Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
статья по теме

Сухорукова Наталья Владимировна

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы  личностно ориентированного обучения и воспитания, так как эта технология является   современной методической ориентацией в педагогической деятельности. Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не очень большую, но довольно яркую историю. Эту проблему начали разрабатывать лишь в послевоенное время, но уже к концу 60-х гг. она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада».

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Абрахам Маслоу, основатель и лидер гуманистического течения в американской психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия. Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Автором еще одной теории самоактуализации в современной литературе принято считать Карла Роджерса, однако у него в отличие от Маслоу идея самоактуализации не выступает краеугольным камнем его построений: К. Роджерс рассматривает вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте теории мотивации, т. е. самоактуализации.

М.Б. Смит выделил три основных контекста, в которых Маслоу разрабатывал идею самоактуализации: 1) самоактуализирующиеся личности; 2) предельные переживания (peak-experiences) трансцендентных ценностей, 3) самоактуализация как процесс развития.

В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». Основные психологические теории личности прошли достаточно длинный путь развития. В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологии. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как: традиционные теории личности (В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.), новые теории (Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.), новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс ). Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма; бихивеористические концепции и небихивиористические, гуманистические теории, интеракцирнистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистические; социологические; электические и др.  

Среди новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности.

Карл Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Абрахам Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие потребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Таким образом,  гуманистические теории К. Роджерса и А. Маслоу  дают полную характеристику психологическим особенностям самоактуализ-ирующейся личности.

Понятие «личностно-ориентированное образование» появилось в начале девяностых годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые ценности и приоритеты потребовали пересмотра всей системы образования, приведения ее в соответствие с реалиями нового времени.

Возникнув в новую историческую эпоху, личностно-ориентированное образование нацелено, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Для того чтобы быть эффективной личностно-ориентированная система образования не может не опираться на известные современной науке объективные законы познания и развития ребенка. Таким образом, «личностно-ориентированное обучение» на протяжение всего времени в России постоянно содержательно изменяется, дополняется новыми идеями, формами и приемами. Система образования должна быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном мире. А так же насущной задачей учителя становится выявление и использование их индивидуальных особенностей, поиск индивидуального пути развития для каждого ребенка.

На протяжении всей своей жизни человек должен делать выбор. Выбор определяется внутренним миром человека, мыслями, системой ценностей. Человек часто бессилен перед внешними обстоятельствами, но он должен быть господином своего внутреннего мира, своего микрокосмоса.

Таким образом, в современных условиях коллективной творческой деятельности в свете личностно ориентированного обучения выполняет две задачи:

- развивает отношения в учебном коллективе;

- позволяет учителю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.

Таким образом, принцип личностного подхода требует, чтобы  в процессе обучения и воспитания педагог:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  2.  умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направление личности, отношений к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3.  постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  5.  максимально опирался на собственную активность личности;
  6.  сочетал воспитание и образование с самовоспитанием и самообразованием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания и самообразования;
  7.  развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность  подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Принцип личностного подхода требует, чтобы  в процессе обучения и воспитания педагог:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  2.  умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направление личности, отношений к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3.  постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  5.  максимально опирался на собственную активность личности;
  6.  сочетал воспитание и образование с самовоспитанием и самообразованием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания и самообразования;
  7.  развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.

        В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы  личностно ориентированного обучения и воспитания, так как эта технология является   современной методической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность личностно ориентированного обучения и воспитания обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.

Во – первых, динамическое развитие российского общества требует формирования  в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и  оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме, становиться самоактуализирующей личностью.

Во – вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность действий и мыслей, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение  педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В – третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Ведь исходным пунктом личностно ориентированного образования является представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе образования. Не формирования личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса становится определяющим замыслом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, сил её саморазвития.

Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и педагогами - практиками знания о данном подходе  и на этой основе пытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....

Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"

Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...

Статья: «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников».

О проблеме личностно-ориентированного подхода в начальной школе....