ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
консультация на тему

Черныш Наталья Сергеевна

Использование технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в работе с первоклассниками и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_lichnostno-orientirovannogo_obucheniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 492 г. Москвы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Черныш Н.С., учитель начальных классов

Эффективность работы, успех в такой сложной и важной задаче, как обучение и воспитание ребенка в условиях личностно-ориентированного развивающего обучения во многом зависит от того, как хорошо учителя знают индивидуальные особенности  каждого ребенка. Учитывают в работе  его психологическое состояние, возможности, проблемы каждой семьи, особенности родительского отношения к детям, типы семейного воспитания.

Быстрее узнать учеников, их семьи и осуществить дифференцированные и индивидуальные подходы в процессе обучения, организовать помощь родителям помогает программа исследования учащихся в период адаптации к школе.

С результатами, полученными при исследовании учащихся, должны знакомиться как учителя, работающие в этих классах, так и родители, вырабатываются конкретные рекомендации по работе с учениками, испытывающими те или иные  трудности, нуждающимися в помощи.

Отношение ребенка к учению составляет основу для успешного обучения. Сниженный уровень школьной мотивации может служить критерием школьной дезориентации ребенка, его повышение показывает положительную динамику в развитии.

 С детьми с низкой школьной мотивацией учителю и родителям приходится строить отношения по типу дошкольных, с опорой на непосредственный эмоциональный контакт. Формировать у таких детей чувство гордости, что он школьник, развивать познавательные интересы, стимулировать мотив компетенции, развивать те качества личности, которые являются основой волевого поведения: самостоятельности, настойчивость, целеустремленность, ответственность.

Сформированность предпосылок учебной деятельности, то есть умения принять учебную задачу, сознательно подчинять свои действия правилу, помогает быстрее и легче адаптироваться и включиться в учебный процесс.

В работе с детьми, у которых  не сформировано умение принимать и удерживать учебную задачу, выделять способ выполнения задания и переносить его на другой материал. А так же проявляется неумение контролировать свою деятельность и анализировать правильность ее выполнения, приходится использовать индивидуальные формы обучения, формировать произвольное внимание, обучать правилам и приемам анализа задания, самоконтроля.

Многие проблемы, возникающие в обучении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания и памяти. С детьми, имеющими низкий уровень данных качеств, намечается и проводится коррекционно-развивающие игры.

Тревожность, рассматриваемая как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, вместе с тем имеет и отрицательные следствия.  Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности ребенка к жизненным ситуациям, взывающим беспокойство. Высокая тревожность сопровождается  высокоразвитой потребность избегать неудачи, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Следует  укреплять у этих детей уверенность в себе, развивать адекватную самооценку, заботиться об их личностном росте. По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развернутые критерии оценки, замечания, похвала, оценивать не всю деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные.

Чтобы лучше понять проблемы ребенка и эффективно построить работу с родителями, можно провести тест – опросник А.Я. Варга, В.В. Столина. Тест позволяет выявить тип родительского отношения к ребенку.

Наиболее часто встречающийся тип отношений: авторитарная гиперсоциализация. При таких отношениях родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка часто наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка и требуют от него успеха. При этом хорошо знают индивидуальные особенности, привычки, мысли и чувства ребенка. Подобный рационализм затрудняет развитие образного, гибкого мышления.

И ребенок, часто изолированный от сверстников начинает испытывать затруднение в общении, ему трудно вести себя непринужденно.

Следующая, наиболее часто встречающаяся форма отношений – «симбиоз». Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле не представляет ребенку самостоятельности никогда.

Тип родительского отношения «маленький неудачник» отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше, по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим у ребенка формируется заниженная самооценка, мотив избегания неудач.

Социально желательный образ родительского отношения – «кооперация». Родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Адекватно оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть на равных с ним. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. При таком отношении ребенок нацелен на достижение успеха, имеет адекватную самооценку.

Второй тест, используемый в работе с родителями, позволяет более глубоко исследовать эмоциональные стороны детско-родительского взаимодействия. Выше всего родители оценивают  свою способность воспринимать состояние ребенка. Близкие по значению показатели получили такие характеристики, как чувства, испытываемые в ситуации взаимодействия и эмоциональный фон взаимодействия, что позволяет положительно оценить эмоциональное взаимодействие в целом. Родители чаще испытывают  положительные чувства во взаимодействии со своим ребенком, стремятся к более тесному контакту с ним. Они достаточно хорошо знают особенности ребенка, умеют распознать его состояние, понимают его.

На фоне высокоразвитой способности распознавать эмоциональное состояние ребенка особенно драматично выглядит  низкая степень ориентации родителей на это состояние. Вызывают тревогу низкие показатели способности родителей к сопереживанию и оказанию эмоциональной поддержки. Эмоциональное состояние ребенка редко рождает отклик в душе родителей. Не умея разделить чувства ребенка, родители редко выражают солидарность детским проблемам. В результате ребенок остается один на один со своими проблемами. Все это не мешает достаточно высоко оценить свою родительскую компетентность, способность воздействовать на ребенка.

Представленная картина позволяет высказать предположение о той позиции, которую, по мнению родителей, должен занять ребенок.  Ему предоставляется явно неравноправная, подчиненная позиция. Ведущая позиция отводится взрослому. Ребенок воспринимается как объект манипуляций. Родители подчиняют его не только системе социальных требований, но и личным, собственным планам, собственному настроению, не воспринимая его как равноправного партнера взаимодействия.

Многие проблемы в воспитании ребенка возникают в семьях, где не созданы благоприятные условия для развития ребенка, условия безопасности, эмоционального принятия и поддержки.

Только работая совместно с родителями, сотрудничая, можно добиться положительных результатов в развитии каждого ребенка в условиях личностно-ориентированного развивающего обучения.

Литература

  1. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.
  2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 160с.
  3. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.–Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.–256с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – Спб.: Фолиум, 1996. – 335с.

Приложение 1.

Опросник родительского отношения
(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой балл"

27

28

29

30

31

32

 

 

 

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

 

 

 

2 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

3 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

4 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

5 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...