Особенности работы инструктора ЛФК в детском санатории.
статья по физкультуре

Детский санаторий на современном этапе — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, гражданско-патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. Работа по физической культуре в детском санатории является поистине лечебным фактором. Поэтому не случайно именно в детском санатории появился термин «лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_dolgova.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  работы инструктора ЛФК  в детском санатории.

      Особенностью, определяющей всю деятельность в  детском санатории, является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом. Успешная реабилитация больных детей возможна только на базе хорошо поставленной лечебно – профилактической работой, сочетающейся с педагогической работой.

       Большую роль в проведении учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы играет слаженность и четкость взаимодействия медико-педагогического коллектива. Эта работа организована с учетом характера основного заболевания у ребенка и особого состояния его центральной нервной системы. Известно, что у детей наряду с патологией, обусловленной заболеваниями, часто отмечаются нарушения основных функций нервной системы, повышенная раздражительность, эмоциональная возбудимость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и др.              Поэтому, педагогические работники,инструктор по физкультуре, чтобы правильно строить воспитательно-образовательный процесс, должны хорошо знать как характер основного заболевания детей, так и их индивидуальные психофизические особенности. В освоении этих знаний воспитателям - педагогам помогают врачи санатория.

      Детский санаторий на современном этапе — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, гражданско-патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями.       Работа по физической культуре в детском санатории является поистине лечебным фактором. Поэтому не случайно именно в детском санатории появился термин «лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации.

    Для детей санаторий - это место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразная экологическая ниша. Ребенок, попадая в новые для него условия, испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей. Любая смена коллектива и места пребывания является непривычной ситуацией, и, следовательно, наступает ожидаемый эмоциональный стресс – таким образом реагируют и взрослые, и дети практически всегда.

     Психологи советуют родителям и близким: «Не надо сразу остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Обычно, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации». Некоторые родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, начинают чрезмерно переживать, или, приняв поспешное решение, срываются и забирают своего ребёнка домой. Однако, пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой!

     Адаптационный период, т.е. привыкание, может длиться от двух до четырнадцати суток. Это время знакомства с санаторием, привыкания к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживания отношений с персоналом. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно и/или не нравится в санатории.

      В детском санатории любого медицинского профиля должны быть созданы наиболее оптимальные условия как для лечения, так и для школьного обучения и воспитания, созданы условия жизни, способствующие восстановлению здоровья, повышенного эмоционального и психического тонуса, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне единых требований.

В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой и спортивной деятельности, найти свое "я", реализовать потребность в общении. Функция компенсации реализуется и в процессе обучения.

Эти функции наиболее полно осуществляются в санатории с учетом автономности этого учреждения, временности пребывания в нем, отсутствия стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Мы не знаем, каким он был дома. Нам легче поверить в его достоинства, способности, доброту.

   Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации.

В санатории детям особенно нравятся спортивные соревнования: «Веселые старты», «Зоологические забеги», «Сказочные эстафеты», «А ну-ка,мальчики!»Богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в учебно-воспитательном процессе санатория необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности ребенка. Таким содружеством мы считаем создание и развитие детского коллектива, сформированного на определенное время для прохождения лечения в условиях санатория.

Повседневные будни жизни детей в санатории должны перемежаться теми или иными праздниками, проведение которых имеет большое гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, способствует разрядке, предупреждению ситуации однообразия, безразличия к окружающему, повышает эмоциональный тонус.Это «Спортивный праздник», «Олимпиада», «Футбольный матч», «Пионербол-это круто!»

     Согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала и учащихся на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию. создают атмосферу доверия, сердечности, сочувствия и сопереживания, пробуждение у детей веры и надежды на благополучное выздоровление и успешное учение в дальнейшем.

Литература

1. Хрипкова А.Г. Внутришкольная среда и здоровье школьника // Биология в школе. 1996. N 1.

2. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально- педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.

3. Лебедев В. И. Учебно-воспитательный процесс в детском санаторно-оздоровительном учреждении. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности детского санатория для школьников.

Цель программы: создания благоприятных условий для лечебно-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем....

Инновационные технологии в воспитательной системе лечебно - профилактического учреждения "Детский санаторий для школьников".

Внедрение инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников, при оптимальном сочетании лечебной реабиллитации, образовательной деятельности и воспитательного процесса...

воспитательная работа в детских санаториях

статья о проблемах санаторной педагогики...

В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.

Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....

Детский ортопедический санаторий "Пионерск"

Детский ортопедический санаторий "Пионерск"(отдых и профилактическое лечение детей всего класса)...

Методическая разработка «Сохранение и укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях в условиях детского санатория»

Оздоровление детей, создание их эмоционального комфорта - важнейшая задача всех взрослых, поэтому современные здоровьесберегающие технологии должны использоваться  во всех видах педагогической де...