Опыт работы «Сюжетные занятия по физической культуре в ДОУ как средство приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
статья по физкультуре

Круглова Татьяна Николаевна

Игра – это  ведущий  вид   деятельности  дошкольника,  который характерен  для  детей  данного возраста.  Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме   -  эффективно влияют  на все  системы  организма,  улучшают  сон  и  аппетит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx498.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы

 «Сюжетные  занятия  по  физической культуре в  ДОУ

как  средство  приобщение  дошкольников к   здоровому  образу  жизни»

Круглова  Татьяна  Николаевна

инструктор  по физической  культуре  МДОУ  №57

г. Люберцы,  Московской  области

teenti@yandex.ru

« Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов» - определение ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

«Здоровье – это,  что  люди  больше  всего стремятся  сохранить  и  меньше  всего  берегут»  (Жан  де  Лабрюйер  - французский  моралист).

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Поэтому  одной  из  задач    моей  работы  является:  сохранение  и  укрепление  здоровья  дошкольников, которая  включает  в  себя формирование  мотивации для  ведения  здорового  образа  жизни, а  также  привлечение  к занятиям  физической  культурой  и спортом,  организация  досуга  и  отдыха (концепция  демографической  политики РФ на период 2025г.).

Наше  образовательное  учреждение работает  по  программе «От  рождения  до  школы», где  наряду  с  оздоровительными задачами,  необходимо  решать образовательные (овладеть основными  видами  движений)  и развивающие (развивать  физические  качества).

Для реализации  программных  задач  по  физическому  развитию детей  в  нашем  дошкольном  образовательном  учреждении  осуществляется  физкультурно-оздоровительная  работа. Составлен  рациональный двигательный  режим  для  каждой  возрастной  группы.  С  детьми,  посещающими  детский  сад,  регулярно  проводится:

  • Физкультура (в  зале   и  на  улице) – рис.1.
  • Утренняя  гимнастика
  • Подвижные  и  спортивные  игры  и  упражнения  на  прогулке – рис.2.
  • Закаливающие  процедуры  и гимнастика  после  сна
  • Физминутки
  • Физкультурные  досуги  и  праздники
  • Дни  здоровья
  • Организуется  самостоятельная  двигательная активность (в  помещении  и  на  улице)

C:\Users\111\Downloads\PHOTO-2020-09-22-11-52-47.jpg

Рис. 1.

Рис. 2.

Для  того,  чтобы  освоить  то  или  иное  движение,  развить  двигательный  навык,  необходимо  повторять  физическое  упражнение  несколько  раз. Используя  в  работе  с дошкольниками  только  учебно-тренировочные  занятия  физическими  упражнениями,  могут  привести  к  потере  интереса  к  занятиям  физическими  упражнениями.

По  предыдущему  опыту  могу  сказать,  что такая  форма  занятий  физкультурой становится  скучной  для  дошкольников,  интерес  к  физическим  упражнениям,  а  в последствие к  занятиям  физкультурой    снижается.

Необходимо  было  придумать,  как  заинтересовать  дошкольников,  как  сделать  так,  чтобы  ребятам  хотелось  чаще  приходить  в  физкультурный  зал,  осваивать  новые  движения,  больше  двигаться,  полюбить  физкультуру  и  спорт,  как  смотивировать  дошкольников  к  ведению  ЗОЖ? И как удержать  интерес  на протяжении всего  занятия.

    Ведь  очень  важно в дошкольном  детстве  приобщить детей  к физической  культуре и вырастить  здорового,  физически  крепкого  человека,  подготовить  к  предстоящей  учебной   деятельности, к   социализации   в  обществе.

Изучив  литературу,  Интернет-ресурсы,  я  познакомилась  с  разными  технологиями,  применяемыми  для  оздоровления  и  физического  развития  детей  дошкольного  возраста (рис.3.).          https://sun9-55.userapi.com/impf/pwZviqb9MIc1nirReXOBuiLG9CQx-UueZxMrhw/RtlNgN6n4zw.jpg?size=1280x720&quality=96&proxy=1&sign=54bea517110c6601df63d00fac021606&type=album

                                                                                          Рис.3.

 Мной  было  принято  решение  внедрить  технологию  использование  сюжетных  физкультурных  занятий  и  занятий-путешествий.

Данные  типы  занятий  строятся  на  едином  сюжете,  где  каждое  двигательное  задание  обыгрывается  согласно  тематике  занятия  по  физической  культуре.  Любое  обыгрывание   - это  своего  рода  игра,  а для  дошкольников  это  очень  важно.

Игра – это  ведущий  вид   деятельности  дошкольника,  который характерен  для  детей  данного возраста.  Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме   -  эффективно влияют  на все  системы  организма,  улучшают  сон  и  аппетит.  

В  игре дети учатся действовать в соответствии с правилами, правила игры дети воспринимают как закон, сознательное выполнение которых формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки. Игра  помогает  познавать окружающий мир.

На  мой  взгляд,   данная тема  очень  актуальна.

Целью    моего  опыта  является  внедрение игровых  сюжетных  занятий  по  физкультуре  в работу с детьми.  

Перед  собой  поставила  следующие  задачи:

  1. Изучить  литературу  и  другие  информационные  источники  по  теме.
  2. Подобрать  подвижные  игры  и  упражнения, спортивные  игры  и  упражнения, конспекты   образовательной деятельности (сюжетных  занятий  физической  культурой  и  игр-путешествий).
  3. Спланировать  активный  отдых  воспитанников  (физкультурные  досуги  и  праздники).
  4. Подобрать  консультативный  материал  для  педагогов  и  родителей
  5. Поделиться  своим  опытом.

Мной  были  изучены  «Технология  физического  развития», созданная   Токаевой  Т.  Э., Троегубовой  Л. Ф., Боярышиновой Л. М.,  «Физическая  культура  дошкольникам»  Глазыриной  Л. Д., Овсянкина  В. А.,   а  также  «Русские  народные  игры  в  ДОУ»  Л.  Лялиной, «Играйте  на  здоровье»  Л.  Н.  Волошиной, Т.В.  Куриловой.

Для  работы  с  детьми  были  подобраны  игры, сюжетные  занятия, занятия-путешествия,  физкультурные  досуги.

Для  родителей  и  педагогов интересные консультации  и  рекомендации.

И  я  начала  проводить  сюжетные,  тематические  занятия по  физкультуре, а  также  занятия-путешествия.  За  основу  брала  тематический  план  образовательного  учреждения,  учитывала  сезонность  и  явления  природы, сюжет  сказки,  превращения  в сказочных  персонажей,  героев  мультфильмов.

Данные  занятия  включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой, как  для  освоения  основных  видов  движений,  так  и  для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических  высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Например, тема « Осень»:  

«Путешествие  в  осенний  парк»  (начало – встреча  с  ежиком, который плачет, не может  найти  гриб, просит о помощи , идем  в лес,  то  идем  прямо,  то перешагиваем «через пни» – высоко поднимая  колени, находим  осенние  листья,  рассматривает  их,  выполняем  общеразвивающие  упражнения, преодолеваем  препятствия (осваиваем  основные  виды  движений, находим  грибы играем, помогаем  ежику  собрать,  за  это  ежик  с нами  поиграет,  возвращение  обратно.

Тема  «Мы водители» (рис.4,5).

https://sun9-25.userapi.com/impf/7xXU_qEX1M9XJZ4e9Tp-0ZdmOz-DLV0AnAweLg/Kg0Wj-BvPlc.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=7f596709886ab60f3379b440b7d5b4d4&type=album                  https://sun9-38.userapi.com/impf/ghbvor_CKF0HVoLr9FVfPHM8lyKpMMOYz-juSA/s3oHQR2YQSY.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=d3a13757d091f46af9b0bee517efabca&type=album

                                  Рис.4.                                                                  Рис.5.

Тема  «Зимушка-Зима» (рис.6,7).

   F:\визитная карточка\ловишки со снеговиком.JPG

                          Рис.6.                                                              Рис.7.

«Структура сюжетных  физкультурных  занятий»

Сюжет  линия  проходит  через  все  части  занятия,  задания  выполняются  за  счет  использования  игр  и игровых упражнений.

  1. В  водной части – игры и упражнения для активизации внимания. В таких играх дети выполняют разные виды ходьбы, бега, с остановкой, с поворотом, с выполнением заданий по сигналу. Сигналом может быть как свисток, хлопок, остановка музыкального сопровождения, в старших группах карточки-схемы).
  2. В  основной  части – игры и игровые упражнения, направленные  на освоение и закрепление основных  движений  и развитие  физических  качеств («Пройди  по  мостику», «Пробеги и не задень», «Подбрось – поймай» и др.,  подвижные  игры.
  3. В заключительной части – игры и упражнение малой подвижности для приведение организма в первоначальное состояние. «Ящерка», «Не выпусти мяч из круга» и др.

На  своих  занятиях  использую  разные  виды  подвижных  игр  (сюжетные,  бессюжетные   и  др.),  а  также  игровых  упражнений («Реки, озера», «Жучки»,  «Лягушки»  и  др.),  игры  с  элементами  спортивных  игр  (рис.8,9.),  русские   народные  игры  (рис. 10, 11.).

https://sun9-32.userapi.com/impf/wNGr9KLD8O9ABco7ILXbQN2s5l5HfaMDdEPVGw/z-tXRtT5pOk.jpg?size=828x461&quality=96&proxy=1&sign=bdea8207a9fc6a9c6e24483a629427b8&type=album                https://sun9-63.userapi.com/impf/9uN41SuK0Uk8oGcLzl9l-hDE6p9aQOc1us6nVA/5LYwhiqDBck.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=11f5c511226edd8a7a13c086bb33b869&type=album

                         Рис.8.                                                                      Рис.9.

https://sun9-17.userapi.com/impf/GsQiCakN_HDOrKURn6Byl67EfDsOjO5uPiY9kg/eMEbACLydrU.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=63d9e0603a8441cfb87e3bbb56fa05af&type=album              https://sun9-57.userapi.com/impf/1FQfZ-dTnW8Exj9GI1m7TZJPl-ySl9hz3mPdWg/WuJ8RyPJINM.jpg?size=1024x768&quality=96&proxy=1&sign=1ddcc9beee78e2e8d337a5a02108cdc4&type=album

                       Рис.10.                                                      Рис.11.                    

Активной  отдых  детей  дошкольников является  неотъемлемой  частью  моей  профессиональной  деятельности  и  очень  важной,  значимой  для  моих  воспитанников. Так  как  именно  на  спортивном  празднике, физкультурном   досуге  и  в  ходе  спортивных  соревнований  ребенок  имеет  уникальную  возможность  реализовать  свой  двигательный  потенциал,  получая  положительный  эмоциональный  заряд. Мной  проводились  спортивные  праздники  и досуги  во  всех  возрастных  группах  и  разные  по  тематике.  Это  и  «Веселые  старты»,  «Мой  веселый звонкий  мяч»,  «Русские  народные  игрища»  (рис.12,13.),  «Малые  Олимпийские  игры»  (рис.14,15.),  «Зимние забавы  со  Снеговиком», «Школа  юных  космонавтов»,  «Как  Богатыри  Родину  защищали» (рис.16,17)  и  мн.др.

https://sun9-6.userapi.com/impf/SVqJ-IwEfaG4slJ_9eszTMHt2guljV72f8PkBw/apxmxBhsyzI.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=7907b5fb97460867643eec2eae143425&type=album            https://sun9-10.userapi.com/impf/gDq-Zx3bmrMeqbGRid4srzs34ccw5WnkKzEWJg/8HSP_HJ3Azs.jpg?size=2560x1920&quality=96&proxy=1&sign=dbaad1d380209c52a8827f6c72a82bd1&type=album

                       Рис.12.                                                                  Рис.13.

https://sun9-39.userapi.com/impf/9hbmz6xuKAf2JcTb6EK0WfN7rbIj4nk9C8Q-iw/WnUXzUDWrQw.jpg?size=1280x719&quality=96&proxy=1&sign=a909787e990dc93287b05384f2fd04f5&type=album   https://sun9-55.userapi.com/impf/oZGdTLZk59h1t_XkfdjevoYnPM_FR-KKSAa-Aw/8Y6A0VmIf10.jpg?size=1280x719&quality=96&proxy=1&sign=948b1ae8d62001a15c8e6624c1b6faf5&type=album

                     Рис.14.                                                        Рис.15.

       https://sun9-17.userapi.com/impf/J-IV0WojmLvyX9SstDtPRsBmY4r3gpx9af32qA/vdReZbb2BR0.jpg?size=828x832&quality=96&proxy=1&sign=74038f90a92a99c01f2b4165541b62c7&type=album                 https://sun9-75.userapi.com/impf/w9gkhV6WkWjuBhqd5lwLmy-2znbnlQ_qg7J6Yw/dxI8zaXN5M4.jpg?size=1080x1080&quality=96&proxy=1&sign=6497de5987b70d2d588c8e490b529599&type=album

                           Рис.16.                                                         Рис.17.

Для  организации  двигательной  деятельности  использую оборудование  зала, а  также  сама  изготавливаю (мешочки,  флажки, маски, кольца, мешки  для метания, ленты и др.) (рис.18, 19.).

https://sun9-10.userapi.com/impf/6Nq1fwbYFFT06qvsQki9ZnZaZfD-PyqJKgQOcg/3ZdvQZxilJo.jpg?size=828x830&quality=96&proxy=1&sign=4b66b34f6a5921eee80832a114cf012b&type=album              https://sun9-26.userapi.com/impf/OzFXJtk6dowmUI5uAwq1EcrqbP-XGz-i0JudKg/QNJDNC12af4.jpg?size=1152x864&quality=96&proxy=1&sign=aa17e21bafd9ee2985180e938c30f505&type=album

                         Рис.18.                                                      Рис.19.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников (рис.20, 21.). Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сотрудничество с родителями (дети – родители – педагоги).

              https://sun9-12.userapi.com/impf/bohUMzV5lrYGPt0Nw__Esz5-4WhnAbeuHSacwA/kKeiGSrqZGM.jpg?size=2560x1707&quality=96&proxy=1&sign=c7d11c6df17674fe6dcb298e08977388&type=album

                   Рис.20.                                                             Рис.21.

Подводя  итог,  хочу  отметить,  что  первый  показатель  успешности использования  таких  занятий это  эмоциональная  отзывчивость  детей,  возникновение  длительного  интереса,  желание  узнать  «что  будет дальше?».

Применяемые в работе игровых,  сюжетные занятий  по  физической  культуре и  занятия-путешествия повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Концепция  демографической  политики  Российской  Федерации  на  период  до  2025  года.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая  культура – дошкольника. – Владос, 1999г.
  3. Технология  физического  развития. Т.Э.Токаева. –М.:ТЦ Сфера, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Круглый стол для родителей и детей. «Культура. Культура? Культура!»

Цель: Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.Возраст: ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...