Статья "Каллиграфия вначальной школе"
статья

Юлия Викторовна Марышева

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalligrafiya.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…» 
В.А.Сухомлинский .


Каллиграфия – искусство писать чётким и красивым почерком .

Письмо – это способ передачи мысли, а красивое письмо- это ещё и искусство, и графика.

Основными принципами современной каллиграфии являются: безнажимность, безотрывность, одинаковый наклон, высота, ширина букв, параллельность между прямыми наклонными и скорость – условие нашего ритма жизни. 
Вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма приобрёл особенную актуальность. И это понятно, там где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. 

        Истоки данной проблемы вижу в несовершенствовании организованной учебной деятельности по сенсорике в детском саду и в КПП по обучению грамоте и письму. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается.

      Небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности.                                                   Часть наиболее важных требований формируется как правила письма: 
- писать с наклоном; 
- слог следует писать безотрывно; 
- писать на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно; 
- писать чётко, ровно, без помарок. 
       Красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева замечательных кружевниц.       «борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся. .

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах..

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

  1. При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
  2. Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. 
  3. Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика. [ 3 ]

 

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.

М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода. [ 2 ]

1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.         

 Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

2. Каллиграфические ошибки:

  • Неумение придерживаться строки
  • Несоблюдение наклона и размеров букв
  • Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
  • «дрожащее письмо»
  • Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.

  1. Графические ошибки:
  • Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни  -  оуни; шарф  - шар.
  • Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки  - кньки.
  • Замена букв

По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.

      Например:  Жучка ---Шучка.

    По причине диалектного произношения:  

      Например:  Взяла --- узяла.

     По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

  • Малый опыт чтения и письма;
  • Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
  • Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
  • Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
  • Влияние просторечия и диалектного произношения.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.

Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. [ 1 ]

 

ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).

ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).

Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.

Причины стойких ошибок– в основном в нарушениях органического характера:

  • Органические нарушения устной речи;
  • Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;
  • Задержка в осознании схемы тела;
  • Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;
  • Аффективные расстройства.


Красиво писать – красоту творить”,  - гласит народная мудрость

     

Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.

постановка пальчиков, руки в целом.

Сложнейший процесс, требующий знания анатомии. В кисти три отдела :запястье, пясть, пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей, которые управляют кистью. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Принято было считать, что главное при письме - пальцы. От их подвижности зависит почерк, так как именно они держат орудие письма. Их и надо развивать.

Итог: разработка специальных упражнений для укрепления мышц запястья и пястья.

1. Для этой цели используем резиновое кольцо (продают в аптеках, во время резки зубов дают детям).

2. Упражнения для мышц запястья:

- повороты вокруг оси и против оси

- сгибания вниз - вверх.

- упоры - толчки

4. Упражнения в игровой форме для всей кисти:

- имитация действий зверей, птиц, насекомых;

- потешки - смешинки с движениями рук.

Наши дети мало играют, мало рисуют, вырезают, лепят, мало мастерят. Кисть теряет свою подвижность и задача учителя - вернуть кисти природную подвижность. Но не спонтанно, а продуманной системой упражнений для поэтапного развития отделов кисти.

Сформированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, позволяет успешно изучать другие предметы, формирует качества, необходимые для успешного протекания учебно-воспитательного процесса, такие как усидчивость, старательность, трудолюбие, воспитывает уважение к языку. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...