Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
материал на тему

Капустина Татьяна Васильевна

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в России в том числе. Итоги тестирования  в более 60 странах показали,  что самые высокие результаты по математике и естествознанию были  в Сингапуре,  в Южной  Корея и Японии. Результаты российских школьников попали в среднюю группу. При этом по заключению комиссии школьники хуже владеют методическими и экологическими  знаниями. Больших успехов наши школьники достигли в фактологических предметах. Что касается умений интерпретировать и применять знания,  то здесь школьники были не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники  других стран. По результатам проведенного сравнительного   анализа,  были сделаны рекомендации к реформированию системы образования.  Вот они:

1).Усиление практической  направленности содержания  предметов естественно - научного  цикла и применение знаний на практике.

2).Изменение процента учебной  деятельности на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли  репродуктивной деятельности.

3).Увеличение веса заданий для объяснения окружающих явлений. 4).Усиление знаний,  которые ученик получает вне школы из различных источников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podkhod.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

         

Личностно — ориентированный

 подход в обучении

и воспитании младших школьников

                                                              Подготовила   Капустина  Т.В.

                                                                  учитель начальных классов

МОУ «Поповская ООШ»

Егорьевского муниципального района

Московской области

  Личностно-ориентированный подход в обучении

                    и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в России в том числе. Итоги тестирования  в более 60 странах показали,  что самые высокие результаты по математике и естествознанию были  в Сингапуре,  в Южной  Корея и Японии. Результаты российских школьников попали в среднюю группу. При этом по заключению комиссии школьники хуже владеют методическими и экологическими  знаниями. Больших успехов наши школьники достигли в фактологических предметах. Что касается умений интерпретировать и применять знания,  то здесь школьники были не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники  других стран. По результатам проведенного сравнительного   анализа,  были сделаны рекомендации к реформированию системы образования.  Вот они: 1).Усиление практической  направленности содержания  предметов естественно - научного  цикла и применение знаний на практике. 2).Изменение процента учебной  деятельности на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли  репродуктивной деятельности. 3).Увеличение веса заданий для объяснения окружающих явлений. 4).Усиление знаний,  которые ученик получает вне школы из различных источников.

В книге «Школа  21 века» - приоритеты реформирования. Американский педагог Филипп Шленте поддерживает, что на вопросы: «Что вы хотите от школ?» - получал один и тот же ответ: «Нам нужны люди,  которые умеют учиться самостоятельно». Современный работодатель заинтересован в таком работнике,  который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладающий критическим и творческим мышлением, владеет глубоким словарным запасом на глубоком понимании гуманитарных знаний. По убеждению Шленте, те учащиеся, которые хорошо усвоят базовые программы, научатся применять свои знания в знакомых ситуациях, но не будут уже самостоятельно  работать с информацией, не могут рассчитывать на успех в современном обществе. Таким образом, выпускник образовательной   школы,  который будет трудиться в 21 в. должен овладеть определенными качествами личности: 1). Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных задач. 2). Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть реально-возникающие трудности,  используя современные технологии. 3). Четко сознавать,  где и каким образом применить знания окружающей действительности,  быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить. 4).Грамотно работать с информацией, использовать умственные приемы. 5). Быть коммуникабельным,  уметь работать сообща, предотвращая конфликты, умело выходя из них. 6).Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход. Важно, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная  деятельность учащихся была в центре внимания педагогов - исследователей, а также разработчиков образовательных  программ и средств  обучения,  и особенно административных  работников. Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся,  необходимо иметь в виду целостную личность ребёнка, его эмоциональную и духовную сферу. Необходимо вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Нужна совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда нужно проявлять соответствующие коммуникабельные умения, нужно широкое общение со сверстниками других школ, нужен свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах, культурных и научных.

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека,  носит психологический характер. Поэтому практическая опора на практические знания и разрешения сложных вопросов очень актуальна. Особенно это важно в педагогической деятельности. Современной школе необходим не просто учитель, а учитель, успешно поддерживающий отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, с коллегами. Этот учитель не только вооружает ребенка суммой знаний, умений, навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он ребенок может стать. Такой подход во взаимодействии с детьми (в противовес авторитарному) получил название личностно-гуманного, или личностно-ориентированного. Чтобы его успешно осуществлять, учителю необходимо значительно расширить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а,  следовательно, и других. Реализуя личностно-гуманный подход в обучении и воспитании, сам учитель получает гораздо больше от работы и жизни в целом. Основанное на личностно-гуманном подходе, эффективное взаимодействие (общение) учителя с ребенком во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья школьника.  

 Разбираясь в характеристике личностно-ориентированного обучения, можно прийти к выводу, что это право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т.е. возможностям, склонностям, интересам. Л.С. Выготский это трактует так: «результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть: сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы для успешного обучения сегодня и завтра.

Самостоятельными направлениями, по которым надо  работать, в рамках личностно-ориентированных технологий, выделяется:

  • гуманно-личностные технологии
    направлены на поддержку личности, оказание ей помощи. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  • технологии сотрудничества
    реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Вместе они вырабатывают цели, содержание, находясь в состоянии сотрудничества.  

Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. Такая поддержка  осуществляется  на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:

  1. Любить ребенка.
  2. Очеловечивать среду, в которой он живет.
  3. Прожить в ребенке свое детство.  

Урок-ведущая форма жизни детей, поэтому хочется  обратить  внимание на то, какие методические приемы можно  использовать  при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно-авторитарными.

Инструктивно - авторитарное

Личностно-значимое

1. Рассказ учителя.

2. Чтение текста учебника.

3. Ответы на вопросы учителя (ученика).

4. Рассматривание иллюстрации.

Повторение рассказа учителя (учебника).

1. Выдвижение проблемы.

2. Постановка предположения.

3. Обсуждение гипотез.

4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя.

5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций).

6. Составление графического плана-опоры.

Лучше использовать  модель личностно- значимого обучения, работать над развитием таких компонентов как:

  • сформированность умения добывать знания;
  • умение применять полученные знания.

Все  уроки всегда начинать с эмоционального настроя, с развития мотивации учебной деятельности, так как школьник должен знать, зачем ему конкретное знание.

Любой урок начинается  с проблемного вопроса (задания). Например:

- Выскажи свое предположение. («Перенос слов с мягким  знаком», «Перенос слов с удвоенной согласной», «Правописание падежных окончаний и т.д.»). Используя такую модель урока,  развивается ребёнок, его речь, познавательная  и умственная деятельность, мышление, память.

Таким образом, появляется возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ.  Исчезает необходимость говорить слова «неверно, неправильно, не думаешь». Их можно  заменить  личностно-значимыми и уважительными «это твое мнение, ты так думаешь». Учащиеся высказывают свое мнение, не боятся допустить ошибку в рассуждении, определяют причину ошибок. Чувство выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

На уроке надо стараться  использовать активные формы обучения: дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игры-диалоги  приветствуются  на уроках чтения, окружающего мира, математики. Например, игра «Магазин». Ученики активно выступают в роли продавца, используя монеты (урок математики, тема «Состав числа»); игра «Лесное собрание». Дети выступают в роли животных, которые рассказывают о подготовке к зиме.

Для себя я сделала вывод, что при личностно-ориентированном обучении на уроках моя роль, т.е. роль учителя остается существенной, я задаю вопросы, веду дискуссию, но для учащихся остаюсь полноправным партнером.

Мои ученики не боятся допустить ошибку в рассуждениях, а под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправят ее. Это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль, самооценка, что отражает довольно высокий уровень их способностей.

В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание), а устранение причин возникновения трудностей. Например, работая  со слабоуспевающими учениками, желательно вести  учет ошибок, при чем не только контрольных и проверочных работ, но и домашних заданий. В результате этой работы устанавливаются следующие причины низкой успеваемости учащихся данной группы:

  1. Незнание правил.
  2. Знание правил, но неумение их применять.
  3. Мало и плохо читают.
  4. Отсутствие положительной мотивации.
  5. Низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
  6. Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Для устранения ошибок лучше использовать  индивидуальные занятия, работу по карточкам, групповые формы обучения, взаимообучение, ведение индивидуальных тетрадей «Мои ошибки». Для развития мыслительной деятельности вводить  в урок ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д. С целью развития общей культуры и эрудиции применять  такие элементы урока, как : «Для любознательных», «Этот удивительный мир», «В мире слов» и т.д.

 Начиная с 1 класса, надо строить свою работу  по поддержке личности, оказание ей помощи, исповедовать идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Вот тогда ученики научатся  уважать мнение других, будут  проявить заботу о ближних, умело сотрудничать  с учителями, иметь большое желание ходить в школу.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"

Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...

Статья: «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников».

О проблеме личностно-ориентированного подхода в начальной школе....

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В личностно-ориентированной педагогике,  ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности....