Особенности использования технологии развития кретического мышления на уроке физической культуры.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Павлова Ирина Владимировна

Сегодня, перед учителем стоит не простая задача – создать условия для развития творческих, физических способностей у учащихся. Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, выполнять задания, реализовывать свои потребности, повышать мотивацию к изучению предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова И.В., учитель физической культуры

ГБОУ школа №454 Колпинского района

Санкт-Петербург

Особенности использования технологии развития кретического мышления на уроке физической культуры.

 Изменения, происходящие в нашей стране, в обществе, в образовании предъявляют новые требования к современному учителю. Современное образование требует от нас, учителей, чтобы мы постоянно менялись, находились в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Как учить школьников?», «Чему учить школьников?». 
Раньше, задача учителя заключалась в том, чтобы передать ученикам определенные знания, умения и навыки, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня, перед учителем стоит не простая задача – создать условия для развития творческих, физических способностей у учащихся. Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, выполнять задания, реализовывать свои потребности, повышать мотивацию к изучению предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:

- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

- формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск   механизмов самообразования и самоорганизации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

   Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.

Моя цель в обучении учащихся предмету физической культуры является не только физическое развитие самого учащегося, но и приобретение ими знаний, умение пользоваться ими. 
       Технология развития критического мышления позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на уроке. Основная идея технологии - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Один из видов работы на уроке, может быть работа по «Рабочему листу ученика».

Например, урок физической культуры по теме «Подача нижняя прямая и нижняя боковая»

Цель урока:

     - актуализация имеющихся знаний по технике нижней подачи;
     - создание условий для формирования новых знаний о технике нижней подачи в волейболе. 

Учитель приветствует учеников, напоминает о технике безопасности на уроке ФК.

      Стадия вызова: начало урока построено в стадии «вызов», на данной стадии учащимся предлагается, посмотрев видеофрагмент, определить тему урока и дописать главное слово темы в рабочем листе. Далее прочитав стихотворение выделить главное слово и записать для чего нужна разминка(зарядка). Выполнить ОРУ.
      
Вторая стадия – стадия осмысления: ознакомить учеников с новой информацией. Учащимся предлагается прочитать описание техники выполнения подачи, на схемах найти неправильное выполнение нижней подачи, объяснить свой выбор. Далее провести эксперимент по заданию и сделать вывод : записать «Факторы, обуславливающие эффективность выполнения нижней прямой подачи». Посмотрев видеофрагмент выполнения нижней прямой подачи, выполнить подачи по сигналу. Затем определить и отметить, на что надо обратить внимание при следующих тренировках нижней подачи. И в заключение провести соревнование по выполнению подач на результат. Этот вид работы развивает у учащихся критическое мышление и применение знаний на практике.
      
Третья стадия стадия рефлексии (размышления): учащимся предлагается выразить свое мнение по уроку. Ученики отмечают свое эмоциональное и физическое состояние после урока в специальной таблице.  Проводится самооценивание. Задается домашнее задание. 

Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на урокеЗад...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»

В  этом учебном  году я работала над  методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

"Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе"

В статье описаны актуальность и собстввенный опыт работы по ТРКМ. Приведены примеры некоторых приёмов ТРКМ....