Плавание для начинающих
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Лекомцев Даниил Фёдорович

Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее. Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_dlya_nachinayushchih.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Лекомцев Д.Ф., учитель

 физической культуры МБОУ « Гимназия №175», г. Казань 

«Плавание для начинающих».

Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время.

В отличие от «наземных» видов спорта, а также кардио- и силовых тренировок, плавание позволяет одновременно проработать руки, плечи, пресс, спину и ноги. Для сравнения: при беге задействовано только 70% мышц. Поэтому занятия в бассейне могут послужить альтернативой тем, кому по состоянию здоровья противопоказаны подтягивания на турнике, поднятие штанги, бег, аэробика и т.д. При правильной технике плавания нагрузка на мышцы распределяется равномерно, поэтому они «нарастают» и растягиваются правильно. При этом после занятия, как правило, нет послетренировочных болей: молочная кислота, из-за которой и возникает боль, не скапливается, поскольку давление воды на всю площадь тела одинаково.

Упражнения, применяемые для обучения плаванию, должны быть доступными для обучающихся, благотворно влиять на их здоровье, физическое развитие и психику.

Целостно-раздельное обучение:

1) применение несложных подготовительных упражнений в воде, включающих основные элементы плавания (умение скользить по поверхности воды в горизонтальном положении, дышать и выполнять простейшие гребковые движения);

2) разучивание элементов техники плавания и объединение их по мере освоения в целостный способ;

3) освоение, как только это становится доступным, облегченного варианта техники плавания, сохраняющего в основе элементы спортивного способа.

Наиболее распространенной при изучении спортивных способов плавания является следующая схема движений: положение и движения тела в скольжении, движения руками; дыхание; согласование движений рук и дыхания; движения ногами; согласование движений ног и дыхания; согласование движений рук и ног; согласование движений рук, ног и дыхания.

Допускаются отступления от схемы. Например, при начальном обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Это более доступно новичкам, особенно если обучение ведется на глубоком месте. Углубленное же изучение современной техники плавания начинается с движений руками во всех способах, за исключением способа брасс. Движения руками создают основную движущую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором движения ногами подчинялись бы движениям руками.

При разучивании элементов техники движений следует помнить, что детям неинтересно выполнять однообразные упражнения. Поэтому к плаванию целостным способом следует переходить тотчас, как только дети смогут проплыть этим способом короткие отрезки. Первые попытки преодоления отрезка выполняются в несколько упрощенной форме (например, с произвольным дыханием или в замедленном темпе).
Обычное повторение упражнения может быстро надоесть детям. Поэтому полезно изменять темп, исходные положения и саму структуру движений. Это не только повысит их интерес к повторениям упражнений, но и поможет освоить наиболее удобные с точки зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательные движения.

Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее. Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать.

Основные упражнения на первом этапе обучения выполняются в следующей последовательности:

1. Погружение в воду, держась за бортик двумя руками; одной рукой; погружение лица в воду; выдох на воду; выдох в воду с открытыми глазами; гребок одной рукой, как в кроле без выноса рук из воды, другая — опирается о бортик; передвижение вдоль бортика с помощью гребковых движений одной руки и с опорой другой о бортик; ознакомление с движением ногами, как при плавании кролем на груди с опорой руками о бортик.

2. Освоение гребковых движений обеими руками, как при плавании кролем, дельфином и брассом без выноса рук из воды; передвижение в воде в положении наклона (подбородок на поверхности воды) с помощью гребковых движений рук, ноги расслаблены.

3. Лежание и скольжение на груди в горизонтальном положении с различным исходным положением рук и с лицом, опущенным в воду, с задержкой дыхания.

4. Передвижение в воде в горизонтальном положении с помощью гребковых движений рук, ноги расслаблены и удерживаются у поверхности воды, подбородок на поверхности воды; то же, но лицо опущено в воду (для вдоха голова приподнимается лицом вперед, а на последующих занятиях — поворачивается в сторону).

5. Движения ногами как при плавании кролем на груди.

6. Плавание кролем без выноса рук из воды с задержкой дыхания, а на последующих занятиях — с дыханием при повороте головы в сторону. В этом упражнении поплавок практически уже не оказывает ребенку никакой поддержки.

Советы для пловцов:

  1. Уделяйте тренировкам достаточно времени. Вряд ли вы быстро добьетесь результатов, занимаясь лишь раз в неделю. Любой спорт требует времени, в том числе и плавание. Старайтесь ходить в бассейн как можно чаще, пусть даже тренировки будут короткими.
  2. Не пользуйтесь косметикой перед посещением бассейна. Речь идет не только о туши и помаде, но и кондиционере для волос — от него может соскальзывать шапочка. Нанести макияж и средство для волос можно после тренировки.
  3. Стремитесь к лидерству. Занимайтесь в группе или с опытным партнером, который вас превосходит. Старайтесь стать первым, ведь соперничество обеспечивает сильнейшую мотивацию! При одиночных тренировках такого стимула нет.
  4. Не забывайте пить воду. При любых физических нагрузках организм обезвоживается, но в бассейне это сложнее заметить. Поставьте на бортик бутылку с водой и отпивайте понемногу — тренировки будут более эффективными.
  5. Берегите плечи. Плавание — один из самых безопасных видов спорта, но травмы плеча все же случаются. Они могут появиться от чрезмерных нагрузок или неправильного вхождения кисти в воду. Старайтесь погружать первыми кончики пальцев, но не большой палец.
  6. Держите тело прямым и ровным. Когда вы выпрямляетесь, обеспечивается минимальное сопротивление воды, и вы движетесь быстрее. Выступающие части тела, напротив, замедляют движение.
  7. Смотрите вниз. Один из способов сохранять прямое положение — опустить голову вниз и смотреть в пол бассейна. Спортсмены обычно предпочитают смотреть вперед. Но они поворачивают не голову, а только глаза.
  8. Выбирайте подходящий стиль. Не знаете, какому стилю отдать предпочтение? Один из способов выбора — по фигуре и росту. Высоким удобен кроль, а при низком росте предпочтителен брасс. Баттерфляй требует наиболее развитой мускулатуры.
  9. Не копируйте чужие движения. У каждого пловца своя физиология. Поэтому и движения сходны лишь в общем — мастера спорта отталкиваются от идеальной техники и добавляют в нее что-то свое.
  10. Получите заряд вдохновения перед занятием. Это может быть любимая зажигательная музыка, а кому-то помогает взбодриться тренер. Таким образом, тренировки перестанут быть рутиной.

Упражнения в воде в начальный период обучения, впрочем, как и на более поздних этапах развития спортивного мастерства выполняются повторным, интервальным и переменным методами в малом, а позднее в умеренном темпе на небольших дистанциях от 5-10 до 25 метров. Во время плавания внимание следует обращать на обретение навыков и привитие правильной техники движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации начинающему завучу

В 2007 году вступив на должность завуча я столкнулась с проблемой с чего и как начать? Просмотрела множество методической литературы, перевернула страницы Интернета и случайно на одном из сайтов позна...

Плавание стилем "Кроль на груди". Старты и повороты в плавании стилем "Кроль на груди"

в данном реферате представлена наиболее точная информация о спортивном плавании способом кроль на груди. рассмотрены основные характеристики биомеханических движений при плавании. наиболее подробно из...

Конспект открытого урока по плаванию. Тема:«Совершенствование техники способа плавания «кроль на груди»

Задачи:Образовательная1. Совершенствовать техник гребка кролем на груди с дыханием.2. Совершенствовать технику кролем на груди в полной координации.Развивающая1. Развивать силу мышц, выносливость2. Сп...

Конспект занятия по плаванию. Тема: «Совершенствование техники плавания баттерфляй».

Совершенствовать технику работы рук и ног при плавании способом баттерфляй. Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй....

Конспект занятия по плаванию. Тема: «Совершенствование техники плавания кролем на спине»

Совершенствовать технику работы рук и ног при плавании кролем на груди. Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди....

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."...

План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.

План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока:  физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...