Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Физкультура в наше время выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния человека, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Сегодня она должна формировать не только двигательные компоненты человека, но и интеллектуальные и социально-психологические. Как и любая сфера, физкультура, предполагает работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношени ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Современные условия развития нашего общества требуют иного взгляда на проблему формирования физической культуры.
Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности. Учитель физической культуры, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 194.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры
Под личностно ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
Личностно ориентированный подход- это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно ориентированного обучения- это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.
Цель - выявление новых подходов к воспитанию учащихся по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода. Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся средствами физической культуры.
Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
- формирование умений (оздоровительная деятельность); - формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);
- формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);
- формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.
Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика.
Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп (категорий):
- совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться;
- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Каждый учитель в своей работе должен много внимания уделять развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъяснять при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, нужно ориентироваться на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре используются проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности роль играет технология самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры необходимо побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. Каждый учитель должен на своих уроках уделять внимание индивидуальной работе с учащимися.
Сущность данной технологии, заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, необходимо строить занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
В процессе учебной деятельности вводятся разные типы уроков, формы их проведения, комплексно используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Применяются разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками надо проводить нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания.
При реализации личностно-ориентированной технологии на помощь приходит использование современной инновационной технологии «Смысловое чтение».
2.Инновационная технология «Смысловое чтение»
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.
Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.
3.Примерные задания для смыслового чтения
Для формирования таких действий можно предложить следующие задания:
1. «Не достающий фрагмент»
Ученику выдается схема поэтапного выполнения кувырка вперед, но в схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать, выполнить и объяснить
2.«Пропущенное слово», использование приема «Письмо с дырками» работа с деформированным текстом.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации
1). И.п.- упор присев - два кувырка вперед в группировке, перекат вперед, два кувырка назад, стойка на лопатках, сед, упор присев - основная стойка, руки вверх.
2). И.п.- равновесие на левой(правой), руки в стороны. Упор присев - два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, сед углом, из упора присев перекатом назад в «полушпагат», руки в стороны – основная стойка, руки в вверх.
3). И.п.- правая в сторону, руки на пояс. Упор присев - три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев перекатом назад в стойку на лопатках (согнувшись), сед, сед углом, упор присев – основная стойка, руки в стороны.
Предлагается текст с акробатической комбинацией и пропущенными словами. Надо прочитать и дописать недостающие слова
3. Отработка акробатических комбинаций. Ученикам выдаются разноуровневые задания, текст описание последовательности выполнения упражнения. Ученик самостоятельно изучает информацию, перерабатывает ее, осознает и самостоятельно разучивает выбранное им акробатическое соединение. Затем демонстрирует это упражнение.
Заключение
В результате использования личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры мне удается:
- раскрыть потенциал учащихся;
- улучшить физические показатели;
- укрепить здоровье;
- повысить мотивацию к занятиям физической культурой;
- научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;
- повысить качество знаний учащихся.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его цели, психологический склад, т.е. ученик как личность. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся. Это способствует развитию физических качеств и интереса к предмету. Оценка не должна являться самоцелью, главное – научить правильному выполнению изучаемых движений и упражнений. Для каждого ребенка должна ставиться индивидуальная цель в соответствии с его физическими и психологическими возможностями.
Ведь взаимодействие учителя и ученика должно приносить пользу как одному, так и другому. Не навредить, а помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность, помочь в преодолении трудностей –вот основная задача учителя и наставника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом ФГОС
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока....
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...

Урок математики "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной" с использованием технологии личностно-ориентированного обучения.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Использование технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в работе с первоклассниками и их родителями...

Особенности использования технологии развития кретического мышления на уроке физической культуры.
Сегодня, перед учителем стоит не простая задача – создать условия для развития творческих, физических способностей у учащихся. Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, уч...

Урок математики, с использованием технологии личностно-ориентированного обучения Тема: "Деление с остатком" 3 класс
Знакомство с алгоритмом деления с остатком...


