Требования к урокам физической культуры с новым ФГОС в НОО.
статья по физкультуре

Егорова Татьяна Геннадьевна

Требования к урокам физической культуры с новыми ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Требования к урокам физической культуры с новым ФГОС в НОО».

     В современном мире происходят существенные изменения в области промышленности, культуры, спорта, науки и многих других. В связи с этим меняется и само общество, как взрослые, так и дети. Дети дошкольного возраста развиваются в условиях современного кинематографа, под влиянием инновационных технологий, увлекаются современными компьютеризированными средствами досуга. Таким образом, придя в школу, им сложно и неинтересно воспринимать процесс обучения в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Поэтому возникла потребность в изменениях и в области образования. Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС НОО   определяет эту задачу как одну из приоритетных. Среди важнейших идей ФГОС  НОО является:

1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  Именно с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».

2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.

3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).

Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО должно стать – создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:

- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;

- гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна:

-сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

-научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 Очевидно, что решение данных задач направлено   на формирование у детей: знаний личностных ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.    

   Вместе с тем, обязательной является и определенная в примерной образовательной Программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

    Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

       Каждое направлениеэто определенный перечень видов деятельности по выполнению

поставленных задач.

       Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;      

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

-ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

       Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

       Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-организацию занятий по лечебной физкультуре;

-организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

       Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.

       Реализация дополнительных образовательных программ  предусматривает:

-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

-создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».

Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

-интеграцию в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья; факультативные занятия; занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья.

       Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

-приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

-организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д.

       Итак, на основе   определенных целей, задач и системы работы проектируются Программа. Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - это комплексная программа деятельности образовательного учреждения.

  Программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  формируется  с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, таких как, неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия, особенности отношения  младших школьников к своему здоровью и др.  

    При проектировании Программы  каждое образовательное учреждение опирается  на собственный опыт работы в этом направлении. При этом, следует заметить, что  вариативная часть УП может   определять внеучебную проектную деятельность обучающихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания обучающихся.  Инвариантная же часть УП также способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результатам и предполагают возможность научить детей понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Ребенок, находясь в учебной  деятельности,  получает возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего  состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

     Очевиден и  тот факт, что Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  создается в тесной связи с Программой социализации(здоровье социальное), Программой духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся школы первой  ступени (здоровье духовное) и  с Программой  внеурочной деятельности образовательного учреждения.

     Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы является положительная динамика здоровья обучающихся  во всех его проявлениях, активное участие  детей в различных мероприятиях, а ожидаемыми  результатами  от реализации Программы могут стать такие изменения в образовательном процессе,  как:

-  Составление паспортов здоровья;

-  Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры;

-  Совершенствование  мониторинга состояния  здоровья  и заболеваемости обучающихся;

-  Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;

-  Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;

-  Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;

-  Снижение заболеваемости школьников,  количества психоэмоциональных расстройств;

-  Модернизация материально-технической базы школы.

      Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход. Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.

    В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия

обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых

знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке

физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной

активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на

самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных

действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и

умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической

культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах,

недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере

может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом

стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности

учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий:

проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-

коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока,

личности педагогов и особенности их работы.

     Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные:

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

 Регулятивные:

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

  Познавательные:

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

  Коммуникативные:

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

      Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося.

То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?

Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть

логические связи:

1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.     План, целеполагание

3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в

зависимости от индивидуальных способностей

4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они

выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.

5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.

6.     Коррекция

7.     Реализация

8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач

    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

     -к личностным результатам, включающим готовнось и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

    -к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

    -к предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

      Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)  

    Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося.

То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?

Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть

логические связи:

1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.     План, целеполагание

3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в

зависимости от индивидуальных способностей

4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они

выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.

5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.

6.     Коррекция

7.     Реализация

8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры 3 класс ФГОС. Самоанализ урока.

Конспект открытого урока 3 класс. Тема:  Подвижные игры на развитие ловкости. Самоанализ урока....

"Требования к уроку физической культуры"

Материал содержит требования к структурным элементам урока физкультуры и формам организации учащихся...

конспект урока физической культуры "Полоса препятствия" ФГОС

План-конспект урока для 2 класса "Полоса препятствий" из раздела "Гимнастика". Урок построен в соответствие с ФГОС. Урок проводится в игровой форме, с выполнением проектной работы. Весь урок сопровожд...

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Статья «Современный урок физической культуры в рамках ФГОС»

laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи...