Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В личностно-ориентированной педагогике,  ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое делает акцент на самобытности ребёнка, его самоценности, субъективности процесса учения.

Составление плана урока в системе личностно-ориентированного обучения:

1)      Разработка плана проведения урока начинается с определения типа психического развития учащихся. Под типом психического развития учащихся понимается качественная характеристика их особенностей, определяемая на основе сопоставления (а не сложения) результатов оценки сформированности различных сторон личности. Речь идёт о готовности учащихся к восприятию определённого учебного материала.

2)      Далее идёт формулировка цели урока, в которой должны найти отражение цели подготовки по предмету (формирование, привитие, развитие, совершенствование, расширение, обучение, становление, воспитание и др.), требования к уровню обучаемости по ступеням подготовки (объяснять, показывать, знать, сравнивать, уметь, выполнять и др.)

При формулировке целей урока нельзя ограничиваться общими словами («узнать», «познакомиться» и т.д.) Это неверно, прежде всего, с точки зрения рефлексии учащимися итогов учения на уроке в его конце, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения. Вместе с тем сама по себе формулировка целей урока ещё не гарантирует её адекватного достижения, поэтому необходимо, чтобы формулировка совпадала с содержательно-методической стороной организации урока.

3)      Не менее значимой для адекватного усвоения учебного материала является его объём, сориентированный на полноту урока и на реальные возможности учащихся. На уроке в начальных классах очень важно использовать различные виды работы, они не должны быть однообразными и повторяющимися, только благодаря этому ребёнок не устанет, ему будет интересно, и он усвоит материал, который изучается на уроке. В начальных классах - это игровые моменты, занимательные задания, задачи в стихах, загадки, ребусы и т.д.

4)      Учебная деятельность, как и иная деятельность, не может адекватно и полноценно разворачиваться и осваиваться, если нет мотивировки деятельности. Поэтому, на уроке постоянно должна быть мотивированность учащихся. Учитель должен создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Оцениваться (поощряться) на уроке должен не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся. Отметка, выставляемая ученику, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность. Как в случаях получения положительного, так и отрицательного результата школьнику указывается на его внутренние изменчивые факторы – усилия (трудолюбие, старание). Так все педагоги - новаторы предпочитают индивидуальную ориентацию в работе, обеспечивая индивидуальный подход к ученику.

На основе применения индивидуально ориентированных эталонов они успешно формируют у детей мотивацию достижения успеха как естественное условие включения школьника в деятельность. Обеспеченный школьникам успех в учебном труде рождает новый успех. Организация внутренне мотивированной деятельности обеспечивает нормальное функционирование учебного процесса.

5)      Наилучшим способом вовлечения учащихся в учебный процесс и поддержание их внимания к нему в педагогике считаются разного рода приёмы из арсенала проблемного обучения. С психологической точки зрения, это те приёмы, которые обращаются к любознательности учащихся, заставляют их «шевелить мозгами». Задания подобного типа называют развивающими. Даже введение нового материала можно начать с решения детьми проблемной задачи, благодаря чему дети сами сформулируют правило, а значит, и лучше его поймут, запомнят, и будут использовать в дальнейшем.

6) В системе личностно-ориентированного обучения на первый план выходят психологические особенности учащихся, которые являются главными определяющими в освоении материала. Даже если учебный предмет спроектирован абсолютно грамотно в отношении научного содержания, но не учитывает, например, особенности восприятия учащихся, способы переработки информации и т.д., то эффективность процесса обучения при такой организации будет нулевой.

На уроке детям надо давать такие задания, которые дают возможность ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). При разных формах работы учитываются психофизиологические особенности учеников. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске или на парте.

7. При анализе урока учителю необходимо оценить работу учащихся на уроке, это поможет ему планировать работу по данной теме и с данным классом в дальнейшем: уровень активности; наличие вопросов на уточнение понимания материала, адекватность ответов; развитость самостоятельной речи.

8. Сам учитель должен уметь:

•Сотрудничать на уроке с учащимися (создать доброжелательную атмосферу, управлять климатом на уроке и т.д.)

•Слушать и слышать ученика (личностное подстраивание к индивидуальным особенностям ученика и т.п.)

•Корректировать поведение на основе оперативной информации (способность «управлять по результатам», «доопределять» педагогическую ситуацию с учётом её конкретики)

Направленность обучения на формирование личности ученика предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношение к учению. Интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности: наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания; наличием непосредственного момента, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.

Становление личности ребёнка – процесс сложный, многофакторный. «Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания» - утверждал В.А. Сухомлинский.

Нужно помнить мудрую педагогическую истину: чтобы воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях.

Современная педагогика нацеливает на исследовательский подход в обучении и воспитании. Он состоит в том, что учитель ориентируется в своей учебно-воспитательной работе не только на внешние видимые показатели (умение детей решать задачи, знание правописания и др.), но и на уровень общего развития (умственного, нравственного, физического). Несмотря на то, что дети обучаются по одинаковой программе, по одним и тем же учебникам, развитие каждого происходит своим путём. Нельзя ожидать, что в один и тот же момент все учащиеся достигнут одинакового уровня развития, такого никогда не будет. А это значит, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Надо, чтобы учитель следил за общим развитием каждого ребёнка по отношению к исходному уровню. Это поможет выявить, а затем и ликвидировать причины, мешающие, задерживающие развитие личности ребёнка.

Исследовательский подход требует не от случая к случаю, постоянно следить за общим развитием каждого ученика. Только при этом условии можно вовремя внести коррективы в свою работу. Отсюда становится понятно, какое большое значение имеет выявление особенностей каждого ребёнка перед началом обучения.

Индивидуальные различия младших школьников ярко проявляются в особенностях темперамента. Возрастная специфика состоит в том, что 6-9-летние дети ещё весьма зависимы в своём поведении от свойств нервной системы и темперамента. Нервная система ребёнка, его темперамент ещё недостаточно подчиняются способам «саморегуляции». Дети ещё не умеют сдерживать свои эмоциональные проявления, они не научились ещё произвольно концентрировать внимание, справляться с утомлением и т.д. дело усугубляется тем, что к началу обучения в школе у детей ещё не закончено созревание нервной системы. Поэтому непослушание, невнимательность, эмоциональные срывы и другие негативные проявления не всегда являются следствием невоспитанности детей.

Предъявляя чрезмерные требования к ребёнку, учителя словно загоняют его в тупик, выход из которого дети, как правило, находят в плохом поведении, а это, в свою очередь, сопровождается утратой доверия к взрослым и веры в себя, появлением школьных неврозов и негативного отношения к школе в целом.

Свойства нервной системы и темперамента чрезвычайно устойчивы, их нельзя переделать. Действия педагога должны помочь ребёнку найти способы компенсации нежелательных проявлений темперамента, опоры на позитивные для данной деятельности свойства личности. Например, высокий уровень мотивации, наличие интереса помогают медлительным детям увеличить темп деятельности. Снимает напряжение у ребёнка предоставление ему права работать в собственном темпе. Благожелательная позиция учителя по отношению к детям, склонных к растормаживанию, понимание особой чувствительности таких детей ко всему, что ущемляет их чувство собственного достоинства, даёт возможность детям сохранять равновесие, развивать в себе сдержанность, ответное благожелательное, терпимое отношение к окружающим. Ребёнок перестаёт теряться при ответах на уроке и в других непредвиденных ситуациях. Для детей необщительных, замкнутых, обидчивых необходимо создать условия для выполнения совместных действий в парах, группах, демонстрировать достижения ученика и объективно оценивать его вклад в общее дело. Для детей вспыльчивых, раздражительных, эмоционально реактивных необходим спокойный ровный тон учителя, предъявление чётких и обоснованных требований, положительная оценка деятельности ученика.

Знание темперамента учащегося поможет учителю успешно влиять на формирование характера ученика, их активность в учебной деятельности и во внеклассной работе, работоспособность и коммуникативность.

Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается с самого раннего возраста. И об этом нельзя забывать!  

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпадало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно выполняют различные задания, участвуют в играх, не обижаются, если у них что-то не получилось или они оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я умнее всех» и т.д.

Необходимо хорошо запомнить следующее!

1. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

2. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно, будет завтра. Об этом уже говорилось ранее.

Уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в младшем школьном возрасте. Каждое обращение к ребёнку учителя, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на становление самооценки, а, значит, влияет и на обучаемость ребёнка. Об этом постоянно должен помнить учитель, работающий с младшими школьниками.

Ученик успешно работает, если применяются индивидуальные эталоны в оценке труда школьника: самооценка при этом не страдает, а сохраняется или даже повышается.

Исследования психологов показывают, что с уровнем осознания личностных качеств (своих и сверстников) в определённой мере связано и само формирование этих качеств. Если ребёнок не может критически взглянуть на себя, увидеть свои недостатки, не понимает, почему им не довольны, как следует вести себя в разных ситуациях, у него возникают неадекватные формы поведения, а негативные реакции могут стать устойчивыми. И, наоборот, если у ребёнка интенсивно формируется знание о себе, что способствует развитию начатков самовоспитания, развивается чуткость к требованиям, быстрее налаживаются его контакты со сверстниками, легче и эффективней происходит становление учебной деятельности, развитие положительных качеств личности.

Ученику очень важна поддержка учителя и воспитателя, поскольку невнимание, неуважительное отношение к детской личности может привести ребёнка к потере уверенности в своих возможностях.

Потребность в познании помогает утвердиться ребёнку в своих моральных качествах. Доброжелательность и внимание к ученику – главное условие для развития его позитивных личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.

Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....

Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Обобщение опыта работы по теме самообразования....

Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...

Статья: «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников».

О проблеме личностно-ориентированного подхода в начальной школе....