Развитие самостоятельной логики мышления при решении задач на уроках математики в начальной школе.
статья (2, 3 класс)

Масалова Ирина Владимировна

Данные  методы развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики, способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masalova_i.v._statya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельной логики мышления при решении задач

на уроках математики в начальной школе.

Масалова И. В. ,учитель начальных классов,

                                                                      МАОУ «Щкола №85», г. Кемерово

        Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.        

         Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры  на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные возможности для развития логического мышления.

        Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

        И в стандарте сегодня мы обратим внимание на  позицию: - овладение основами логического и алгоритмического мышления.

 Основные методы решения логических задач, которые рекомендуется использовать в начальной школе:

  • метод последовательных рассуждений;
  • графический (моделирование);
  • разновидность метода рассуждений — «с конца»;
  • табличный способ

В нашем учебнике по программе «Школа 21 века» есть целая линия «Математика вокруг нас», линия, которая является отличительной особенностью УМК по математике. Здесь мы рассматриваем какую – то тему. Вот тема «В поликлинике», и на основании этого сюжета отрабатываем знания, которые направлены на изучение нестандартных задач, либо на изучение какого-то нового материала. Если ребёнок умеет пользоваться моделью часы, он со многими заданиями легко справится. Кому – то легко, и он может сделать это в уме, кто-то быстро переходит к действию с именованными числами и не допускает ошибок при выполнении этих действий, правильно использует соотношения между величинами и получает правильный ответ. Для того чтобы ребёнок продвигался в своём развитии, чтоб он не просто воспроизводил, не просто решал стандартные задачи, в учебнике предложены задания на применение этих знаний в нестандартной ситуации.

Вот логическая задача на интервал движения поездов, как рассчитать. Вот есть время, когда начнётся отсчёт движения этих поездов. Такие задачи есть в учебнике, они встречаются обязательно несколько раз. Поэтому если в первый раз ребёнку не удалось поработать над задачей, у него будет ещё возможность попытаться решить аналогичную задачу.

Серьёзное внимание надо уделить задачам на деление с остатком. Они изначально носят логический характер, поскольку раз не произошло деление нацело, значит, понадобится какая-то оценка результата, её интерпретация,  что имеется при делении с остатком. Пока ребёнок изучает деление с остатком, он  правильно называет действия, правильно записывает ответ, когда мы начинаем решать задачи и задач становится много, возникают какие-то сложности. Например, В каждом купе поезда 4 места. У Васи место номер 3, и он едет в 1 купе. В каком купе едет Лена, если у неё место номер 9? Сколько купе займёт команда из 27 человек?

То есть нужно не просто выполнить действие деление, но и прикинуть, оценить, охарактеризовать, выделить ту часть решения и ответа, которая поможет решить и ответить на вопрос: Где же Лена, если у неё номер 9.Где же Лена, там всего лишь остаток 1.И тут надо просто понимать, что она не может ехать во 2 купе, она сядет в 3 купе. Она будет первая по счёту в 3 купе. А если у нас 27 человек, опять же если ребёнок понимает принцип, понимает ход, понимает, что надо оценивать, что нельзя с ходу сказать, ведь в ответе получилось 2 и остаток 1.Откуда взялось третье купе, точно также надо рассуждать если 27. А если у ребёнка не получается рассуждать и записывать с помощью действий, опять же числа небольшие, и для того чтобы при необходимости можно сделать модель. Заменим клеточкой каждое место в купе, можно по 4 нарисовать купе, можно указать номера, то есть сделать графическое, условное изображение, при необходимости можно сделать рисунок к этой задаче.

Это будет полезно, потому что похожие задачи на деление с остатком, с большими числами ребёнка будут сопровождать ребёнка до 9 класса включительно. Решение логических задач может быть завершением урока или даваться для самостоятельной домашней работы.

Предлагая учащимся  задачи на логику, мы формируем у них способность выполнять мыслительные операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

        Считаю,   что выбранные мной  методы развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики, способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Литература:

1. Сиденко, Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2010 № 3

2. Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. М.: «5 за знания», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие мышления учащихся через систему содержательно-логических заданий на уроках математики в начальной школе»

 Современная начальная школа идет по пути усложнения содержания по целому ряду традиционных предметов. Математика не является исключением. Интеллект человека в первую очере...

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе

Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:·       выявить преимущества и недостатки;·       выдвинуть ...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....