ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТУРИСТСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Кизиляева Екатерина Юрьевна

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации младших школьников к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием на примере ГБОУ школы 98 Калининского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: спортивный туризм, спортивное ориентирование, школьники, детско-юношеский туризм, мотивация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kizilyaeva_gromova_baryshnikova_statya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

     ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К ТУРИСТСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 

Е.Ю. Кизиляева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга, Россия

e-mail: katya-kizilyaeva@yandex.ru

Н.А. Громова

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга, Россия

e-mail: sport.ddt@mail.ru

Т.В. Барышникова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга, Россия

e-mail: tatyanabarishnikowa@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации младших школьников к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием  на примере ГБОУ школы 98 Калининского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: спортивный туризм, спортивное ориентирование, школьники, детско-юношеский туризм, мотивация.

Спортивный туризм и спортивное ориентирование – массовые виды спорта, средства которых возможно эффективно применять для оздоровления и физического развития населения [2, 4]. Актуальность данных видов в настоящее время обусловлена наличием испытания (теста) «Туристский поход с проверкой туристских навыков» во Всероссийском физкультурно–спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) с III по IX ступень. На наш взгляд, знакомство с основами активного туризма и спортивного ориентирования в природных условиях необходимо всем, независимо от интересов и уровня физической подготовки [1, 3].

В государственном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №98 (далее  ГБОУ школа) Калининского района Санкт-Петербурга на базе отделения дополнительного образования детей (далее ОДОД) работают спортивные секции туристско-краеведческой направленности, в которых занимаются школьники, желающие получить знания, умения и навыки в данной области. Для этого необходим высокий уровень мотивации, который может быть достигнут только в том случае, если учащиеся имеют представление о том, что такое спортивный туризм, спортивное ориентирование и краеведение.

Согласно опросу, проведённому нами среди 45 учащихся 2- 4 классов в сентябре 2021 года, более 60% респондентов такого представления не имеют. Небольшой туристский опыт имеется только у школьников, чьи родители, знакомые или друзья принимают участие в туристских мероприятиях.

Цель исследования: изучить формирование мотивации младших школьников к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием  на примере ГБОУ школы №98 Калининского района Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исходный уровень туристских знаний, умений и навыков младших школьников.

2. Организация и проведение туристских мероприятий, направленных для формирования мотивации школьников.

3. Изучить результаты проведенной работы.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы и документальных источников, опрос, тестирование, методы математической статистики.

Исследование дало следующие результаты.

Для мотивации у младших школьников занятиями туристско-краеведческой направленностью  и спортивным ориентированием необходим личный пример педагога, организация соревнований, мастер-классов по данным направлениям, проведение подвижных игр, а также использование и применение дистанционных технологий.

  1. Личный пример педагога.

Занятия по туризму и спортивному ориентированию может проводить только педагог, имеющий широкий спектр знаний, умений и навыков в области различных видов туризма. Многократный участник походов и других туристских мероприятий, способный обеспечить высокий уровень безопасности туристской группы.

  1. Подвижные игры с элементами спортивного туризма и спортивного ориентирования.

Для формирования туристских навыков целесообразно применять коллективные игры. Например, игра «Ищем клад», играют две команды, равные по численности. Для проведения соревнования необходима карта пришкольной территории, спортивный инвентарь, являющийся кладом на финише, карточки с подсказками на контрольных пунктах.

Игра начинается по сигналу судьи, который устанавливает контрольное время. Выигрывает команда, которая раньше найдет клад. Эту игру можно проводить как в группах продленного дня на занятиях по внеурочной деятельности, так и в заключительной части урока физической культуры в осенний или весенний периоды.

В группах продленного мастер-классы организуют и проводят выпускники или учащиеся секции туризма и спортивного ориентирования. Раздел «Спортивный туризм» включает в себя: теоретические основы туристской деятельности, работу с веревками (вязание узлов). Раздел «Спортивное ориентирование» - теоретические основы спортивного ориентирования, ориентирование в лабиринте (ультра спринт) и ориентирование по выбору на пришкольной территории.

Большинство заданий учащимся дается в форме игры. Подвижные и туристские игры соревновательного плана носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на занятиях, а также совершенствовать физические способности. Педагогами дополнительного образования ОДОД ГБОУ школы №98 и государственным бюджетным учреждением дополнительного образования детей Домом детского творчества Калининского района в течение учебного года были организованы и проведены туристские игры по теоретическим знаниям в области туризма и спортивного ориентирования, однодневные походы, где в играх по станциям учащиеся выполняли задания по вязанию узлов, прохождения спортивного лабиринта и спринта с выполнением игровых заданий

Большую роль в проведении выездных спортивных мероприятий отводится родителям, которые активно принимают участие в туристских играх и эстафетах «Папа, мама, я – спортивная семья», организованных для семейных команд. Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм. Взаимосвязь педагог-ученик-родитель является показателем результативности не только на соревнованиях, но и в воспитании подрастающего поколения.

3. Участие в туристских мероприятиях, организованных на школьном и районном уровне, в том числе с применением дистанционных технологий, положительно влияют на формирование туристских знаний, умений и навыков учащихся. Юные спортсмены успешно проходят тренировочные полигоны Первых Всероссийских игр по ориентированию «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ», которые проводятся в дистанционном режиме.

4. Применение дистанционного обучения.

Данное обучение происходит без непосредственного контакта между педагогом и учащимся, без посещения образовательного учреждения. В связи с чем педагогу стало проще делиться личным туристским опытом и информацией по проводимым мероприятиям с обучающимися и их родителями, что положительно влияет на процесс обучения и мотивацию школьников.

Выводы:

1. В ходе исследования определено, что исходный уровень туристских знаний, умений и навыков недостаточен.

2. В результате участники используют знания по теории и применяют на практике основы спортивного туризма и спортивного ориентирования. Так же отмечается положительная динамика в области формирования туристских знаний, умений и навыков.

3.Определено, что все участники ознакомились со спортивно-краеведческим туризмом и возможностями его эффективного применения для развития физических способностей и оздоровления. У 70 % опрошенных появилось желание заниматься в спортивных секциях туристско-краеведческой направленности и спортивным ориентированием.

Проведение подобных мероприятий для школьников и их родителей способствует оздоровлению и физическому развитию населения, успешному формированию здорового образа жизни, основой для выполнения контрольных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» различных ступеней.

Список литературы

1.Абаев А.В. Фарбей В.В., Филиппов В.В., Скорохватова Г.Г., Кизиляева Е.Ю., Борисевич А.В. Организация и проведение туристских походов в образовательных учреждениях / Учебно-методическое пособие. Под ред. В.В.Фарбея – СПб, изд-во «Печатный элемент», 2018. – 143 с.

2. Кизиляева Е.Ю. Влияние испытания (Теста) «Туристский поход с проверкой туристских навыков» ВФСК ГТО на развитие физических способностей и здоровье школьников. /Е.Ю. Кизиляева, В.И. Голиков// Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения безопасности в детско-юношеском и спортивно-оздоровительном туризме», посвященная 100-летию государственной системы детско-юношеского туризма.: сборник научных статей/ сост. Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов, Д.В. Смирнов / под общ. Ред. д.п.н. Ю.С. Константинова. – М.: МОО МАДЮТК., 2018 – С. 141 – 144.3.С.Леженко, Т. В.Манченко БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ/

3. Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы межрегиональной с международным участием научно-практической конференции 26 марта 2020 года / Отв. ред. Н. Е. Самсонова. С. И. Махов, Д. А. Субетто, В. Д. Сухоруков. Научный редактор: А. А. Соколова. в 2 частях. Часть I – СПб.: ЛОИРО, 2020. С. 265 – 268.

4. Первые Всероссийские игры по ориентированию «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ»

http://fsr.balticbereg.ru/novosti/214-pervye-vserossijskie-igry-zavershilis


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.

выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Статья по формированию мотивации младших школьников на уроках математики....

статья на тему:Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру как инструмент формирования мотивации младших школьников"

В данной статье я представляю свой опыт работы на интерактивной платформе "Учи.ру". Подробно рассказываю, как я использовала данную платформу на уроках и на дистанционном обучении....

Статья "Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности"

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы ...