Главные вкладки

    Реализация ФГОС (начальная школа )
    статья на тему

    Костью Елена Юрьевна

    Государственные стандарты (требования) как стратегическая цель достижения нового качества образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_k_konferentsii.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственные стандарты (требования) как стратегическая цель достижения нового качества образования.

    Реализация  ФГОС  (начальная школа )

    Автор : Костью Е. Ю.- учитель начальных классов ГБОУ СОШ №562.

      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на деятельность в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

           Федеральный государственный стандарт второго поколения нацелен на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний- развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности.      

           Эта идея очень близка учителям, и в частности мне, работающим по Образовательной системе «Школа 2100». Уже в 1996 году, при создании под руководством академика А.А. Леонтьева Образовательной программы «Школа 2100», была провозглашена новая цель образования: воспитание человека ,ориентирующегося в мире и действующего в соответствии  с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

              Явной особенностью ФГОС является установка акцента на умение применять знания, упор на знания как средство развития личности. Это прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа2100». В ней  важное место отводится продуктивным творческим заданиям, их роли в выращивании функционально грамотной личности. Правильный результат таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде. Ученик должен с помощью текста и иллюстраций учебника , в  которых есть подсказки, выполнить задание.

              Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, навыки , опыт творческой деятельности ), но и провозглашает важность метапредметных  результатов (способов деятельности, применимых при решении не только образовательных, но и реально жизненных проблем), а также личностных результатов ( системы ценностных ориентаций, интересов , мотивации и т.п.). В рамках Образовательной системы «Школа2100» эта цель реализуется с помощью «Дневника школьника» и « Портфолио школьника». У учащихся вырабатываются такие общеучебные умения как нравственно-оценочные, организационные, интеллектуальные, коммуникативные.

    Примером выращивания организационных общеучебных умений служит используемая в Образовательной системе «Школа2100» технология проблемного диалога. С её помощью школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск  решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом.

          В рамках Образовательной системы «Школа2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие их успешно развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации  данных целей. 1 ступенью этого алгоритма являются учебные задания, развивающие . предметные умения. Они ведут к целям изучения предметов как линии развития личности средствами предметов. Эти цели  служат для реализации общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, оценочных, коммуникативных). Эти умения позволяют  сформировать функционально грамотную личность.

    Так , например в новых учебниках Окружающий мир» все задания различаются по цвету первой буквы. Каждое позволяет достичь какой-либо из двух основных целей предмета: научить объяснять мир и формулировать своё отношение к миру. Первая цель формирует интеллектуальные общеучебные умения, вторая- оценочные.

            УМК образовательной системы «Школа2100» реализует деятельностный подход с помощью ряда деятельностно - ориентированных принципов, сформулированных А.А. Леонтьевым (1996).

    А) Принцип обучения деятельности.

              Все предметные УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых даёт возможность педагогу в полном объёме реализовывать деятельностный подход в работе с учениками. Это:

    - проблемно-диалогическая технология;

    - технология формирования типа правильной читательской деятельности(продуктивного чтения)

    - технология оценивания учебных успехов;

    - проектная деятельность

               Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

    Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний, опираясь на цель деятельности, которую сами и формируют. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом.  Важнейшим элементом деятельности служит выполнение продуктивных заданий.                                                                                                                        

    Б) Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

                   

                   Дети в рамках Образовательной системы «Школа 2100» учатся переносить предметные умения, полученные в результате совместной работы с учителем и с другими учениками на решение жизненных задач. Этот принцип хорошо виден на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики.

                   Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме: «Путешествие в дальние страны. Африка» были решены следующие задачи:

     - предметные (выделять животных и растения, находить географические объекты на карте);

    - метапредметные (выбирать нужную информацию из других источников, обсуждать проблемы поискового характера в группах, высказывать своё отношение к выступлению других участников, уметь оценивать себя и других);

    - личностные ( развивать самостоятельность, личную ответственность при работе в группе, навыки сотрудничества и самооценки).

    В заключении хочу отметить, что задача современной школы- это получение нового образовательного результата, создание условий комфортной образовательной среды для учащихся полностью реализуется через Образовательную систему «Школа 2100».

    С 2009 года ГБОУ СОШ №562 является экспериментальной площадкой Российской академии образования по преемственности начального и среднего образования по Образовательной системе «Школа 2100», что помогает учащимся лучше адаптироваться при переходе в среднюю школу, реализуя основные цели нового образовательного стандарта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

    Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

    О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

    Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

    Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

    Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

    В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

    Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

    В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

    Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

    Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...