Пояснительная записка к рабочей программе "Ритмическая гимнастика".
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3 класс)

Разработка рабочей программы по модулю Ритмическая гимнастика на 2023-2024 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika_poyasnitelnaya_zapiska.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №401

Колпинского района

Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

педагогический совет

Протокол №________

от «___»___________20___г.

секретарь________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ школы №401

______________К.В.Левшин

 Приказ №________________

от «___»___________20___г.

Рабочая программа

Ритимическая гимнастика

для 1, 2, 3  класс

Срок реализации: 2023-2024 учебный год

        Разработчик:

Шуварова Ольга Николаевна

учитель физической культуры

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по предмету «Физическая культура». В основу программы положена авторская методика обучения детей заслуженного тренера РФ И. А. Винер. Методика представляет собой общеразвивающий комплекс учебно-образовательных и игровых занятий, основанных на гимнастических упражнениях с предметами и без них под музыкальное сопровождение и без него.

Целью начального общего образования по физической культуре является формирование основ здорового образа жизни, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников. Реализации этих целей будет способствовать решение следующих задач:

укрепление здоровья школьников;

развитие основных физических качеств и повышениефункциональных возможностей организма;

формирование первоначальных умений саморегуляциисредствами физической культуры;

совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения детей подвижным играм, физическим упражнениям;

формирование представлений о физической культуре вообще и о гимнастике в частности;

развитие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

овладение формами коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга.

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности развития детей.

Структура программы

В содержании курса выделены следующие разделы: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование».

В разделе «Знания о физической культуре» представлены общие понятия о физической культуре и ее базовой составляющей — гимнастике и ритмической гимнастике в частности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности» раскрывает способы организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой вообще и гимнастикой в частности;наблюдения за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, а также способы организации ипроведения подвижных игр.

В разделе «Физическое совершенствование» раскрывается физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная деятельность, ориентированная на освоение учащимися гимнастических и акробатических упражнений, танцевальных шагов и основных элементов танцевальных движений, подвижных, музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр и спортивных эстафет.

В этом разделе упражнения сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такая структура позволяет учителю отбирать нужные физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств. Все это соответствует половозрастным особенностям учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условиям проведенияразличных форм занятий, наличию спортивного инвентаря и оборудования.

В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности учащихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса.

В программе освоение физических упражнений и способов двигательной деятельности сочетается с получением учащимися соответствующих знаний. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить темы по истории гимнастики, возникновения олимпийского движения, о роли гимнастических упражнений в физическом совершенствовании, правилах личной гигиены, самоконтроле, профилактике травматизма на занятиях гимнастикой и др.

Формами организации занятий по данной программе являются уроки, которые состоят из разминки, основной части, посвященной общей и специальной подготовке, и заключительной части, включающей игры и эстафеты. В первом полугодии I класса рекомендуется удлинять игровую часть, используя возможности разучивания общеразвивающих упражнений в игровой форме.

Для более качественного освоения содержания программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять натри типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники «Физическая культура. Гимнастика» для соответствующего класса, особенно те разделы, которые касаются последовательности итехнического исполнения упражнений, особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых гимнастических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения детей практическому материалу разделов гимнастики, элементам хореографической подготовки и освоению упражнений с предметами. На этих уроках учитель сообщает знания непосредственно во время освоения упражнений (например, рассказывает о том, какие группы мышц задействованы при выполнении того или иного упражнения и т. д.). Эти сведения позволяют учащимся осознанно разучивать и выполнять новые упражнения. Образные, занимательные названия упражнений помогают им запомнить последовательность и технику выполнения гимнастических упражнений.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и совершенствования техники выполнения упражнений. Эти уроки предусматривают формирование у школьников представления о влиянии гимнастических упражнений на развитие физических качеств и физической нагрузки на развитие основных систем организма. Также на этих уроках обучают способам контроля физической нагрузки и регулирования ее величины. В программе представлены требования к физической нагрузке, которая позволит учащимся в будущем самостоятельно контролировать и регулировать ее величину с учетом своей физической подготовленности и физического развития. Рекомендуется обращать внимание учащихся на порядок выполнения упражнений и умение объяснять то, как они влияют на развитие физических качеств.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Гимнастика — один из основных видов спорта, которым можно заниматься с раннего детства. Она входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а ее элементы — в любую общую физическую подготовку и корригирующие программы.

Занятия ритмической гимнастикой способствуют не только физическому развитию детей (развитию основных физических качеств, исправлению отдельных недостатков фигуры), но и эстетическому развитию (формированию понимания красоты и гармонии, моделированию поведения в жизни, свойственного именно этому виду спорта).

Содержание данной программы расширяет границы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития детей благодаря использованию в ней методов обучения танцевальным движениям и элементам сценического искусства; знакомству с музыкой; постановке спортивных и сценических показательных программ.

Результатами занятий по данной программе является овладение учащимися содержанием курса ритмической гимнастики, как разновидность составляющей физической культуры, для гармоничного развития, а именно:

укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений ритмической  гимнастики;

достижение гармонии движения и образа.

В процессе учебы по программе у школьников укрепляетсяздоровье, совершенствуются  память, творческие способности, самостоятельность. Другими словами,формируется философия «олимпизма» — «философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли, разума», закладываются основы здорового образа жизни. Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет учащимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, физическая культура способствует развитию личностных качеств и являетсясредством формирования у школьников универсальных способностей (компетенций). Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по этой программе являются:

— умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;

— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

— умение работать над ошибками, слышать, концентрироваться, ставить задачи перед собой и стремиться к их решению.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций РФ на изучение физической культуры в начальной школе всего выделяется 270 ч.  Из  них в I классе — 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели); во II, III классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Для занятий по курсу «Ритмическая гимнастика» можно выделить 1 ч в неделю. Тогда в I классе изучение ритмической гимнастики составит — 33 ч, а во II, III классах по 34 ч в каждом классе ежегодно.

При планировании учебного материала по предмету «Физическая культура» для бесснежных районов РФ или при отсутствии реальных возможностей для его освоения допускается заменять разделы «Лыжные гонки» и «Плавание» на углубленное изучение содержания данной программы за счет увеличения количества часов по тематике «Спортивно-оздоровительная деятельность и общеразвивающие упражнения». Такие рекомендации можно принять и при условии использования данной программы в полном объеме часов учебного предмета «Физическая культура» для начальной школы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы «Ритмическая гимнастика» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.

Обучение по данной программе поможет сформировать у школьников младших классов установку на сохранение и укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса «Физическая культура. Ритмическая гимнастика» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:

— формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества совзрослыми и сверстниками;

— формирование этических чувств доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результата.

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

— овладение базовыми предметными и межпредметнымипонятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты

Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у обучающихся определённых умений.

1 класс

Знания о физической культуре:

- различать основные предметные области физической культуры  (гимнастика, игры, туризм, спорт);

- формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены,  требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале и на улице;

-иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образа жизни;

-знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке);

- знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь применять их в повседневной жизни;

-понимать и раскрывать значение регулярного выполнения гимнастических упражнений для гармоничного развития;

-знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости и координационных способностей;

-знать основные виды разминки.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:

- выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе;

- пражнения для развития гибкости и координации;

- составлять и соблюдать индивидуальный распорядок дня

с включением утренней гимнастики, физкультминуток, упражнений гимнастики;

-измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их значения с рекомендуемыми для гармоничного развития значениями.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спор-

тивные эстафеты, строевые упражнения:

- участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с заданиями на выполнение движений под музыку и с использованием танцевальных шагов; выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, основами туристической деятельности;

-общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнять команды и строевые упражнения.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

-осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования опорно двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег;

- выполнять упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость, координация), эффективность развития которых приходится на возрастной период начальной школы, и на развитие силы, основанной на удержании собственного веса;

- осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно скоростных способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов (скакалка, мяч);

- осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно важных навыков и умений (группировка, кувырки; повороты в обе стороны; равновесие на каждой

ноге попеременно; прыжки толчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны);

- осваивать способы игровой деятельности.

2 класс

Знания о физической культуре:

-  описывать технику выполнения освоенных гимнастических упражнений по видам разминки; отмечать динамику развития личных физических качеств: гибкости, силы, координационно-скоростных способностей;

- кратко излагать историю физической культуры, гимнастики, олимпийского движения, некоторых видов спорта; излагать и находить информацию о ГТО, его нормативах; описывать  технику удержания на воде и основных общеразвивающих гимнастических упражнений как жизненно важных навыков человека;

- понимать и раскрывать правила гигиенические правил

.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье-формирующими физическими упражнениями:

- выбирать и уметь составлять комплексы упражнений основной и ритмической гимнастики для выполнения определённых за дач, включая формирование свода стопы, укрепление определённых групп мышц, увеличение подвижности су ставов;

- уметь использовать технику контроля за соблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе;

- характеризовать основные показатели физических качеств и способностей человека (гибкость, сила, выносливость, координационные и скоростные способности) и возрастной период для их эффективного развития;

- принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; оценивать правила безопасности в процессе игры;

- знать основные строевые команды.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием

и физической подготовленностью:

- составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики;

- измерять, сравнивать динамику развития физических качеств и способностей: гибкости, координационных способностей;

- измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений с различной нагрузкой;

- классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным при знаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спор-

тивные эстафеты, командные перестроения:

- участвовать в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; устанавливать ролевое участие членов команды; выполнять перестроения.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

- осваивать физические упражнения на развитие гибкости и координационно-скоростных способностей;

- осваивать и демонстрировать технику перемещения гимнастическим шагом; мягким бегом вперёд, назад; прыжками; подскоками, галопом;

- осваивать и демонстрировать технику выполнения подводящих, гимнастических и акробатических упражнений, танцевальных шагов, работы с гимнастическими предметами для развития моторики, пространственного воображения, меткости, гибкости, координационно-скоростных способностей;

- демонстрировать равновесие стоя и в полуприседе на каждой ноге попеременно; прыжки на месте с полуповоротом с прямыми ногами и в группировке (в обе стороны);

- осваивать технику плавания одним или несколькими спортивными стилями (при наличии материально-технического обеспечения).

3 класс

Знания о физической культуре:

- представлять и описывать структуру спортивного движения в нашей стране; формулировать отличие задач физической культуры от задач спорта;

- выполнять задания на составление комплексов физических упражнений по преимущественной целевой направленности их использования; находить и представлять материал по заданной теме; объяснять связь физических упражнений для формирования и укрепления здоровья, развития памяти, разговорной речи, мышления;

-  представлять и описывать общее строение человека, называть основные части костного скелета человека и основные группы мышц;

- описывать технику выполнения освоенных физических упражнений;

- формулировать основные правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре;

- находить информацию о возрастных периодах, когда эффективно развивается каждое из следующих физических качеств: гибкость, координация, быстрота; сила; выносливость;

- различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств и способностей человека;

- различать упражнения на развитие моторики;

-  формулировать основные правила выполнения спортивных

упражнений (по виду спорта на выбор);

- выявлять характерные ошибки при выполнении физических упражнений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье-формирующими физическими упражнениями:

- самостоятельно проводить разминку по её видам: общую, партерную, разминку у опоры; -характеризовать комплексы гимнастических упражнений по целевому на значению;

- организовывать проведение игр, игровых заданий и спортивных эстафет (на выбор).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и  физической подготовленностью:

- определять максимально допустимую для себя нагрузку (амплитуду движения) при выполнении физического упражнения;

-оценивать и объяснять меру воздействия того или иного упражнения (по заданию) на основные физические качества и способности;

-  проводить наблюдения за своим дыханием при выполнении упражнений основной гимнастики.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты:

- составлять, организовывать и проводить игры и игровые задания;

- выполнять ролевые задания при проведении спортивных эстафет с гимнастическим предметом / без гимнастического предмета

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

- осваивать и выполнять технику разучиваемых физических упражнений и комбинаций гимнастических упражнений с использованием в том числе танцевальных шагов, поворотов, прыжков;

- осваивать технику выполнения комплексов гимнастических упражнений для развития гибкости, координационно-скоростных способностей;

- осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений и жизненно важных навыков двигательной деятельности человека, такие как: построение и

перестроение, перемещения различными способами передвижения, группировка; перекаты, повороты, прыжки,

- проявлять физические качества: гибкость, координацию — и демонстрировать динамику их развития;

-осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий;

- осваивать строевой и походный шаг.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

- осваивать комплексы гимнастических и акробатических упражнений с использованием и без использования гимнастических предметов (мяч, скакалка);

- осваивать универсальные умения прыжков, поворотов, равновесий, включая: серию поворотов и прыжков на девяносто и сто восемьдесят градусов; прыжки с толчком одной ногой, обеими ногами с прямыми и согнутыми коленями, прямо и с полуповоротом, с места и с разбега; прыжки и подскоки через вращающуюся скакалку;

- осваивать универсальные умения ходьбы на лыжах (при возможных погодных условиях), бега на скорость, метания теннисного мяча в заданную цель,

- осваивать универсальные умения при выполнении специальных физических упражнений, входящих в программу начальной подготовки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

— самостоятельно организовывать и проводить занятия гимнастикой с разной целевой направленностью и выполнять гимнастические упражнения с заданной дозировкой нагрузки;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр, спортивных эстафет и соревнований;

— объяснять в доступной форме технику выполнения гимнастических, акробатических упражнений;

— находить, анализировать ошибки и исправлять их;

— соблюдать такт и ритм при выполнении упражнений;

— выполнять гимнастические, музыкально-гимнастические, сценические комбинации;

— передавать движениями заданный образ, применять это умение в игровой и соревновательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знания о физической культуре.

Физическая культура и ее базовая составляющая — гимнастика. Понятие «физическая культура». Гимнастика как основа физической культуры человека. Ритмическая гимнастика. Основные организациироссийского спорта. Всероссийская федерация художественной гимнастики. Олимпийский комитет России. Параолимпийский комитет России. Олимпийские виды спорта. Распорядок дня. Личная гигиена. Профилактика травматизма во время занятий гимнастикой. Одежда, инвентарь и место для самостоятельных занятий гимнастическими упражнениями.

Из истории физической культуры. Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и гимнастики. Виды современной гимнастики.

Гимнастические упражнения (с предметами и без предметов). Гимнастическая ходьба, бег, прыжки, повороты, наклоны, вращения, упоры как жизненно важные способы передвижения человека. Гимнастические упражнения, их влияние на физическое развитие. Виды гимнастической разминки. Основные способы удержания и передачи гимнастических предметов. Работа с предметами как средство развития моторики.

Танцевальные движения. Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания. Основные танцевальные движения. Ритм и пластика в движении под музыку.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия. Составление распорядка дня. Подбор упражнений для утренней гимнастики и самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Выполнение элементов гимнастических упражнений для проведения оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за гармоничным физическим развитием. Измерение длины и массы тела, сравнение их с собственными показателями, полученными ранее. Самоконтроль за осанкой и дыханием при выполнении упражнений. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр, спортивных эстафет.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики и проведение ежедневных самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств (гармоничного развития, формирования правильной осанки).

Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Выполнение гимнастических, акробатических, танцевальных движений в сочетании с музыкой или установленным ритмом. Ходьба «гимнастическим» шагом. «Гимнастический» бег. Упражнения для общей, партерной разминки и разминки у опоры. Упражнения для развития гибкости, выносливости, координации, силы, быстроты. Упражнения в ходьбе и беге; шаги, прыжки, упоры, седы, перекаты; подводящие упражнения для выполнения гимнастических и акробатических упражнений; комбинации гимнастических и акробатических упражнений под музыкальное сопровождение и/или ритм.

Хореографическая подготовка. Танцевальные шаги, основные элементы танцевальных движений. Хореографические позиции ног. Шаги с подскоками вперед, назад, с поворотами; шаги галопа в сторону, вперед; полька, шаги польки в сочетании с различными подскоками; элементы танцевальных движений: «Ковырялочка», «Припадания», чередование шагов на полупальцах, на пятках; хореографический бег на высоких полупальцах.

Упражнения с предметами. Соединение и демонстрацияупражнений с предметами  под музыкальное сопровождение и без него. Упражнения со скакалкой. Различные виды удержания, вращения скакалки, прыжки с проходом в скакалку; с простейшими движениями. Упражнения с обручем. Различные виды удержания; броски обруча; вращение обруча в различных плоскостях и на талии. Упражнения с мячом. Удержание мяча и передача его из руки в руку; одиночный отбив мяча от пола и его удержание; серия отбивов мяча от пола; броски мяча. Упражнения с гимнастической палкой. Различные наклоны тела в разных исходных положениях, удерживание гимнастической палки в различных  положениях тела.

Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры, спортивные эстафеты. Правила игр и спортивных эстафет. Игровые задания с использованием гимнастических упражнений, гимнастических предметов, элементов хореографии, упражнений для развития внимания, физических качеств, а также музыкального слуха и воображения.

Самостоятельные ежедневные тренировки; подбор музыкальных фрагментов; составление комбинаций упражнений под музыкальное сопровождение.

Общие рекомендации по освоению курса

Для освоения курса применяются в сочетании различные методы: словесный, наглядный, практический, помощь, идеомоторный, музыкальный. Для разучивания нового упражнения рекомендуется такая последовательность: объяснение, показ (учителем или демонстрация слайдов), выполнение упражнения учащимися. Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем за исходными и промежуточными положениями и применением помощи: фиксации. В том случае, если ребенок не может сразу освоить упражнение, необходимо включить его образное мышление, представление упражнения, мысленное его воспроизведение. Для этих целей все упражнения в программе имеют ассоциативные названия, которые помогут ученику понять и запомнить их. Для закрепления правильного исходного и промежуточного положений эффективно использовать мышечную память, закрепляя положение тела в определенных позициях. Все задания выполняются в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты. Это помогает детям правильно выполнять упражнение, чувствовать ритм и использовать музыкальное сопровождение для создания образа. Важным элементом моделирования занятий является включение в них различных вариантов и форм соревновательной и игровой деятельности учащихся, что способствует успешному закреплению техники выполнения упражнений. В программе предлагаются варианты игр, которые являются базовыми. На их основе для разнообразия содержания уроков учитель дает детям творческие задания. Завершающей частью каждого учебного года является итоговое творческие занятие . Рекомендуется составлять групповые показательные выступления. При этом каждый учащийся может использовать в выступлении те упражнения (комплекс упражнений), которые позволят ему лучшимобразом продемонстрировать свои умения. Общие упражнения должны быть доступными для исполнения всеми детьми данной группы. Комбинации упражнений должны быть составлены таким образом, чтобы представлять единую сценическую картину задуманного образа и показывать в наиболее выгодном свете достижения каждого учащегося.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена комплектом учебных изданий авторов И. А. Винер, Н. М. Горбулиной, О. Д. Цыганковой. Учебники для общеобразовательных организаций: Физическая культура. Гимнастика. 1—4 классы. В 2 ч. Ч. 1. Москва 2022г;

Методическое пособие, Физическая культура.  1—4 классы.  Винер-Усманова И. А., Цыганкова О.Д.  Москва 2022г.

Пособие для учителей: Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. Просвещение 2012г.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Количество учебного оборудования приведено, исходя из егонеобходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

Наименования объектов и средств

материально-технического

обеспечения

Коли-

чество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образова-

тельный стандарт начального общего об-

разования

Примерная программа по физической

культуре

Рабочие программы

Д                          

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с про-

граммой обучения)

П

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыкальные

Электронное пособие «Программа гармо-

ничного развития детей средствами гим-

настики»

Д

Учебно-практическое оборудование

Мяч гимнастический

Палка гимнастическая

Скакалка гимнастическая

Мат гимнастический

Акробатическая дорожка

гимнастические коврики

Обруч гимнастический

Зеркала

Аптечка

КП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по учебнику Иванова 3 класс...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...