Реализация ФГОС вначальной школе
материал на тему

Балашова Елена Михайловна

Выступление на родительском собрании с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Здравствуйте   уважаемые родители и коллеги.

Сегодня мы опять будем говорить о новых стандартах, об их реализации. Я думаю это не лишне. Родители первоклассников услышат об этом впервые, а остальные также получат полезную информацию о независимой аттестации в 4-х классах. Я хочу вам рассказать как мы учителя начальных классов понимаем стандарт сейчас, с какими проблемами сталкиваемся, какие у нас успехи.

(Слайд 2)

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и саморегуляцию личности.

Для реализации этой концепции разработан ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения, целью которого является развитие потенциала личности.

Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был в общем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы.

(Слайд 3)

  1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования, что зафиксировано в   7 ст. новой редакции Закона «Об образовании».
  2.  Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
  3. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

(Слайд 4)

Новый стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно.

Нынешний стандарт понимается как общественный договор между школой, семьей, обществом и государством, т.е. указаны согласованные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом, государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

(Слайд 5)

Стандарт  должен отвечать на следующие вопросы:

  • Ради чего учить?
  • Чему учить?
  • Как учить?
  • За счет, каких ресурсов учить?

Первый. Ради чего учить?

(Слайд 6)

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена она в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. Именно школа фактически является  важным элементом в этом процессе.

(Слайд 7)

Начальное общее образование – это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. Однако, в действительности мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе испытывают трудности из-за недостаточно сформированных умений:

  • самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;
  • самостоятельно работать;
  • вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу;
  • слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

Отсюда вытекают главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Второй вопрос. Чему учить?

  Раньше мы в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Это итак называемые предметные требования к результатам освоения программы. Они существуют и сейчас, их никто не отменял.

(Слайд 8)

Современный образовательный процесс ориентирован на использование школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня мы ставим новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Наличие в программном содержании обучения деятельностного компонента помогает установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Это метапредметные результаты.

(Слайд 9)

Следующий вопрос. Как учить?

Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это личностно-орентированные технологии. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

 На уроках сейчас основное внимание  уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Усвоение детьми понятий идёт на другом качественном уровне:

было: я выучил и поэтому знаю;

стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.

(Слайд 10)

Сегодня на уроке  учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.

Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно их получить.

Ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.

На уроках учащиеся употребляют в своих ответах такие выражения: «Я думаю», «Я считаю, что … не прав, потому что…», «Я согласен с …, потому что…», «Хочу уточнить ответ…».  То есть дети учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

(Слайд 11)

Много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности;

  • дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представления своих проектов;
  • учатся работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе,

(Слайд 12)

Много внимания уделяется самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя.  Большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

Итоговое оценивание школьника за  год  отражается в их «Портфолио - портфеле достижений».

 Его составляющими компонентами являются:

-лучшие творческие работы ученика,

-листы индивидуальных достижений.

- лесенки достижений,

-стартовая диагностика,

-итоговые контрольные,

-читательские дневники,

-грамоты,  благодарственные письма, дипломы.

В дальнейшем планируется учитывать это Портфолио при поступлении в колледжи, ВУЗы.

 Применение современных педагогических технологий проверяется результатами комплексной проверочной работы, которая проводится  в конце учебного года. Данная работа тестирует овладения универсальными учебными действиями.

(Слайд 13)

Данная педагогическая диагностика показала,

Класс

Высокий уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

1 «А»

17 чел. – 63%

 4 чел. – 15%

 6 чел. – 22%

1 «Б»

16 чел. –64 %

1  чел. – 4%

8  чел. – 32%

1 «В»

13 чел. – 54%

6 чел. – 25%

5 чел. – 20%

1 «Г»

15 чел. –60%

7  чел. –28%

 3 чел. – 12%

1 «Д»

12 чел. –50%

 8 чел. – 33%

4  чел. – 17%

Итого по 1-м

классам

73 чел. –58%

26  чел. – 21%

26 чел. – 21%

2 «А»

8 чел. – 32%

 12 чел. – 48%

5  чел. – 20%

2 «Б»

8 чел. – 32%

9 чел. – 36%

8 чел. – 32%

2 «В»

6 чел. – 27%

12 чел. – 54%

4 чел. – 18%

2 «Г»

5 чел. – 32%

10 чел. – 45%

7 чел. – 32%

2 «Д»

2 чел. – 9%

 14 чел. – 64%

 6 чел. – 27%

Итого по 2-м

классам

29 чел. –25 %

57 чел. – 49%

30  чел. –26 %

3 «Б»

5 чел. – 22%

 15 чел. –65 %

 3 чел. – 15%

3 «Г»

2 чел. – 16%

 11чел. 42– %

11чел. – 42%

Итого по 3-м

классам

7 чел. – 15%

 26 чел. – 55%

14 чел. – 30%


Из данной таблицы мы видим, что среди учащихся  1-х классов  -79% имеют высокий и базовый уровень, среди учащихся  2-х классов - 74% успешно владеют УУД, а среди учащихся  3-х классов  это цифра =70 %.

Выполнение таких комплексных работ войдёт в состав новой независимой аттестации учеников 4-х классов. В прошлом году мониторинг был проведён в пилотных школах, в этом году он коснётся всех. Подробнее об этом расскажет Томашук А.В.

И четвертый вопрос. За счет, каких ресурсов учить?

Наша школа располагает соответствующей материально-технической базой. Я хочу отметить, что все учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимой техникой, 98% учителей прошли соответствующую курсовую переподготовку.

Но у нас немало проблем, которые требуют решения.

  • Многое из учебно-лабораторного оборудования педагоги видели впервые, поэтому приходится постоянно сталкиваться с трудностями при использовании этого оборудования.
  • Организация внеурочной деятельности:
  • Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей;
  • Недостаток помещений для проведения занятий;
  • С увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникают сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечением кадрами.

С введением профессионального стандарта учителя, меняются его функции.

Он становится:

(Слайд 14)

Учителем-профессионалом, который:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует пробные действия детей
  • консультирует, корректирует действия
  • ищет способы включить в работу каждого  

 Становится воспитателем, который:

  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей
  • оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

Я считаю, что главной задачей обучения сегодня  является – создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. 

По каким бы стандартам ни учился  ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

(Слайд 15)

В заключении я хочу пожелать вам с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания (ТО) образовательных результатов (учебных успехов - УУ) в реализации ФГОС (ОС «Школа 2100»)

Технология оценивания (ТО) образовательных результатов (учебных успехов - УУ) в реализации ФГОС (ОС «Школа 2100»)...

Реализация ФГОС (начальная школа )

Государственные стандарты (требования) как стратегическая цель достижения нового качества образования....

Технологии реализации ФГОС ("Начальная школа 21 века")

Презентация "Педагогическая диагностика успешности обучения - как технология реализации ФГОС" (образовательная система "Начальная школа 21 века")...

Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС (начальная школа)

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры....

Педсовет "Управление введением и реализацией ФГОС в школе-интернате"

Практический педсовет приближенный к структуре урока по ФГОС. Знакомство педагогов с УУД, их видами и способами формирования....

Педсовет. Управление введением и реализацией ФГОС в школе-интернате.

Педсовет - практикум. накомство педагогов с УУД. Работа в группе....

Статья "Каллиграфия вначальной школе"

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....