Комплект адаптированных учебных материалов по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития» для обучающихся 2 класса
материал по физкультуре

Токанина Ольга Николаевна

Комплект адаптированных учебных материалов по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития»  для обучающихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx303.89 КБ

Предварительный просмотр:

ООО «Учебный комбинат «Профкадры»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Проект: «Комплект адаптированных учебных материалов по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития» 

для обучающихся 2 класса

по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

«Профкадры. Адаптация программно-методических и учебных материалов для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования при реализации ФГОС»

Выполнил:                                                 Токанина Ольга Николаевна         

                                        инициалы, фамилия

Москва 2023

ВВЕДЕНИЕ

В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего образования в РФ актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с ОВЗ, направленной на успешную социализацию и интеграцию в современное общество.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфностью.

В силу особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями физическое воспитание имеет большую силу в коррекционной работе с детьми ЗПР. Данная работа направлена на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.

Адаптивное физическое воспитание является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной. Оно призвано обеспечить условия для полноценного формирования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание в младшем возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развития.

Цель работы - выявить особенности физического развития детей с ЗПР и определить методики адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.

Объект работы – двигательное развитие детей с задержкой психического развития.

Предмет работы – физическое воспитание детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры.

Задачи работы:

  • Составить психолого - педагогическую характеристику детей с ЗПР;
  • Определить особенности физического воспитания детей с задержкой психического развития;
  • Описать подходы коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития;
  • Разработать рекомендации по организации физического воспитания детей, имеющих задержку психического развития, средствами адаптивной физической культуры.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

       Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.    

      На основе этого К.С.Лебединской была предложена классификация ЗПР. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому  принципу:

    - конституционного происхождения;

    - соматогенного происхождения;

    - психогенного происхождения;

    - церебрастенического происхождения.

I. Задержка психического развития конституционного происхождения.

Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации. Характерным является преобладание игровой мотивации поведения.

Для данного варианта ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной занимательной игровой форме.

II. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями; аллергическими состояниями; врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце); детскими неврозами; астенией. Всё это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок.

III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

     Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. 

        Для всех детей с ЗПР характерно нарушение психомоторных функций. У таких детей отмечается недостаточная общая координация движений, затруднено переключение с одного движения на другое. Нарушены память и внимание. У них возникают трудности   в манипулировании с предметом; плохо владеют кисточкой, ножницами. Плохо конструируют. С трудом справляются со шнуровкой ботинок, с застегиванием пуговиц. Отмечается также моторная неловкость у   детей  с ЗПР : дети быстро устают во время ходьбы, не умеют прыгать, бегать и т. д.. В руке часто наблюдается повышение тонуса мышц-сгибателей, в ноге – разгибателей. Исследователями отмечается нарушение общей моторики, которое выражается в трудности выполнения таких заданий как бег на полной ступне, прыжки на одной и двух ногах вместе, действия с мячом, и т. д.. В неврологическом статусе у детей наблюдается наличие микросимптоматики (которая выявлялась при тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок) - изменения тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре, и т. д.. Таким образом, дети с таким ЗПР, имеют нарушения речи и симптомы поражения центральной нервной системы.

В младшем школьном возрасте   такие дети отличаются повышенной возбудимостью или, наоборот, заторможенностью,   имеется  отставание в общем развитии. У таких детей рано может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они часто реагируют непослушанием, агрессивным поведением.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЗПР В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.

По данным Т.А. Власовой (2001) и М.С. Певзнер (2001), дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам в физическом развитии.

Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:

- Сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;

- Нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный "корсет", снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;

- Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро - и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве;

- Сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей - силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;

- Нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

Физическая подготовленность детей с ЗПР в младшем школьном возрасте по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками и школьниками с легкой умственной отсталостью того же возраста. По данным исследователя, у этих детей проявляются слабость регуляции произвольных движений, не сформированность движений, особенно страдает тонкая моторика и выявлен недостаточный уровень развития выносливости особенно в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса.

По данным И.Ф. Марковской (1993) у младших школьников ЗПР выявлено замедленнее темпа физического развития у 31% детей, задержка в становлении локомоторных функций - у 69 % детей, нарушение речи у 63 % детей.

В исследованиях О.В. Решетняк (2004) установлено, что дети с ЗПР имеют более низкие показатели веса, роста, окружности грудной клетки. Физическое развитие у 25 % детей ЗПР оценивается как - ниже среднего уровня развития. У этих детей также выявлены нарушения осанки - 68% обследуемых и различные хронические и соматические заболевания.

Таким образом, многие исследователи отмечают что, в младшем школьном возрасте физическое развитие и двигательные действия детей с ЗПР отличается от здоровых сверстников более низкими показателями. Многие авторы отмечают ослабленность здоровья, низкую умственную и физическую работоспособность, быструю утомляемость. 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Физическое воспитание является важным разделом всего процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Особое значение для коррекции дефектов и развития личности ребенка имеет правильная постановка физического воспитания в младших классах. На начальном этапе обучения закладывается фундамент, выработки у них навыков основных движений и формировании осанки. Младший школьный возраст весьма благоприятен для коррекции недостатков развития, и чем раньше начнется исправление дефекта, тем скорее и успешнее он будет устранен.

В целом, ученые, занимающиеся проблемой физического воспитания детей с ЗПР, убеждают, что коррекционную работу следует направлять на развитие общей, мелкой ручной и артикуляционной моторики, координации движений, чувства ритма, пространственных представлений, функции равновесия, положительных психо-эмоциональных состояний.

В результате системной и целенаправленной обучающей и коррекционной работы дети достигнут следующих результатов:

           Метапредметные результаты:

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:

-понимании групповой инструкции к задаче, поставленной учителем;

-попытках сравнения и обобщения (например, эти упражнения на ловкость, а эти – на скорость);

- умении вербализовать наглядно наблюдаемую причинно-следственную связь.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

- способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

- способности соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

- овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением;

- овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении

затруднения;

- овладении умением работать в паре (помогать партнеру);

- овладении умением работать в подгруппе (понимать, что победа в спорте зависит от согласованных действий и взаимопомощи);

- овладении умением адекватно воспринимать критику.

Предметные результаты:

уметь:

- выполнять различные упражнения в построении и перестроении, хорошо ориентируясь в пространстве;

- выполнять основные виды движений рук, ног, туловища;

- выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;

- бросать и ловить мяч;

- прыгать в длину с места и метать малый мяч на дальность;

- сохранять устойчивое равновесие на ограниченной опоре;

- играть в подвижные игры, выполнять игровые задания с элементами баскетбола, пионербола;

- передвигаться на лыжах в медленном темпе.

В силу особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями физическое воспитание имеет свою специфику, направленную на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.

На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями   коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для выше обозначенной категории детей.

Несмотря на индивидуализацию занятий физической культурой для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:

  1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
  2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
  3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.
  4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
  5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.
  6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
  7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.
  8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на уроках  физической культуры.

Урок физкультуры состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%.

При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на 25% по сравнению с пульсом до начала занятий. Физиологическая кривая, которая строится на основании пульса, должна быть многовершинной, т. е. плавный подъем и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3-4 минут после упражнений – показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе упражнений или после них патологической реакции пульса занятия нужно прекратить и пересмотреть характер нагрузки. Процесс адаптации детей к нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно.

Кроме обязательного показа упражнений, требуется словесная инструкция и совместное проговаривание одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи, двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленные темп усвоения детьми новых движений и не отказывать от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению.

            Таким образом, словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движении и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения обязательны. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методомсовместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Коррекционную работу на занятиях физкультурой во вспомогательной школе с детьми с задержкой психического развития принято строить с учетом выделения двух групп; возбудимых детей и заторможенных.

 

Программный материал по физической культуре дополняется следующими

разделами:

 - коррекционно-оздоровительная гимнастика (логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика);

- ритмика;

- релаксационные техники;

- дыхательная гимнастика;

- самомассаж;

- плавание.

Дыхательная гимнастика

У детей с задержкой психисеского развития в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи   нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Поэтому,   возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха (а не умение вдохнуть побольше воздуха). На занятиях физкультурой мы закрепляем диафрагмальное дыхание в играх и упражнениях.

Релаксационные техники

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Рекомендовано использовать дополнительно музыкальное сопровождение Хотелось бы отметить необходимость учета влияния музыки на психическое состояние человека. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Логоритмика

Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. 

Ритмика

Ритм является универсальной базовой способностью человека. Первый ритмический опыт человека это биение сердца матери. Современные исследователи связывают высокую корреляцию языковой, музыкальной, художественной способностей с чувством ритма, лежащим в их основе. 

Связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию речевой активности. Ритм влияет на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе артикуляционных.

Самомассаж

Виды:

- Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, поднимает настроение ребенка.

- Самомассаж лица и шеи, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария), направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.

- Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма. Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ.

- Су- джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления . Шарик «Су- джок » - с виду симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Легкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологические активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость, повышая тонус организма. Упражнения с пружинным массажером очень полезны для детей с ОВЗ..

- Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).

- Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту. Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ  ДЕТЬЕЙ С ЗПР

Для успешного проведения коррекционной работы по формированию у детей с ЗПР двигательных навыков следует руководствоваться некоторыми методическими рекомендациями:

- В свете уровневой теории построения движений одно и то же упражнение целесообразно «обыгрывать» на разных церебральных уровнях.

- Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.

- Перед воспитанником надо ставить конкретные задачи: согнуться так, чтобы лоб коснулся коленей, не просто подтянуться на руках, а подтянуться так, чтобы голова оказалась выше рук, и т.д.

- Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами), то непрерывно. Необходимо менять темп-ритм выполнения упражнений. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.

- Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

- На занятиях физкультурой важна оценка преподавателя. Она не должна носить формальный характер - правильно, не правильно. При выполнении упражнений в основных движениях оценка дается каждому ребенку с указанием, что было хорошо, а что ещё недостаточно хорошо получается. При неправильном выполнении упражнения надо дать соответствующую оценку и предложить ребенку сразу повторить упражнения с учетом замечания.

- При усвоении основных движений индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуального психического состояния детей, степени умственной отсталости. Задача состоит в том, чтобы целенаправленно развивать двигательные способности и качества ребенка с ЗПР, предлагая ему посильные, но требующие физических и психических усилий задания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Физическое качество

Легкая атлетика

Спортивные игры

Гимнастика

Лыжная подготовка

Ловкость движенй рук (бытрота, координация).

Подбрасывание и перебрасывание (жонглирование) мячей для метания.

Подбрасывание различных мячей и жонглирование ими.

Упражнения с предметами (лентой, мячом, обручем).

Выполнение переходов с хода на ход, быстрое надевание лыж и палок.

 Точность угловых воспроизведений (кинестезия рук).

Подъем рук с лежащими на ладонях мячами снизу вверх и опускание их.

Броски и передача мяча на точность.

Удержание гимнастической палки на ладони, изменяя положение рук.

Ходьба с использованием различных ходов с акцентом на технику передвижения, имитация движений рук.

Тактильная чувствительность.

Прыжки в длину и в высоту на точность приземления (вполсилы и треть силы).

Прием и передача мяча под контролем бокового зрения.

Упражнения с предметами на точность с частичным зрительным контролем.

Надевание лыж и палок без зрительного контроля.

Сложная зрительно-моторная реакция.

Кросс по пересеченной местности с преодолением различных препятствий.

Ведение мяча. Обводка препятствий.

Упражнения с подбрасыванием и ловлей различных предметов в движении и на месте.

Спуски с гор с объездом различных препятствий (безопасных). Ходьба по незнакомой местности (лыжне).

Ручная – ножная координация.

Прыжки с доставанием предметов или отметок на стене, прыжки в длину на двух ногах («блоха»).

Передачи, удары и броски мяча в движении и прыжке.

Различные прыжки со скакалкой, обручем, мячом. Вольные упражнения.

Ходьба с использованием различных ходов и переходов с хода на ход. Ходьба по неровной лыжне. Поворот прыжком с толчком палками.

Точность воспроизведения  мышечных усилий при сгибании ноги в голеностопномсуставе.

Прыжки в длину и в высоту на точность приземления (вполсилы и треть силы).

Броски и передача различных мячей на дальность.

Прыжки по разметкам. Ходьба с удержанием гимнастической палки на ладони в вертикальном положении

Спуск с преодолением бугров и впадин, с объездом расставленных предметов «змейкой». Поворот прыжком на заданный угол.

Простая зрительно-моторная реакция.

Старт по зрительному сигналу.

Удары в стену и ловля отскочившего мяча.

Ловля падающей гимнастической палки, поставленной в вертикальное положение.

Старт и изменение направления движения по зрительному сигналу.

Статическая выносливость рук.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Применение положения низкого старта.

Быстрая передача мяча у стены. Длительное жонглирование мячом на вытянутой руке.

Подтягивание и удержание положения виса, согнув руки на перекладине. Упражнения с гантелями.

Передвижение бесшажными одновременными и попеременными ходами. Передвижение с преимущественным использованием одновременных ходов.

Становая статическая выносливость.

Многократное метание груза вперед из-за головы и назад  ноги врозь, груз впереди.

Передача, прием или подбрасывание мяча в положении лежа.

Удержание туловища и ног в положении лежа.

Передвижение двухшажным попеременным ходом без палок с акцентом на технику ходьбы.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С ЗПР ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Юра Б., 8 лет, ученик 2 класса. В семье мальчик – третий ребенок. Материальное положение семьи очень тяжелое, мать и отец – безработные, отец злоупотребляет алкоголем, основное воспитание осуществляет мама. Единства требований в воспитании нет, в семье часто происходят скандалы, дети в основном представлены сами себе.

 По физическому развитию Юра соответствует норме.

Мальчик пассивен, интерес к обучению снижен, в контакт вступает настороженно, проявляет тревожность.

В отношении учебной деятельности учитель отзывается о мальчике положительно. Практические умения и навыки развиты в соответствии с требованиями программы: различает слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия; списывает с печатного текста; анализирует слова по звуковому составу. Умеет без помощи учителя правильно и полно ответить на поставленный вопрос; знает много стихотворений наизусть; читает тексты полными словами, трудные слова по слогам, но не может составлять большие предложения; по математике умеет выполнять действия с числами в пределах двадцати без перехода через разряд, решать простые и составные задачи, распознавать углы, чертить отрезки, называть и обозначать единицы измерения и т.д.; по рисованию и ручному труду программу усваивает, грубых нарушений в мелкой моторике нет.

Юра обучается по программе коррекционно-развивающего обучения совместно с другими учениками, при этом учитель ему дает адаптированные, индивидуальные задания. Процесс обучения имеет ярко 17 выраженную коррекционную направленность. Например, урок математики: на устном счете учитель проводит игру на развитие внимания, памяти, подбирает задания, способствующие развитию логического мышления, использует приемы для развития связной устной речи и других познавательных процессов.

Особенности внимания: на уроках привлечь внимание ребенка можно без особого труда, если материал занимательный. В этом случае внимание его не рассеивается. Если спросить мальчика в тот момент, когда он отвлекается, он дает полный и правильный ответ, у него преобладает произвольное внимание. Оно устойчивое, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Особенности памяти: новый учебный материал Юра запоминает практически в полном объеме, правильно применяет его на практике. Он с удовольствием заучивает стихотворения, которые читают на уроках, и в конце урока воспроизводит без ошибок, сложные предложения строит без помощи учителя. У ученика преобладает зрительно-слуховой вид памяти, но наблюдается и механическая, и словесно-логическая память.

Особенности мышления: у мальчика преобладает наглядно-образное мышление. Он всегда активен на уроках, поднимает руку и пытается ответить на вопросы учителя. Юра легко справляется с заданиями, требующими сравнения по образу или по аналогии. Выводы и обобщения может делать самостоятельно, но иногда опирается на план-схему.

Процессы восприятия: Юра легко воспринимает целостный предмет, редко затрудняется в узнавании его отдельных частей. Мальчик ориентируется в единицах измерения времени.

Речь экспрессивная с «проглатыванием» отдельных слогов, звукопроизношение нарушено. Мальчик занимается с логопедом. Обращенную речь понимает без труда и выполняет соответствующие инструкции. Монологическая речь развита слабо, в диалоге умеет поддерживать беседу, задает вопросы, дает полные ответы. Дефекты устной речи на письменную речь не влияют.

С первых дней обучения ребенок легко освоился в коллективе. В интернате он не скучал по дому, так как брат и сестра обучаются в этом же учебном заведении.

Мальчик стал активнее, он уважает своих сверстников, ко всем детям относится положительно.

Ребенку присущи такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость. Учиться мальчик стал с желанием, занятия практически не пропускает. Он стал решительным, в трудной ситуации не ждет помощи, проявляет свое волевое усилие. Ребенок умеет оценивать свои поступки и поступки товарищей. Самооценка Юры совпадает с оценкой товарищей, а также с оценкой родителей и учителей.

КАРТОТЕКА АДАПТИРОВАННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

  1. Когнитивное упражнение "Движение".

Цель: формирование двигательной памяти.

Задание: Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

  1. Дыхательное упражнение "Шарик".

Цель: расслабление мышц живота, развитие концентрации внимания, произвольной саморегуляции, снятие мышечного напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния..

Задание: "Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на

живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота

напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко..."

  1. Релаксационное упражнение "Поза покоя".

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.

Задание: дети ложатся на гимнастический коврик в любую удобную позу и закрывают глаза. Фоном играет релаксационная музыка. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

 Все умеют танцевать,

 Прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют

 Расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая -

 Очень легкая, простая,

 Замедляется движенье,

 Исчезает напряженье...

 И становится понятно -

 Расслабление приятно

А теперь, с закрытыми глазами слушаем музыку и мысленно представляем картины, которые рисует нам композитор…..

Расскажите, что вам «приснилось» под звуки этой мелодии?

  1. Идеомоторное упражнений «Оптимизатор».

Цель: оптимизация тонуса мышц, развитие умения чувствовать свое тело.

Задание: Сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

  1. Функциональное упражнение "Дракон".

Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками.

Задание: Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это "голова дракона", последний - "кончик хвоста". Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.

  1. Функциональное упражнение "Парад".

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация

импульсивности, развитие навыков удержания программы.

Задание: И.п. - стоя. Марширование на счет "Раз-два-три-четыре".

В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз", во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три", в четвертом - на счет "четыре".

Раз (хлопок)-два-три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре,

Раз-два-три (хлопок)-четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

  1. «Нейроскакалка»

Цель: развитие межполушарных связей, скорости реакции, способности к быстрому переключению внимания. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

https://www.kokos.ru/images/lots/1b/923/1b9235a55cd28d5ecbad1852319e7be4.jpg

Задание: Прыжки с хлопками

Продеваем левую ногу в кольцо нейроскакалки, кладём её на пол, и с помощью правой ноги заставляем её вращаться. Таким образом скакалка вращается вокруг левой ноги, а правой ногой мы перепрыгиваем её в момент приближения.

- Добавляем к этому движению ритмичные хлопки, постепенно ускоряясь.

- Параллельно начинаем делать круговые движения по животу левой рукой, а правой рукой похлопывать себя по голове. Через 2-3 минуты меняем руки.

- Хлопки перед собой и за спиной.

- Прыжки с оборотом вокруг себя.

- Прыжки на одной ноге.

- Прыжки с подбрасыванием мяча.

  1. Дыхательное упражнение «Сигнальщик».

Цель: развитие концентрации внимания, произвольной саморегуляции, снятие мышечного напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.

Задание: Ребенок сидит у стены, спина прямая. Голова прямо, не двигается. Глаза зафиксированы на точке впереди. Ноги прямые, не перекрещены, слегка раздвинуты. Руки лежат на коленях. Упражнение выполняется по команде взрослого (по хлопкам). Единица счета равна 1 секунде. По команде взрослого (хлопает 5 раз) ребенок делает постепенный вдох через нос и медленно поднимает правую руку вверх. По команде взрослого (хлопает 3 раза) ребенок задерживает дыхание (рот закрыт) и держит правую руку поднятой. По команде взрослого (хлопает 5 раз) ребенок делает постепенный выдох через широко открытый рот, медленно опускает правую руку на правое колено, одновременно поднимая левую руку вверх. По команде взрослого (хлопает 3 раза) ребенок задерживает дыхание (рот закрыт), держит левую руку поднятой и т.д. выполнить 5-6 раз.

  1. Самомассаж.

Цель: стабилизировать психоэмоциональной устойчивости, повысить функциональную деятельность головного мозга, тонизировать весь организм.

Задание: Самомассаж лица, ушей, головы.

 а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

 б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

 в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

 г) Растопырив пальцы рук, трем ими голову «моем голову»

д) Игра «Угадай». Дети стоят в парах и первый ребенок рисует на спине другого рисунок, а второй ребенок должен отгадать что ему нарисовали. Затем меняются ролями.

  1. Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного

анализаторов.

Задание: Играющие стоят в кругу. Ведущий произносит слова:

«Земля» — руки вниз;

«Вода» — руки вперёд;

«Воздух» — руки вверх;

«Воздух» — вращение руками.

Кто из детей допустил ошибку – делает 1 шаг вперед и игра продолжается.

  1. Релаксация  “Путешествие на облаке”.

Цель: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, нормализовать эмоциональное состояние, повысить работоспособность ребенка.

Звучит спокойная музыка. Педагог медленно произносит слова:

Задание:  Лягте  удобно и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Посмотрите вниз, вы видите сочную, зеленую травку. Яркие, разноцветные цветы. С цветка на цветок пархают бабочки. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

  1.  Упражнения на разно типичное согласование движений рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.
Задание:

- Упражнение «Капитанское». Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

- Упражнение «Класс». Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

- Упражнение «Колечки». На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

  1. Массаж  колючим массажным мячиком.

Цель: развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации.

-  Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

-  Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

-   Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

-   Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

-  Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

-   Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

-  Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

-  Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

-  Прокатывание мяча по телу.

- Стоя на одной ноге и удерживая равновесие, второй ногой прокатывать массажный мяч по стопе.

- Выполняем движения по тексту

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

  1. Подвижная игра «Воробьи и вороны».

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры).

Задание:

а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди). В зависимости от команды взрослого — «вороны» или «воробьи» — все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2—3 таких игр подсчитываются очки, и объявляется команда-победительница.

Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».  Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моему указанию вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною последнего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каждый предмет и объявим команду-победительницу.

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Инструкция: Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики

(«вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произнесу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «во-ро-бьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть».

  1.  Подвижная игра «Море волнуется».

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Задание:  «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра

проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

  1. Подвижная игра «Слушай хлопки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Задание: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!».

Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

  1.  Игра «Не пропусти физкультурный термин».

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Задание: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается физкультурный термин, дети должны хлопнуть в ладоши. Можно усложнить и сделать проверку терминов только по одной теме.

Варианты слов по теме «гимнастика»:

Выпад, сед, упор, хват, вис, мах, кувырок, шпагат, равновесие, перекладина, обруч, группировка….

  1. Филворд.

Цель: развитие внимания, закрепление физкультурных терминов.

https://img.labirint.ru/rcimg/a61bff5f989c67ff34b86f060634b4df/1920x1080/comments_pic/1448/3_1ab3f26a839ad325462dae1c76401cf3_1416989281.jpg?1416989329

  1. Теоретическое задание.

Цель: закрепление знаний техники выполнения упражнений.

https://ru-static.z-dn.net/files/d65/13461f3fac78a583c27c9d4c23fc6b6d.png

  1. «Правила игры».

Цель: Закрепить знания детей о правилах спортивных игр.

(1 вариант)

Задание: Ведущий предлагает вниманию игроков цветик-семицветик, на лепестках, которого записаны правила игры всех знакомых  спортивных игр. Игроки по одному подходят к ведущему и вытягивают один из лепестков, затем читают правило и определяют к какой игре оно относится. Выигрывает тот, кто

больше всех даст правильных ответов.

(2 вариант) – проводится по типу соревнований двух команд.

ВЫВОД

Отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.

Знание особенностей развития детей с ЗПР помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий ЗПР.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по мнению ученых, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно- эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое  развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...

Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития

Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам   и коррекционным курсам  для обучающихся  с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Адаптированная рабочая программа по предмету физическая культура для обучающихся с задержкой психического развития на курс начальной школы по программе "Школа России". Вариант 7.2....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.) 1-4 класс.

Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР...