Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"
рабочая программа по теме

Ершова Елена Леонидовна

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида - это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия

Раздел 1.Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида - это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.

Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане

        Согласно проекту базисного учебного (образовательного) плана в  9 классе на проведение предмета «коррекционные занятия», отводится 2 учебных часа  в неделю (70 уроков, 35 недель).

Структура программы

Программа по коррекционным занятиям  состоит из 7 разделов:

-пояснительная записка;

-основные требования к знаниям, умениям учащихся;

-учебно-тематический план;

-календарно-тематический план;

-содержание программы;

-формы и средства контроля;

-перечень учебно-методических средств.

Раздел  содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения.

          Раздел основные требования к знаниям, умениям учащихся определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения.

Разделы учебно-тематический план и календарно-тематический план приводят конкретное планирование, ориентированное на нарушение и недоразвитие всех психических и физических процессов.

Раздел формы и средства контроля показывает осуществление контроля за знаниями и умениями   учащихся.

Раздел перечень учебно-методических средств включат в себя список учебников и методической литературы.

Цели  и задачи изучения предмета в школе

Цель:  Развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию и развития внимания, памяти, воображения и восприятия, мышления.

Задачи :

-создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

-осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

-развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;

-формирование механизмов волевой регуляции в процессе, осуществления заданной деятельности;

-развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

-формирование положительной мотивации к обучению;

-воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

-воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для  школьников - это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия  строятся так, что повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая - чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая - для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания  увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно- практической деятельности

Отобрав методы для работы на уроке, учитель  комбинирует их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

-развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

-развитие в адекватном темпе;

-вовлечение в интересную деятельность;

-воздействие через эмоциональную сферу;

-объяснение материала в интересной форме;

-гибкая система контроля знаний и их оценки.

Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.


Раздел II. Основные требования к умениям учащихся:

-измерять величину предметов;

-определять форму, объём предметов;

-выполнять классификацию предметов по разным признакам;

-обобщать предметы по определённым признакам;

-ориентироваться в пространстве и во времени;

-находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;

-строить простейшие обобщения;

-устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;

-находить закономерность в ряду чисел, фигур и выражать её в речи;

-запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;

-правильно складывать картинку по памяти;

-решать нетрадиционные задачи с помощью рисунков;

-дорисовывать и раскрашивать предметы


                                                                                        9 класс

Раздел Ш. Учебно-тематический план по коррекционным занятиям

№ п/п

Наименование раздела

Часы

учебного

времени

1.

Развитие восприятия, воображения

15

2.

Развитие памяти

15

3.

Развитие внимания

15

4.

Развитие мышления

25

                                                                             Всего

70

9 класс

Раздел IV. Календарно-тематический план по коррекционным занятиям

п/п

                             Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть (16ч)

1.

Развитие мышления

Составление задач по схемам

1

2.

Нахождение закономерностей

1

3.

Игра: «составь из слогов слова»

1

4.

Развитие памяти

Запись стихотворений по памяти

1

5.

Упражнение: «запомни, запиши»

1

6.

Игра: «чего не хватает?»

1

7.

Развитие внимания

Игры: «логический квадрат»

1

8.

Игры: «найди отличия»

1

9.

Упражнения: «исправь ошибки»

1

10.

Нахождение заданных чисел

1

11.

Исправление ошибок в тексте

1

12.

Развитие мышления

Решение задач в стихах

1

13.

Нахождение закономерностей

1

14.

Игра: «Буквы спорят»

1

15.

Составление задач по рисункам

1

16.

Построение геометрических фигур»

1

2 четверть (15ч+1пр.=16ч)

1.

Развитие памяти

Задания: «Слушай, запоминай, отвечай»

1

2.

Запись текста по памяти

1

3.

Восстановление цепочек из слов

1

4.

Задания: «Нарисуй по памяти»

1

5.

Развитие мышление

Задания: «Месяц. Год. Век »

1

6.

Решение уравнений

1

7.

Замена рисунка словами

1

8.

Задания: «Час. Минута. Секунда»

1

9.

Развитие восприятия, воображения

Различие предметов по длине

1

10.

Различие предметов по размеру

1

11.

Восприятие формы

1

12.

Различие геометрических фигур

1

13.

Развитие внимания

Игра: «Отыщи»

1

14.

Сличение предмета с его силуэтом

1

15.

Описание предмета по его контуру

1

3 четверть (19ч+1пр=20ч)

1.

Развитие восприятия, воображения

Ориентировка на плоскости

1

2.

Графический диктант

1

3.

Составление рассказов на основе увиденного

1

4.

Дифференцирование звуков музыкальных инструментов

1

5.

Развитие мышления

Игра: «составь картинку»

1

6.

Упражнение: «Составь предложения из слов»

1

7.

Город кругов и окружностей

1

8.

Нахождение общих признаков у предметов

1

9.

Решение нетрадиционных задач

1

10.

Упражнения: «Четвертый лишний»

1

11.

Игра: «отгадай слова»

1

12.

Решение ребусов

1

13.

Упражнения: «найди лишнюю»

1

14.

Игра: «какая фигура следующая?»

1

15.

Развитие внимания

Восстановление рисунков

1

16.

Игра: «Что изменилось?»

1

17.

Упражнения: «пишущая машинка»

1

18.

Развитие памяти

Упражнения: «запомни цепочки слов»

1

Зрительный диктант

1

4 четверть (17ч+1пр.=18ч)

1.

Развитие внимания

Вычеркивание заданной буквы при прослушивание текста

1

2.

Упражнение: «что изменилось?»

1

3.

Игра: «Наблюдение»

1

4.

Упражнение: «Найди и выпиши»

1

5.

Развитие восприятия, воображения

Изображение картинки по описанию

1

6.

Упражнения: «Когда это бывает?

1

7.

Классификация предметов

1

8.

Игра: «дорисуй»

1

9.

Развитие памяти

Запись предложений по памяти

1

10.

Задание: «Нарисуй по памяти»

1

11.

Игра: «Повторялочки»

1

12.

Задание: «Выучи, расскажи»

1

13.

Игра: «Запоминай-ка»

1

14.

Развитие мышление

Составление текста из предложений

1

15.

Игра: «Клеточка»

1

16.

Составление картинок из фрагментов

1

17.

Решение задач с помощью рисунка

1

18.

Составление рассказов по картинкам

1

                                                                         Итог

67+3пр

=70

Раздел V.Содержание программы по коррекционным занятиям

Развитие восприятия, воображения 

Выделение основных признаков предметов. Сравнение предметов. Классификация предметов по разным признакам. Определение признаков предметов. Объединение совокупности предметов. Разделение совокупности на части.

Творческое воображение. Составление силуэтов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

Пространственное воображение. Решение задач на преобразование. Получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

Восприятие пространства. Ориентация в пространстве. Пространственные отношения. Перемещение предметов в заданном направлении. Характеристика положения предметов в пространстве.

Ориентировка во времени. Месяц. Год. Минута. Определение времени с точностью до 5 минут. Раньше - позже.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие внимания

Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности. Поиск ошибок в тексте. Рисование по подобию. Дорисовывание и раскрашивание предметов.

Определение по картинкам того, что не дорисовал художник, что неправильно нарисовал художник. Проведение линий через лабиринты. Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением. 

Развитие памяти 

Развитие визуальной, вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную). Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Воспроизведение названий предметов, изображений. Зарисовка картинок к предъявленным словам.

Упражнения: «Зрительный диктант», «Найди слова», «Заполни рисунок». Игры со словами и предметами.

 Развитие мышления

Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.

Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

Игры со словами. Повторение гласных - согласных букв. Изученных правил. Обучение построении простейших обобщений и умозаключений


Раздел VI. Формы и средства контроля

Способы

Виды

Методы и средства

Формы

Внешний (осуществление контроля преподавателем)

Взаимный

(осуществление контроля учащимся над товарищем)

Предварительный

Текущий

Периодический

Итоговый

Устный опрос

Письменные работы

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Парные  

Раздел VII. Перечень учебно-методических средств

1.Воронкова        В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2000г.

2.Коррекционная        школа специального вида. - В.: Учитель, 2010г.

3.Плешакова Е.П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. -В.: Учитель, 2009г.

4.Шабанова        А.А. Коррекционно-развивающие занятия по математике. В.: Учитель, 2006г.

5.Щербакова        И.В. Развитие устной речи и коррекция письма. - В.: Учитель, 2009г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "В мире логики"

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируе...

Презентация программы внеурочной деятельности "Логика".

Программа внеурочной деятельности "Логика" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности "ЛОГИКА"

Программа внеурочной деятельности "ЛОГИКА"...

Программа внеурочной деятельности "ЛОГИКА"

Программа внеурочной деятельности "ЛОГИКА"...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ "Развитие мышления"

Конспект индивидуального коррекционного(дефектологического) занятия "Развитие мышления" для обучающихся 2 класса с ЗПР....

Развитие самостоятельной логики мышления при решении задач на уроках математики в начальной школе.

Данные  методы развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики, способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключени...