Главные вкладки

    «Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Матвеева Татьяна Петровна

     

    1. Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

    2. Задачи:

    • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;

    • продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;

    • обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);

    • развивать воображение.

    • развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;

    • отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;

    • прививать любовь и интерес к чтению;

    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;

    • развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:









    «Использование технологии развития


    критического мышления на уроке литературы в 4 классе»












    Выполнила:


    Матвеева Татьяна Петровна,


    Учитель начальных классов


    Старо-Семенкинского филиала


    ГБОУ СОШ с.Старый Маклауш


    Клявлинского р-на Самарской области



    Самара 2013 г.






    План конспект урока


    Тема урока: М.М.Пришвин «Изобретатель»


    1. Матвеева Татьяна Петровна

    1. Старо-Семенкинский филиал ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш

    1. Учитель начальных классов

    1. Литература

    1. Класс 4

    1. М.М.Пришвин «Изобретатель» (1урок)

    1. Учебник литературное чтение 4 класс.

    1. Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

    1. Задачи:

    1. знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
    1. продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
    2. обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
    3. развивать воображение.
    4. развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
    5. отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
    6. прививать любовь и интерес к чтению;
    7. воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
    8. развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)

    Необходимые техническое оборудование: Ноутбук, проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Начинаем наш урок.

    Предъявите-ка улыбку,

    А с улыбкою – билет,

    Без билета входа нет.

    Скучных мы отсылаем обратно –

    Скучать можно дома

    Совершенно бесплатно!

    II Проверка домашнего задания

    Дети зачитывают сочинения-миниатюры «Мой домовенок»

    III Работа с текстом до чтения (стадия вызова)

    1.  Разгадайте кроссворд

    Д

    О

     У

    Р

    К

    Т

     К

     Г

    О

    У

    К

    У

    У

    Г

    О

    Р

    А

    С

    С

     К

    А

    З

    И

    Т

    Ь

    О

    Е

    Ц

    Р

    Р

    А

    З

    О

    И

    Н

    А

    1. Водит за собой цыплят,

    Словно няня в детский сад.   (курица)

    1. Пёстрая крякуша ловит лягушек.

    Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

    1. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями.  (куст)
    2. Бел, как снег,

    Надут как мех

    На лопатах ходит               (гусь)

    1. Она удобна и легка,

    Её название недлинно,

    В хозяйстве служит нам века,

    Есть в слове этом имя ЗИНА.

    С ней можно по грибы ходить,

    А можно ягоды собрать,

    Её нетяжело носить,

    И очень просто сломать.

    Из прутьев, лыка их плетут,

    Скажите, как её зовут?                     (корзина)

    1. Глядятся в него молодые рябинки,

    Цветные свои примеряя косынки.

    Глядятся в него молодые берёзки,

    Свои перед ним поправляя прически.

    И месяц, и звёзды-

    В нём всё отражается…

    Как это зеркало называется?        (озеро)

    - Найдите ключевое слово. (Рассказ)

    - Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

    2) Рассказ об авторе. Выставка книг

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.

    Ученица:

    Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

    Ученик:

    Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь  когда Пришвину было 52 года  выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»

    - Сегодня  мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»

    - Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

    -А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова  в словаре и читает: «Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное»)

    3)Работа в группах

    Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет

    4) Презентация сказок (по группам)

    - А как же было на самом деле? Хотите узнать?

    IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая  стадия

    1) Обсуждение заголовка и иллюстрации

    -  А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»

     - Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

    - Подумайте, о чём этот рассказ?   (рассуждения детей)

    - А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?

    - Почему автор назвал рассказ именно так?

    2) Физминутка

    3) Чтение 1 части текста  (Дикие утята)

           В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после                      этого мать  повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

    - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

    -Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

    -Попробуйте предположить, что может произойти  дальше.

    Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

        С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.

    - Оправдались ваши предположения?

    - Кто помог высиживать утиные яйца?

    - Что значит «пустая голова»?

    - Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

    - Кто такая Пиковая Дама?

    - Что может произойти дальше?

    Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

    Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

    Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

    — Свись-свись! — утята в пруду.

    — Кряк-кряк! — отвечает им утка.

    — Свись-свись! — утята в огороде.

    — Квох-квох! — отвечает им курица.

    Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

    «Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

    А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

    И они, конечно, глядят туда, к пруду.

    — Свои к своим!

    И бегут.

    — Плывите, плывите!

    И плывут.

    — Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

    Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

    Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

    — Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

    А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

    - Предположение подтвердилось?

    - Почему Пиковая Дама была сердита?

    -  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

    Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

    Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

    Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

    На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

    — Слышите? — спросил я своих ребят.

    Они прислушались.

    — Слышим! — закричали.

    И пошли в кухню.

    Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

    - Оправдался ли ваш прогноз?

    - Что значит «воин ростом с огурец»?

    - Кого он так называет?

    -Почему автор назвал так утёнка?

    - Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

    - Как вы думаете, что же будет дальше?

    - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

    Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

    Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

    Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

    На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

    Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

    — Он что-то придумал.

    — Он изобретатель! — крикнул Лева.

    Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

    И вот побелело окно. Стало светать.

    — Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

    — Свись-свись! — ответил единственный утенок.

    И все замерло. Спали ребята, спали утята.

    Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

    — Кряк-кряк! — повторила Дуся.

    Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

    - Подтвердились ваши предположения?

    Дети задают вопросы к отрывку.

    - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

    - Как утёнок мог вылезти из корзины?

    -  Предположите, чем закончится эта история.

    Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

    Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

    Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

    А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

    - Оправдались ваши прогнозы?

    - Можно ли назвать утёнка изобретателем?

    - Прочитайте последнее предложение.

    -Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

    -Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

    - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

    V. Обобщающая беседа

    - Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

    - Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

    - Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

    VI Самостоятельная работа

     Детям выдается листочек с деформированным планом.

    - Восстановите последовательность событий

    VII Итог урока. Рефлексия

    - Ребята, наш урок подходит к концу.

    - Скажите, понравился он или нет?

    - Что запомнилось больше всего?

    - А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

    Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

    Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

    Умному свистни, а он уже смыслит.

    Дружба заботой да подмогой крепка.

    VIII Домашнее задание

    1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».

    С.101

    2) Придумать веселую историю про утенка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

             Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

    Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

    Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

    Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

    Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”

    При составлении плана  урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...

    Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

    Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

    "Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»

    "Использование  технологии критического мышления  на уроках  чтения в начальных классах»...

    Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

    Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...