Современное представление о здоровье в начальной школе
статья по физкультуре (2 класс)

В статье рекомендовано заинтересовать учащихся сохранять  свое здоровье с малого возраста. Приведены данные экспресс-скрининга уровня здоровья детей (7-16лет) и рекомендовано учителям физкультуры опираться  на простые методы для  профилактики здоровья учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_statya_shmicrosoft_office_word.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Шило Светланы Евгеньевны

 « Современное представление о здоровье в  начальной школ

Опубликована «21» октября  2022 г.

          Важнейшей составляющей  благополучияобщества является здоровье подрастающего поколения. Но, по данным Всероссийской диспансеризации, за последние  десять лет резко возрасло  количество детей школьного возраста с хронической патологией (среди учащихся начальной школы в 1,4 раза).

Среди причин ухудшения здоровья школьников различные: ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого- гигиенических требований к процессу обучения и др.

Взаимосвязь здоровья учащегося и  двигательной  ( физической ) активностью определяет поиск оптимальных  вариантов  повышения биологической надёжности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследуя  морфофункциональные показатели здровья ( физического развития  и функционального состояние организма) выявление  резервных  возможностей, которые позволят учителю физической культуры эффективно использовать средства физической культуры в профилактике заболеваний, укрепления здоровья.

Стремление человека к улучшению своего здоровья является естественной его потребностью. Вполне  законамерен  в связи с этим и возросший интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья. Возможность конкретного определения, измерения индивидуального здоровья позволяет изучать закономерности его развития, изменения на протяжении всей жизни под влиянием различных социально- экологических факторов и поможет найти путь управления и развитием.Вполне естественно , что такой подход позволит учителю  повысить интерес и активность самого учащегося в укреплении своего здоровья.

 Согласно словарю В.И Даля здоровье, или здравие  - это состояние животного тела ( или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие  недуга, болезни.

С.И Ожегов  в словаре отмечает, что здоровье  - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое  и психическое благополучие.

По уставу  ВОЗ « здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков , а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»

Здоровье,силу, здравые чувства. Платон трактует как средства  постижения правды.

Пифагор рассматривает здоровье как непреходящую и безусловную ценность и подчёркивает, что болезни тела появляются от болезни души. « В здоровом теле – здоровый дух» Согласно пифагорской концепции, мудрый человек не относится пренебрежительно к здоровью, не считает тело самым главным объектом внимания, но управляет им ради пользы души.

В настоящее время  существует несколько подходов к оценки  здоровья. Так  Г.Л  Апанасенко  считает , что уровень здровья  индивида может быть охарактерезован количественными  резервами энергетического, пластического и регулярного обеспечения функций. Между здоровьем и болезнью  существует множество форм связей и взаимных переходов.Болезнь развивается и проявляется , когда уровень здоровья снижается  до определённого предела. Автором предложен способ оценки здоровья по комплексу относительных показателей.

Экспресс- скриниг уровня здоровья детей (7-16 лет)

Пол

Мальчики

Девочки

Группа

I

II

III

I

II

III

ЖЕЛ (мл)

Масса (кг)

баллы

55 и менеее

1

56-61

2

62 и

более

3

50 и

Менее

1

51-55

2

56 и

более

3

Динамометрия кисти (кг) х100

Масса тела (кг)

баллы

57 и

Менеее

1

58—66

2

67 и

Более

3

46 и

Менее

1

46-50

2

51 и

Более

3

Время задержки  дыхания на вдохе (сек)

баллы

38 и менеее

1

39-50

2

50 и

Более

3

38 и

Менее

1

39-50

2

51 и

Более

3

ЧСС и АД  макс

100

Баллы

91 и

Более

0

90-81

2

80 и

Менее

4

91 и

Более

0

90-81

2

80 и

 Менее

4

Общая сумма баллов

5 и менее

6-9

10-13

5 и менее

6-9

10-13

Уровень здоровья

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 Другой не менее интересный  и простой способ оценки состояния здоровья организма предлагает К.Бутейко. Он основан на определении максимальновозможной для человека задержки дыхания на выдохе, которая , по его данным коррелирует  с содержанием СО2 в альвеолах лёгких.По его мнению  при глубоком дыхании, свойственном подавляющему числу людей создаётся дефицит СО2 в лёгких крови , что вызывает спазм бронхов сосудов, кишечника и других органов, управляемых гладкой мускулатурой, а также создаётся болеепрочное соединение кислорода с гемоглобиномкрови.Все это уменьшает приток кислородак клетке мозга, сердца, почек и других органов.Методика  дыхательной гимнастики К.Бутейко обладает оздоровительным действием и вырабатывает поверхностное дыхание, которое имеет преимущество в поддержании здоровья.

Состояние организма в зависимости от содержания СО 2 в альвеолярном воздухе при максимально возможной задержке дыхания.

Состояние организма

Градация состояния

организма

Содержание СО 2

В альвеолах леёгких в %

Максимальная

Задержка

Дыхания в сек

Сверхвыносливость

VII

VI

V

IV

III

II

I

Особое состояние

7.6

7.3

7.24

7.3

7.1

6.8

Особое состояние

220

180

150

120

100

80

Норма

Норма

6.5

60

Предрасположенность к болезни

I

II

III

IV

V
VI

VII

6.0

5.5

5.0

4.5

4.0

3.5

Тяжёлое состояние

50

40

30

20

10

5

Тяжёлое состояние

В заключении можно отметить , что количественное выражение различных состояний здоровья имеет большое значение для профилактики заболеваний.Из-за отсутствия более совершенных простых методов оценкисостояния здоровья в практике учителя физической культуры могут быть использованы  эти предложенные методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Современное представление об эмоциях

В материале говорится об эмоциях, их видах и значении для эффективной деятельности, ко­торой занимается человек....

Современные представления о дисграфии

Современные представления о дисграфии...

Статья "Каллиграфия вначальной школе"

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....

Презентация к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "Шар".

С помощью презентации сформировать представления о свойствах геометрического тела «Шар»....