ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные шахматисты»
учебно-методический материал по физкультуре (4 класс)
Пояснительная записка
Ведение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цели:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Общая характеристика курса
Объём программы 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю, всего за 3 года 102 часа.
Программа предназначена для занятий детей 2-4 класса, в том числе с ОВЗ: нарушения речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, расстройство аутистического спектра.
Личностные и матапредметные результаты освоения курса
Ожидаемые результаты:
овладение навыками игры в шахматы;
интеллектуальное развитие детей;
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результататы:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные результаты:
представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу изучения учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Содержание курса
Модуль №1 «Шахматная доска и фигуры.» (1ч)
Кейс 1 «Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» (0,5 час)
Кейс 2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» (0,5 час)
Модуль №2 «Ходы и взятия фигур» (3ч)
Кейс 1 «Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.» (1 час)
Кейс 2 « Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.» (1 час)
Кейс3 « Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.» (1 час)
Кейс 4 «Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра». (1ч)
Модуль №3 «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат» (3ч)
Кейс 1 «Мат» (0,5час)
Кейс 2 «Пат.» (0,5 час)
Кейс 3 « Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.» (2 час)
Модуль №4 «Запись шахматных ходов» (3 ч)
Кейс 1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» (1ч)
Кейс 2 «Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.» (2ч)
Модуль № 5 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» (3ч)
Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» (1ч)
Кейс 2 «Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.» (2ч)
Модуль № 6 «Общие принципы разыгрывания дебюта» (3ч)
Кейс 1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте» (1ч)
Кейс 2 «Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки» (2ч)
Модуль №7 «Основы миттельшпиля» (5час)
Кейс 1 «Тактические приёмы»
Открытый и двойной шах. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Матовые комбинации. (1 час)
Кейс2 «Решение заданий. Игровая практика» (4 час)
Модуль №8 «Основы эндшпиля» (6 час)
Кейс 1 Матование короля различными фигурами. (1 час)
Кейс 2 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». (1час)
Кейс 3 Решение заданий. Игровая практика. (4 час).
Тематическое планирование
Модуль №1 «Шахматная доска и фигуры.» (1ч)
Кейс 1 «Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» (0,5ч)
Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.
Кейс 2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» (0,5ч)
Белые, черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур.
Модуль №2 «Ходы и взятия фигур» (3ч)
Кейс 1 «Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.» (0,5ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение".
Белопольные и чернопольные слоны.
Качество, легкие и тяжелые фигуры.
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки.
Кейс2«Подвижность фигур в зависимости от положения на доске. (0,5ч)
Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Кейс3 « Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.» (1ч)
Взятие на проходе.
Превращение пешки.
Нападение и защита.
Кейс 4 «Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра». (1ч)
Рокировка короткая и длинная.
Начало игры. Дебют.
Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты.
Модуль №3 «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат» (3 ч)
Кейс 1 «Мат» (1ч)
Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Кейс 2 «Пат.» (1ч)
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Кейс 3 « Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.» (1ч)
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Игровая практика.
Модуль №4 «Запись шахматных ходов» (3ч)
Кейс 1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» (1ч)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
Кейс 2 «Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.» (2ч)
Запись шахматной партии.
Шахматный диктант.
Игровая практика.
Модуль № 5 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» (3ч)
Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» (1ч)
Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
Кейс 2 «Размен. Равноценный и неравноценный размен.
Материальный перевес, качество.» (2ч)
Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Модуль № 6 «Общие принципы разыгрывания дебюта» (3ч)
Кейс 1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте» (1ч)
Отвлечение.
Уничтожение защитника.
Изоляция и перекрытие.
Жертва ферзя.
Двойной удар.
Связка слоном, ладьей, ферзем.
Кейс 2 «Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки» (2ч)
Тренировочные турниры.
Анализ сыгранных партий.
Модуль №7 «Основы миттельшпиля» (5ч)
Кейс 1 «Тактические приёмы» (1ч)
Открытый и двойной шах. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Матовые комбинации.
Кейс2 «Решение заданий. Игровая практика» (4ч)
Модуль №8 «Основы эндшпиля» (6 час)
Кейс 1 Матование короля различными фигурами. (1ч)
Кейс 2 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». (1ч)
Кейс 3 Решение заданий. (1ч)
Игровая практика. (3ч)
Литература для учителя:
1.Дорофеева А.Г. «Хочу учить шахматам» 2013
2.Блох М. «1200 комбинаций». –М. :РППО «Росбланкиздат»,1992.
3.Журавлёв Н. «Шаг за шагом»-М:ФиС,1986.
4.Шумилин Н. «Практикум по тактике». -М. :Андреевский флаг,1993.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Шахматы напольные и в коробках.
3.Демонстрационная доска.
Тематическое планирование для групп 2 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль№1. Кейс1«Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» Кейс2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» | 2 | 1 | 1 |
2. | Модуль№2. Кейс1.Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 3 | 1 | 2 |
| Кейс2.Подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 3 | 1 | 2 |
| Кейс3.Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. | 3 | 1 | 2 |
3. | Модуль№3. «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат, пат» | 3 | 1 | 2 |
4. | Модуль№4 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» | 3 | 1 | 2 |
5. | Модуль№5 «Общие принципы разыгрывания дебюта» | 3 | 1 | 2 |
6. | Модуль№6 «Основы миттельшпиля» | 3 | 1 | 2 |
7. | Модуль №7 «Основы эндшпиля» | 3 | 1 | 2 |
8. | Модуль №8. Игровая практика | 8 |
| 8 |
| Итого | 34 | 9 | 25 |
Тематическое планирование для групп 3 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль№1. Кейс№1.Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. | 2 | 1 | 1 |
2. | Модуль№2. «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат, пат» Кейс1. «Мат» | 2 | 1 | 1 |
3. | Модуль №3 «Запись шахматных ходов» Кейс1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» | 2 | 1 | 1 |
4. | Модуль№4«Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» | 2 | 1 | 1 |
| Кейс2«Размен.Равноценный и неравноценный размен | 2 | 1 | 1 |
5. | Модуль№5«Общие принципы разыгрывания дебюта» Кейс1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр. Дебютные ловушки» | 2 | 1 | 1 |
6. | Модуль№6 «Основы миттельшпиля» Кейс 1 «Тактические приёмы» | 2 | 1 | 1 |
7. | Модуль №7 «Основы эндшпиля» | 2 | 1 | 1 |
| Кейс2 «Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». |
|
|
|
8. | Модуль №8. Игровая практика | 18 |
| 18 |
| Итого | 34 | 8 | 26 |
Тематическое планирование для групп 4 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль №1 Кейс1«Шахматный диктант» (повторение) | 2 | 2 |
|
2. | Модуль№2«Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» | 2 | 2 |
|
| Кейс1«Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес. |
|
|
|
3. | Модуль№3 Дебютные ловушки. | 2 | 2 |
|
4. | Модуль№4 «Основы миттельшпиля» Кейс 1 «Тактические приёмы» | 2 | 2 |
|
| Кейс2 «Решение заданий.» | 2 | 2 |
|
5. | Модуль №5 «Основы эндшпиля» Кейс1 «Решение заданий» | 2 | 2 |
|
6. | Модуль №6.Игровая практика | 22 |
| 22 |
| Итого | 34 | 12 | 22 |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохольский лицей»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей, внеурочной деятельности и дополнительного образования протокол № 1 от #1075;. ____________ Тюнина В.М. (подпись руководителя ШМО) | Согласовано заместитель директора по ВР Солнцев М.Ю. _________________________ (подпись) #1075;. | Утверждаю директор МБОУ «Хохольский лицей» Ельчанинова С.А. __________________________ (подпись) приказ № 304-ОД от #1075;. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные шахматисты»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель (разработчик): Сапегин А.И.,
учитель технологии,
педагог дополнительного образования
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Ведение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цели:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Общая характеристика курса
Объём программы 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю, всего за 3 года 102 часа.
Программа предназначена для занятий детей 2-4 класса, в том числе с ОВЗ: нарушения речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, расстройство аутистического спектра.
Личностные и матапредметные результаты освоения курса
Ожидаемые результаты:
овладение навыками игры в шахматы;
интеллектуальное развитие детей;
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результататы:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные результаты:
представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу изучения учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Содержание курса
Модуль №1 «Шахматная доска и фигуры.» (1ч)
Кейс 1 «Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» (0,5 час)
Кейс 2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» (0,5 час)
Модуль №2 «Ходы и взятия фигур» (3ч)
Кейс 1 «Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.» (1 час)
Кейс 2 « Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.» (1 час)
Кейс3 « Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.» (1 час)
Кейс 4 «Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра». (1ч)
Модуль №3 «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат» (3ч)
Кейс 1 «Мат» (0,5час)
Кейс 2 «Пат.» (0,5 час)
Кейс 3 « Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.» (2 час)
Модуль №4 «Запись шахматных ходов» (3 ч)
Кейс 1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» (1ч)
Кейс 2 «Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.» (2ч)
Модуль № 5 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» (3ч)
Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» (1ч)
Кейс 2 «Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.» (2ч)
Модуль № 6 «Общие принципы разыгрывания дебюта» (3ч)
Кейс 1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте» (1ч)
Кейс 2 «Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки» (2ч)
Модуль №7 «Основы миттельшпиля» (5час)
Кейс 1 «Тактические приёмы»
Открытый и двойной шах. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Матовые комбинации. (1 час)
Кейс2 «Решение заданий. Игровая практика» (4 час)
Модуль №8 «Основы эндшпиля» (6 час)
Кейс 1 Матование короля различными фигурами. (1 час)
Кейс 2 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». (1час)
Кейс 3 Решение заданий. Игровая практика. (4 час).
Тематическое планирование
Модуль №1 «Шахматная доска и фигуры.» (1ч)
Кейс 1 «Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» (0,5ч)
Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.
Кейс 2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» (0,5ч)
Белые, черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур.
Модуль №2 «Ходы и взятия фигур» (3ч)
Кейс 1 «Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.» (0,5ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение".
Белопольные и чернопольные слоны.
Качество, легкие и тяжелые фигуры.
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки.
Кейс2«Подвижность фигур в зависимости от положения на доске. (0,5ч)
Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Кейс3 « Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.» (1ч)
Взятие на проходе.
Превращение пешки.
Нападение и защита.
Кейс 4 «Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра». (1ч)
Рокировка короткая и длинная.
Начало игры. Дебют.
Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты.
Модуль №3 «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат» (3 ч)
Кейс 1 «Мат» (1ч)
Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Кейс 2 «Пат.» (1ч)
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Кейс 3 « Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.» (1ч)
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Игровая практика.
Модуль №4 «Запись шахматных ходов» (3ч)
Кейс 1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» (1ч)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
Кейс 2 «Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.» (2ч)
Запись шахматной партии.
Шахматный диктант.
Игровая практика.
Модуль № 5 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» (3ч)
Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» (1ч)
Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
Кейс 2 «Размен. Равноценный и неравноценный размен.
Материальный перевес, качество.» (2ч)
Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Модуль № 6 «Общие принципы разыгрывания дебюта» (3ч)
Кейс 1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте» (1ч)
Отвлечение.
Уничтожение защитника.
Изоляция и перекрытие.
Жертва ферзя.
Двойной удар.
Связка слоном, ладьей, ферзем.
Кейс 2 «Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки» (2ч)
Тренировочные турниры.
Анализ сыгранных партий.
Модуль №7 «Основы миттельшпиля» (5ч)
Кейс 1 «Тактические приёмы» (1ч)
Открытый и двойной шах. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Матовые комбинации.
Кейс2 «Решение заданий. Игровая практика» (4ч)
Модуль №8 «Основы эндшпиля» (6 час)
Кейс 1 Матование короля различными фигурами. (1ч)
Кейс 2 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». (1ч)
Кейс 3 Решение заданий. (1ч)
Игровая практика. (3ч)
Литература для учителя:
#1044;орофеева А.Г. «Хочу учить шахматам» 2013
#1041;лох М. «1200 комбинаций». –М. :РППО «Росбланкиздат»,1992.
#1046;уравлёв Н. «Шаг за шагом»-М:ФиС,1986.
#1064;умилин Н. «Практикум по тактике». -М. :Андреевский флаг,1993.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Шахматы напольные и в коробках.
#1044;емонстрационная доска.
Тематическое планирование для групп 2 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль№1. Кейс1«Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.» Кейс2 «Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.» | 2 | 1 | 1 |
2. | Модуль№2. Кейс1.Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 3 | 1 | 2 |
Кейс2.Подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 3 | 1 | 2 | |
Кейс3.Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Модуль№3. «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат, пат» | 3 | 1 | 2 |
4. | Модуль№4 «Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» | 3 | 1 | 2 |
5. | Модуль№5 «Общие принципы разыгрывания дебюта» | 3 | 1 | 2 |
6. | Модуль№6 «Основы миттельшпиля» | 3 | 1 | 2 |
7. | Модуль №7 «Основы эндшпиля» | 3 | 1 | 2 |
8. | Модуль №8. Игровая практика | 8 | 8 | |
Итого | 34 | 9 | 25 |
Тематическое планирование для групп 3 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль№1. Кейс№1.Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. | 2 | 1 | 1 |
2. | Модуль№2. «Цель и результат шахматной партии. Шах, мат, пат» Кейс1. «Мат» | 2 | 1 | 1 |
3. | Модуль №3 «Запись шахматных ходов» Кейс1 «Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.» | 2 | 1 | 1 |
4. | Модуль№4«Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» Кейс 1 «Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.» | 2 | 1 | 1 |
Кейс2«Размен.Равноценный и неравноценный размен | 2 | 1 | 1 | |
5. | Модуль№5«Общие принципы разыгрывания дебюта» Кейс1 «Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр. Дебютные ловушки» | 2 | 1 | 1 |
6. | Модуль№6 «Основы миттельшпиля» Кейс 1 «Тактические приёмы» | 2 | 1 | 1 |
7. | Модуль №7 «Основы эндшпиля» | 2 | 1 | 1 |
Кейс2 «Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». | ||||
8. | Модуль №8. Игровая практика | 18 | 18 | |
Итого | 34 | 8 | 26 |
Тематическое планирование для групп 4 классов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Модуль №1 Кейс1«Шахматный диктант» (повторение) | 2 | 2 | |
2. | Модуль№2«Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен» | 2 | 2 | |
Кейс1«Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес. | ||||
3. | Модуль№3 Дебютные ловушки. | 2 | 2 | |
4. | Модуль№4 «Основы миттельшпиля» Кейс 1 «Тактические приёмы» | 2 | 2 | |
Кейс2 «Решение заданий.» | 2 | 2 | ||
5. | Модуль №5 «Основы эндшпиля» Кейс1 «Решение заданий» | 2 | 2 | |
6. | Модуль №6.Игровая практика | 22 | 22 | |
Итого | 34 | 12 | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"
Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Программа модифицированная. Обработана для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...

Методическая разработка «Подходы к оцениванию образовательного результата по дополнительной программе «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
В материале предложена система контроля конкретного объединения дополнительного образования и сформулированы критерии оценки учащихся на протяжении обучения а объединении....
