дружно

    Развивать навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить, дружить друг с другом.

    Обыгрывание различных ситуаций; дидактическая игра «Давай договоримся»; рефлексивный круг с учащимися «Я в школе» и др.

    1

    II. Развитие произвольности психических процессов

         1.

    Развитие ощущений и восприятий

    а) различение формы предмета

    Учить различать форму, величину, цвет предмета, узнавать и называть предметы, формировать активность восприятия

    Игра «Волшебный мешочек», «Найди картинке ее домик» и др., работа с пластилином, шаблонами, с сюжетными картинками.

    1

    б) различение величины предметов

    Формировать целостное представление о предмете и его частях, учить сравнивать объекты, устанавливать сходства и различия, выделять существенные признаки предметов

    Дидактическая игра «Кто в домике живет», «Цепочка», работа с пластилином, сюжетными картинками.

    1

    в) различение цвета предмета

    Дифференцировать восприятие  предметов по цвету, форме, увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий

    Дидактические игры «Красный – синий», «Построим пирамидку», работа с сюжетными картинками, мозаика и др.

    1

         2.

    Рассматривание  предметов в реальной жизни

    а) объемное макетирование

    Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

    Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

    1

    б) плоскостное изображение

    Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

    Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

     1

    III четверть (9 часов)

    в) контурное изображение

    Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

    Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

     1

    г) теневое изображение

    Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

    Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

     1

    3.

    Развитие разных свойств внимания

    а) развитие устойчивости внимания

    Развивать быстроту переключаемости внимания, увеличивать объем внимания

    Дидактические игры «Что изменилось?», «Кто больше увидит», «Найди ошибку».

     1

    б) развитие распределения

    внимания

    Воспитывать устойчивость внимания, учить распределять внимание

    Игры «Замри», «Бывает – не бывает», «Повтори за мной», выполнение упражнений по заданию

    1

    в) развитие объема внимания

    Развивать силы внимания (не замечать посторонних раздражителей),увеличивать объем внимания

    Игры «Летает – не  летает», «Чья это тень», настольные игры «Мозаика», «Пазлы», лепка, рисование.

    1

    4.

    Развитие памяти.

    а) развитие зрительной памяти

    Формирование личных мотивов запоминания, умение создавать установку на длительное и прочное запоминание, умение выделять и называть группы однородных предметов

    Дидактические игры «Внимательные глазки», «Почтальоны», «Снежная буря», работа с демонстрационными таблицами, предметами (игрушки, учебные вещи и др.)

    1

    б) развитие слуховой памяти

    Формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, умение запоминать и воспроизводить  стихи, тексты

    Заучивание стихов А. Барто, С. Маршака и др. со слов учителя, прослушивание и воспроизведение сказок, анализ услышанного.

    1

    в) развитие логической памяти

    Развивать словесно-логиическую образную память, работать над

    усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.

    Игры «Потемки», «Вкус и цвет», «Настроение Марины», «Слова и картинки», настольные игры

    «Детское домино», «Мозаика», «Пазлы».

    1

    5.

    Развитие и коррекция разных видов мышления

    а) развитие наглядно-действенного мышления

    Формирование умения рассуждать, активизировать мыслительную деятельность, развивать последовательность мышления

    Игровые задания на сравнение, обобщение, группировку предметов; словесно-логическое описание предмета по заданной таблице (предмет – цвет – форма - величина - материал - свойства – вид).

    1

    IV четверть (8 часов)

    б) развитие наглядно-образного мышления

    Учить различать предметы по цвету, форме, величине, качеству, формировать умение распознавать сходные предметы, находить сходные и отличительные признаки.

    Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др.

    1

    в) развитие словесно-логического мышления

    Развитие способности к установлению причинно-следственных связей, умения рассуждать; формирование мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их.

    Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др.

    1

    5.

    Развитие речи

    а) уровень  сформированности фонетико-фонематических процессов

    Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

    Упражнения «Продолжить цепочку слов», «Замени один звук на другой», «Соедини слоги», «Составь слово», работа с детским кроссвордом, разгадывание загадок и др.

    1

    б) пассивная речь (речепонимание)

    Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

    Подробное объяснение слов, объяснение сравнительных  выражений (вешать нос, вешать голову и т.д.), объяснение доступных для понимания пословиц и поговорок (без труда не вынешь и рыбку из пруда), отгадывание различных загадок (загадка в лесу, на улице,  на кухне и т.д.)

    1

    в) словосочетания

    Умение составлять словосочетания, образованные по способу согласования, управления, примыкания

    Закончить предложение, изменяя глагол по числам (Ландыши пахнут и т.д.), игра «Кто самый наблюдательный», «Передай ключ», «Верни вещь хозяину» и др.

    1

    г) фразовая речь

    Развитие активного и пассивного словаря, овладение основными синтаксическими единицами – словосочетание и фразой различных типов.

    Дидактические игры «Один – много», «Много – один», ответы на вопросы с помощью картинок «Кто это? Что это? Что делает?»; составление рассказа, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова и другие упражнения.

    1

    6.

    Развитие воображения

    Развитие новых образов на основе преобразования имеющихся представлений; устранение причин, тормозящих и нарушающих развитие воображения, развитие аналитических и синтетических процессов

    Составление по сюжетным картинкам рассказа, составление рассказа по алгоритму.

    1

    7.

    Воспроизведение пространственных представлений и развитие общей моторики

    Развитие общей моторики, развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения

    Ориентировка в собственном теле, ориентировка - слева - справа, ориентировка на 180 градусов, ориентировка с поворотом на 360 градусов

    1

    Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 1 класса

    Учащиеся 1 класса должны:

    Раздел I. Психогимнастика.

    - уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

    - произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

    - понимать и различать свои лучшие эмоциональные состояния;

    - уметь сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

    - уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

                 Раздел II. Развитие произвольности психических процессов.

    - знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;

    - уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;

    - уметь использовать новые слова;

    - уметь  пересказать прочитанный рассказ или сказку;

    - уметь описать картину,

    - уметь  передать свои впечатления об увиденном,

    - уметь создавать сказочные образы героев произведений,

    - уметь рассуждать вслух.

    II КЛАСС (68 ЧАСОВ)

    КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

    № п.п.

    Тема занятия

    Коррекционно-развивающие цели

    Виды деятельности,

    содержание учебного материала

    К - во часов

    Дата

    I. Ощущение и восприятие

    1.

    Развитие ощущения

    и восприятия

    а) развитие ощущения и восприятия

    Развитие сравнительного цветоразличения, остроты зрения, полноты обозрения, специфического узнавания, узнавание предметов, предъявленных в необычном положении

    Работа с пластилином, глиной, мелкими предметами (пуговицы, семена), выполнение аппликаций.

    3

    2.

    Диагностика

    и развитие восприятия

    (по Т. Марцинковской)

    Исследование степени обобщённости сенсорных эталонов, уровня интериоризации  действий восприятия.

    Методика «Эталоны»

    1

    II. Развитие мыслительных процессов

    1.

    Развитие наглядно-действенного мышления

    Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения

    Дидактические игры «Сделай, как я», выполнение упражнений, заданий, показанных на рисунке.

    3

    2.

    Развитие образного и логического мышления

    Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения

    Дидактическая игра «Четвертый лишний», работа по сюжетным картинкам, конструирование поделок.

    3

    3.

    Диагностика и развитие восприятия

    (по М. Ильиной,

    Л. Парамоновой)

    Оценка наглядно-действенного мышления.

    Оценка образно-логического мышления

    Методика «Соедини фигуры»

    Методика «Лишний предмет»

    1

    III. Память

    1.

    Развитие зрительной памяти

    Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

    Заучивание стихов при помощи приема «пиктограмма», дидактические игры «Что изменилось?», «Картинки», работа по алгоритму

    3

    2.

    Развитие смысловой памяти

    Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

    Повторить фразы, выполнить упражнения по картинке, дидактические игры «Чей детеныш?», «Я положил в мешочек», упражнения на запоминание цифр, букв, слов.

    3

    3.

    Развитие механической памяти

    Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

    Выполнение различных упражнений (зачитываются слова из двух столбиков, затем  - слова из первого, ребенок называет пару), заучивание стихов, загадывание загадок, работа по алгоритму.

    3

    4.

    Диагностика и развитие восприятия

    (по Т. Марцинковской)

    Оценка кратковременной и долговременной памяти

    Методика «10 слов»

    1

    IV. Развитие воображения

    1.

    Развитие вербального (словесного)

     воображения

    Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии

    Составление рассказа по сюжетным картинкам,  по заданной теме, игра «Доскажи словечко», «это я и все мои друзья» и др.

    3

    2.

    Развитие невербального воображения

    Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии

    Выполнение рисунков по заданной теме, выбору ребенка, работа с пластилином, глиной; дидактическая игра «Комбинирование», «Точки».

    3

    3.

    Диагностика и развитие восприятия

    (по М. Ильиной,

    Л. Парамоновой)

    Оценка вербальной и невербальной фантазии.

    Методика «Вербальная (словесная) фантазия» - придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе.

    Методика «Невербальная фантазия» - придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

    1

    V. Развитие речи

    1.

    Разговорная речь,

    диалог

    Развивать речевую активность с различными формами деятельности (игра, рисование, лепка); развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе.

    Игры «Гуси – гуси», «Зайцы», «Кто умеет» и др., ролевые

    диалогические игры, различные потешки.

    3

    2.

    Связная речь

     (монологическая)

    Формирование связного последовательного изложения мыслей, логической связи всех частей изложения, оформление речи по грамматическим законами данного языка; учить видеть окружающее, наблюдать, делать обобщения.

    Словесные описания различных предметов, явлений, картин; задание-игра «Где мы были, мы не скажем», отгадывание загадок, с объяснением отгадок; «Кто живет у нас в сарае», картинка – ответ и др.

    3

    3.

    Средства выразительного оформления фразы

    Работать над интонационной бедностью, случайностью пауз, неправильностью ударений, отсутствием или недостаточностью эмоциональной окраски, ускоренным или замедленным темпом речи; формирование осмысления содержания произведения.

    Прослушивание записей мастеров художественного слова; упражнения в расстановке пауз; игры с инсценировками, скороговорка-загадка «Летели галки», «У норы» и др.

    3

    4.

    Активная речь

    Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

    Разучивание и проговаривание считалок, чистоговорок, игры в слова (на кухне, на улице, на прогулке),дидактические игры «Моя половина – твоя половина» (вело-сипед, крокодил и т.д.), «Кто летает – что летает» и т.д.

    3

    5.

    Развитие связной речи

    Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

    Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам; составление рассказов из жизни; игры «Пойми меня», «Отгадай, на что я  смотрю» и т.д.

    3

    6.

    Диагностика и развитие речи

    (по О. Ермоленко)

    Оценка владением речью.

    Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь)

    1

    VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

    1.

    Пальчиковые игры (выкладывание букв)

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Работа с мозаикой, семенами, мелкими орешками, кусочками бумаги и др. составление букв из различных материалов по образцу и самостоятельно

    3

    2.

    Игры с пластилином

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Чтение сказки и выполнение из пластилина героев  произведения; вылепливание отгадок на загадки; вылепливание фигурок несуществующих животных и т .д.

    3

    3.

    Игры с бумагой

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Выполнение различных фигурок (прием оригами), вырезание различных фигурок, плетение ковриков из бумажных полосок и т.д.

    3

    4.

    Игры с карандашом, крупой, бусами

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Сортирование бус, крупы, вращение между двумя ладонями карандаша, бус; нанизывание на нитки бус и др.

    2

    5.

    Поделки из природного материала

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Выполнение аппликаций, поделок из природного материала

    3

    6.

    Игры с нитками,

     веревочками

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Плетение косички из ниток (закладка), завязывание узелков, завязывание банктов, шнуровка ботинок и др.

    3

    7.

    Игры со счетными

     палочками

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Выкладывание различных предметов с использованием стихов А. Белой «Ежик», «Мышка», «Очки», Цветы», и др.; игра «Бирюльки», составление букв, слов.

    3

    8.

    Пальчиковая гимнастика

    Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

    Выполнение различных упражнений в сопровождении стихов Л. Савиной «Наш малыш», «Шалун», «Зайчик» и др.

    3

    9.

    Диагностика и развитие восприятия

    (по Т. Марцинковской)

    Исследование зрительно-моторной координации.

    Методика «Бендер»

    1

    Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 2 класса

    Учащиеся 2 класса должны:

    Раздел I. Ощущение и восприятие

    - узнавать, называть, дифференцировать предметы.

    Раздел II. Развитие мыслительных процессов

    -  знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений  между ними;

    - уметь классифицировать и сравнивать предметы;

    - уметь выполнять действие по образцу и по словесной инструкции.

    Раздел III. Память

    - знать наизусть песни, потешки, стихотворения, загадки;

    - знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;

    - уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;

    - уметь воспроизводить услышанное или увиденное ранее;.

    - уметь работать по алгоритму.

    Раздел IV. Развитие воображения

    - произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

    - уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;

    - уметь составлять сказки с простым сюжетом;

    - уметь изменять сюжет сказки;

    - уметь изменять правила игры.

    Раздел V. Развитие речи

    - уметь  передать свои впечатления об увиденном;

    - уметь рассуждать вслух;

    - уметь высказывать свои мысли;

    - уметь описывать свои ощущения;

    - уметь выражать эмоции при общении.

    Раздел VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

    - уметь использовать жесты при объяснении;

    - уметь работать с мелким материалом, с карандашами, бусами;

    - уметь выполнять действия по образцу.

    III КЛАСС (68 ЧАСОВ)

    ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

    № п.п

    Тема занятия

    Коррекционно-развивающие

    цели

    Виды деятельности,

    содержание учебного материала

    Кол-во

    часов

    Дата

    I. Развитие свойств внимания

    1.

    Развитие произвольного внимания

    Развитие целенаправленности внимания, развитие пространственного представления, развитие умения описать результаты работы

    Упражнения на воспроизведение и сопоставление различных комбинаций фигур по образцу и по заданию.

    Дидактическая игра «Геометрическая картина», «Конструктор», «радужный хоровод»,

    3

    2.

    Развитие распределения внимания

    Развитие сосредоточенности волевых усилий, развитие концентрации и устойчивости внимания

    3

    3.

    Развитие объема

     внимания

    Развитие работать целенаправленно, развитие устойчивости внимания

    Упражнение «Кто больше увидит», «Паутина», Алфавит».

    3

    4.

    Диагностика и развитие внимания

    (по М. Ильиной,

    Л. Парамоновой)

    Оценка объёма внимания, скорости его распределения и переключения.

    Методика «Цифровая таблица»

    1

    II. Развитие произвольного восприятия

    1.

    Развитие слухового

    восприятия

    Развитие точности восприятия, развитие речи, развитие фонематического слуха

    Работа по осмыслению прочитанного, подбор и рисование иллюстраций к прочитанному; упражнения «Доскажи словечко»; дидактическая игра «Продолжай»

    3

    2.

    Развитие зрительного восприятия

    Различение и классификация предметов, развитие узнавания предмета по какой-то одной части

    Работа с мозаикой; упражнение «Составление заданного

    рисунка», «Составь целое из частей», «Запомни и воспроизведи», цепочка действий.

    2

    3.

    Развитие образной

    памяти

    Развитие умения сравнивать, различать, анализировать

    Обсуждение ситуаций  «Смешные истории», «Очень правдивая история», упражнение  «Пропущенные буквы»

    3

    4.

    Диагностика и развитие восприятия

    (по М. Ильиной,

     Л. Парамоновой)

    Оценка целостности восприятия, фонематического слуха.

    Методика «Чтение схем-слов»

    1

    III. Развитие связности речи

    1.

    Совершенствование

    импрессивной и

     экспрессивной стороны речи

    Развитие артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи

    Звукопроизношение, работа по иллюстрациям, речевые игры по формированию грамматического строя речи

    3

    2.

    Активизация словарного  запаса

    Умение выражать мысли с помощью жестов и мимики; развитие фонематического слуха, развитие связной речи

    Закончи сказку, назови противоположность, артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, «Каскад слов», «Описательные рассказы», рассказы из жизни.

    3

    3.

    Диагностика и развитие речи

    (по О. Ермоленко)

    Оценка владением речью.

    Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь)

    1

    IV. Развитие тонкой моторики

    1.

    Совершенствование движений и

    сенсомоторного

     развития

    Развитие тактильных ощущений, кинетического и кинестического компонента двигательного акта, динамической координации движений

    Самомассаж рук, комплекс движений для кистей рук и рук, рисование, штриховка, работа с раздаточным материалом из дерева и т.д., дидактическая игра «Рукоделие»

    3

    2.

    Диагностика

     и развитие тонкой

     моторики пальцев рук

    (по Л.Савиной)

    Исследование зрительно-моторной координации.

    Методика «Коллекционирование»

    1

    V. Развитие мыслительных операций

    1.

    Выделение признаков предметов, слов, чисел

    Различение предметов по форме, цвету, величине. Умение анализировать и синтезировать.

    Рассматривание предметов, установление форм, величины, цвета, направление и местоположение предметов; дидактическая игра «Определи на ощупь», «Почтовый ящик», «Угадай предмет», «Поможем Незнайке».

    3

    2.

    Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел

    Умение находить сходства и различие предметов, слов, чисел; умение сравнивать предметы; развитие четкости и стройности мышления.

    Упражнение «Кто назовет больше признаков», «Формулирование определений», «Отыщи сходное»

    3

    3.

    Классификация предметов, слов, чисел

    Развивать умение давать словесную характеристику предметов и явлений; умение классифицировать по признакам и выделять свойства

    Дидактическая игра «Отвечай быстро», «Ателье», «Буквенная эстафета», «Поиск аналогов», «Поиск предметов по заданным признакам», «Исключение лишнего слова».

    3

    4.

    Развитие творческого мышления

    Развитие творческого мышления, воображения, оценивание действий друзей и своих действий.

    Дидактическая игра «Волшебный театр», «Скажи движением».

    3

    5.

    Диагностика и развитие мыслительных операций (по О. Ермоленко)

    Оценка мыслительных операций

    Методика «Словесно-логическая»

    1

    VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти

    1.

    Развитие зрительной  памяти

    Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук

    Работа по серии сюжетных картинок, «Сравни и покажи», дидактическая игра «Установление соответствия», упражнение «Запомни фигуры», «Составь из палочек».

    3

    2.

    Развитие слуховой

     памяти

    Развитие сознательного запоминания

    Различные виды работ со  словами, пересказ услышанного

    3

    3.

    Развитие логической

     памяти

    Развитие целенаправленности работы, умения комментировать свою деятельность

    Дидактическая игра «Ошибка в плане», упражнение «Круглый год», «Дополни ряд чисел».

    3

    4.

    Диагностика и развитие памяти

    (по Т. Марцинковской)

    Исследование долговременной и кратковременной памяти

    Методика «10 слов»

    1

    VII. Развитие воображения

    1.

    Танцевальная

    психотерапия

    Психологическая разгрузка, развитие воображения

    «Покажи танцем»

    2

    2.

    Предметы, которые нас окружают

    Развитие внимания, воображения, связной речи

    Дидактическая игра «На что похоже», «Придумай сказку».

    3

    3.

    Активизация

    процессов, связанных

    с воображением.

    Активизация воображения, создание хорошего настроения

    Дидактическая игра «Дорожка», игра «Путешествуем вместе».

    3

    4.

    Перевоплощение в  сказочных героев

    Умение действовать в соответствии с выбранным образцом

    Дидактическая игра «Встреча сказочных героев»

    2

    5.

    Диагностика и

    развитие воображения

    (по М. Ильиной,

     Л. Парамоновой)

    Оценка воображения

    Методика «Комбинирование»

    1

    VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы

    1.

    Развитие и

    совершенствование круга культурных потребностей детей.

    Умение слушать и слышать другого человека; умение найти способ и установить взаимопонимание; обучение навыкам культурного поведения

    «Запутанная история», «Елочка», «Волшебство слов»

        Дидактическая игра, развивающая способности к самоорганизации

    3

    2.

    Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы

    (по М. Ильиной,

    Л. Парамоновой)

    Оценка эмоционально-волевой сферы

    Методика «Домик»

    1

    Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 3 класса

    Учащиеся 3 класса должны:

    Раздел I. Развитие свойств внимания

    - уметь выполнять  задания по образцу, по словесной инструкции;

    - уметь различать предметы и явления окружающего мира, действия и личные переживания;

    Раздел II. Развитие произвольного восприятия

    - уметь различать цвет и форму предметов, их пространственное отношение;

    - уметь выполнять действия по образцу и словесной инструкции;

    - уметь передавать в рисунке или рассказе особенности услышанного и увиденного;

    - уметь выделять части из  одного целого;

    - уметь работать по алгоритму.

    Раздел III. Развитие связности речи

    - уметь  передать свои впечатления об увиденном и услышанном;

    - уметь рассуждать вслух;

    - уметь высказывать свои мысли;

    - уметь описывать свои ощущения;

    - уметь выражать эмоции при общении;

    - уметь выражать свои мысли с помощью жестов и мимики.

    Раздел IV. Развитие тонкой моторики

    - знать и выполнять движения для разминки рук и тела;

    - уметь работать с раздаточным материалом, с мелким строительным материалом, с карандашами.

    Раздел V. Развитие мыслительных операций

    - уметь выделять основные и второстепенные признаки и свойства  предметов;

    - уметь различать предметы по форме, цвету, величине;

    - уметь  классифицировать предметы;

    -  оценочное суждение ситуаций.

    Раздел VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти

    - уметь устанавливать соответствие между предметами и явлениями окружающей действительности;

    - уметь воспроизводить, находить неточности в ранее увиденном или услышанном;

    - уметь комментировать свою деятельность.

    Раздел VII. Развитие воображения

    - уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;

    - уметь составлять сказки с простым сюжетом;

    - уметь изменять сюжет сказки;

    - уметь изменять правила игры;

    - уметь действовать в соответствии с выбранным образом сказочных героев;

    - уметь выражать свои чувства движениями, танцем.

    Раздел VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы

    - уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер при общении;

    - понимать и различать свои эмоциональные состояния;

    - уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состоние;

    - уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

    IV КЛАСС  (68 ЧАСОВ)

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ, ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ,

    САМООЦЕНКИ И САМОПРОВЕРКИ

    (ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ)

    № п\п

    Тема занятий

    Коррекционно – развивающие цели

    Виды деятельности,

    содержание учебного материала

    Кол-во

    часов

    Дата

    I. Формирование коммуникативной компетенции

    1.

    Я и красота

    Создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

    Дидактическая игра «Кто помогает сохранить красоту?» Игры учебного характера. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры. «Авторская сказка», «Цветик - семицветик»,  «Угадай, кто я?» «Испорченный телефон» «Фраза по кругу» «Магазин»

    2

    2.

    Я и друзья

    Развитие внимания, доброжелательности, готовности доставлять радость близким людям, учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого

    Дидактическая игра, «Какой букет цветов ты хотел (а) подарить маме (сестре, подруге, воспитателю, товарищу)?» Игровая психокоррекция трудностей общения младших школьников (Р.В. Овчаровой)

    2

    3.

    Мои волшебные слова

    Развитие умения быть внимательным, проявлять активность мысли, сообразительность,  формировать у детей нравственное представление о “вежливости”. Воспитывать культуру взаимоотношений. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

    воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

    Дидактическая игра «Поищем и найдем волшебные слова» Вежливые слова (загадки для детей) Стихи  О. Дриз  «Добрые  слова», «Простите»  В. Юсупов

    2

    4.

    Письма доброго сказочника

    Умение оценивать поступки, умение действовать по правилу, раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно». На конкретных и понятных детям примерах обучить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами «нельзя», «можно». Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя» и «можно». Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

    Чтение сказки  Катаева: ''Цветик - семицветик''

    Осеевой  - ''Волшебное слово'', ''Плохо '' ''Почему'' Чуковского ''Доктор Айболит'' Сказки Ш.Перро ''Фея'' Дидактические игры ''Поищем волщебные слова'', ''Письма доброго сказочника'' , ''Поиск добрых слов'', ''Встреча с добрыми, хорошими людьми''.

    3

    5.

    Добрые слова

    Развивать умение использовать добрые (волшебные слова), умение снять нанесенную обиду, развитие самоконтроля.  Формирование нравственных личностных качеств воспитанников (доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы.  

    Дидактическая игра «Поиски добрых слов» Игра «Не ошибись, пожалуйста!» Поэтическая игра  «Словарь вежливых слов»,  «Где спряталось добро», «Пословицы о вежливости и доброте», игра «Дерево добрых слов»

    2

    6.

    Послушаем сказку

    Развитие внимательности, умения  оценивать и называть разные качества героев обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

    Дидактическая игра «Позовем сказку» “Пословицы и поговорки” , “Кулямасы” , игра “Угадай-ка”

    2

    7.

    Мои друзья-товарищи

    Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развитие наблюдательности, внимания к людям, выявить  представления  детей о  том,  что  такое  дружба  и  каким   должен  быть  настоящий  друг;                                                                                                                                   способствовать  созданию  атмосферы  взаимопонимания   и  сотрудничества  в  процессе  совместной  деятельности  учащихся.

    Дидактическая игра «Мои друзья-товарищи», Обсуждение  стихотворения  А. Барто  «Требуется друг», рассказа И. Турчина  « Дружба». Обсуждение  понятий  «друг», «приятель», «товарищ». Принятие  правил  дружбы.

    2

    8.

    Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений

    Обратить внимание на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь учить детей с помощью цвета моделировать плохое и хорошее. Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. развивать умение решать нравственные ситуации, - аргументировать свои ответы. Воспитывать желание совершать добрые поступки.

    Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Решение проблемных ситуаций. Игра-путешествие с остановками на станциях:  «Добрых улыбок» «Сказочных героев»  «Доброты»  «Волшебных слов»  «Внимательных ребят» «Спортивной остановке» «Доброй феи» «Зажги звезду» «Мультипликационной  остановке».

    3

    II. Язык общения

    1.

    Я и имя

    Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение использовать разные способы выражения эмоций

    Упражнения «Паровозик», «Лица», «Маски», «Жесты», рисунок «Мой друг».

    2

    2.

    Я и окружающие меня люди.

    Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умение описания, воспитание внимательного отношения к окружающим.

    Упражнения «Опиши друга», «Тропинка», «Что значит быть внимательным», «Белые медведи», рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу»

    2

    3.

    Послушайте меня.

    Развитие связной речи, воспитание доброжелательного отношения к окружающим тебя людям

    Рисунок «О чем я мечтаю», упражнения «Я знаю 5 имен», «Слушаем тишину», «Интонация», «Расскажи, что ты желаешь друзьям»

    2

    4.

    Я вежливый!

    Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение работать парами, группой

    Упражнения «что можете сделать для друга», «Наказание», «Ссора», «Магазин вежливых слов», рисунок «Мой хороший поступок»

    2

    5.

    Как – бы я поступил.

    Воспитание терпеливости, умения выслушать, иметь представление о мечте реальной и несбыточной

    Упражнения «Если бы я был волшебником», «Встреча», «Царевна Несмеяна», «Сравнение», рисунок «Подарок другу»

    2

    6.

    Я – помощник.

    Воспитание желания совершать хорошие поступки, оказывать помощь людям.

    Упражнения «Лужа», «Чем я могу тебе помочь?», «Что ты будешь делать?», «Рукопожатие», рисунок «Как я помогаю дома», обсуждение рассказа «Хороший поступок» В. Осеевой

    2

    7.

    Я дарю радость.

    Воспитание желание приносить радость близким людям

    Приносить людям радость.

    Упражнения «Эмоции», «Цветик –многоцветик», «Краски», «Подари улыбку», «Мнение», рисунок «Подарок другу», обсуждение рассказа В. Осеевой «Случай»

    2

    8.

    Мои поступки

    Развитие умения видеть в другом человек хорошее

    Упражнения «Ступеньки слов», «Ключ», «найди ведущего», «без друга скучно»,обсуждение рассказа «так справедливее», рисунок «Мой хороший поступок»

    2

    9.

    Я – защитник.

    Подвести к выводу: защити слабого и ты станешь сильнее

    Обсуждение стихотворения А. Барто  «Уехали». Упражнения «На улице», «Успокой девочку», «Угадай, чья рука», «Грустно расставаться». Рисунок того, кто нуждается в защите и помощи

    2

    10.

    Расскажи мне обо мне.

    Формирование взаимоотношений с детьми, с самим собой

    Упражнения «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Ободри друга», «Как ты себя поведешь», Опросник «Узнай себя» Подласый И.П. «

    2

    III. Формируем контроль и самооценку

    1.

    Мысли управляют поступками

    Закрепить навыки работы с позитивными мыслями, закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками

    Обсуждение ситуации «Мне плохо». Упражнения «Я –сильный», «Я – слабый».

    2

    2.

    Избавляемся от плохих мыслей

    Знакомство со способами саморегуляции, развитие умения применять полученные навыки, изменение отношения к ситуации

    Упражнения «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме».

    2

    3.

    Чем я отличаюсь от других

    Дать представление об индивидуальности, неповторимости каждого человека, самооценка

    Упражнение «Игра». Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга». Диагностика самооценки «Самый – самый».

    2

    4.

    Гармонизация притязаний на признание

    Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании

    Игра «Ласковое имя», «Заяц – хвастун», «Паровозик».

    2

    5.

    Как добиться удачи

    Дать детям представление о понятии «успех», выработать уверенность в своих возможностях

    Упражнения «Я смогу». Работа с пластилином «Звезда удачи»,ролевые игры «Знакомство», «Подари подарок», «Рисуем картинки в уме».

    2

    6.

    Можно и не ссориться

    Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях

    Разыгрывание и обсуждение ситуаций

    2

    7.

    Делимся чувствами

    Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательные отношения, учить действовать согласовано

    Игра «Эхо»,упражнения «Клубочек», «Доброе животное», «Стихии».

    2

    8.

    Зачем нужен этикет

    Формировать положительную установку на этикет и общепринятые формы поведения

    Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

    2

    9.

    Мостики дружбы

    Развитие коммуникативных навыков, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку

    Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы», «Если нравится  тебе, то делай так!»

    2

    10.

    Прогоняем злость

    Предупреждение агрессивных состояний детей, обучение способам снятия агрессивных состояний

    Упражнения «Воробьиные бои», «Подумай о      хорошем», работа в тетради: запись высказываний.

    2

    11.

    Мои способности

    Учить детей осознавать свои способности и возможности саморазвития, формировать желание развивать свои способности

    Упражнения «Я умею», «Хочу научиться», «А вам слабо?»

    2

    12.

    Я и другие

    Формировать в детях способности к самоанализу, способствовать  возникновению у них желания самосовершенствоваться, развивать их способности понимать друг друга

    Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое»

    2

    13.

    Самопознание

    Дать детям возможность осознать себя, развивать навыки самопознания и самооценки

    Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое»

    2

    14.

    Ярмарка достоинств

    Закрепить навыки самоанализа, научить детей преодолевать барьеры на пути самокритики, развивать уверенность в себе

    Игра «Письмо о себе». «Ярмарка достоинств»

    2

    15.

    Умение учиться

    Обучение элементам самоконтроля при выполнении письменных работ. Выявление уровня развития внимания, зрительной памяти, самоконтроля и самооценки

    Прочти слова по «горизонтали». «Перенеси в другую таблицу». «Проверь». «Найди».

    «Выполни по образцу»

    2

    Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 4 класса

    Учащиеся 4 класса должны:

    Раздел I. Формирование коммуникативной компетенции

    - уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;

    - уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное  состояние;

    - уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);

    Раздел II. Язык общения

    - уметь рассуждать вслух;

    - уметь высказывать свои мысли;

    - уметь описывать свои ощущения;

    - уметь выражать эмоции при общении.

    Раздел III. Формируем контроль и самооценку

    - уметь проявлять свои чувства;

    - уметь действовать согласованно;

    - уметь соблюдать общепринятые формы поведения;

    - уметь искать выход из затруднительной ситуации;

    - уметь управлять своим настроением и поведением в различных ситуациях;

    - уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;

    - уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние;

    - уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);

    - уметь выполнять самоанализ поступков, желаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

    Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:  ...

    Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе

    Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда...

    Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"

    Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА...

    Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ

    Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ...

    Рабочая программа коррекционных занятий с учителем - логопедом в 1-2 классах.

    Рабочая программа разработана для первоклассников. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилакт...